Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширять и активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Зимующие птицы».

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в живой природе, об особенностях жизни зверей и птиц в зимнее время.

Упражнять в образовании и употреблении в речи приставочных глаголов.

Развивать  внимание, память, мышление, связную речь, общую моторику, координацию речи с движениями.    

Воспитывать интерес к жизни животных и птиц, желание помочь им в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_iptitsy_gotovyatsya_k_zime.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе.

Тема: «Как звери и птицы к зиме готовятся»

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

Программные задачи.        

Коррекционно-образовательные. 

   Расширять и активизировать словарь по темам «Дикие животные», «Зимующие птицы».

   Закреплять знания детей о сезонных изменениях в живой природе, об особенностях жизни зверей и птиц в зимнее время.

   Упражнять в образовании и употреблении в речи приставочных глаголов.

Коррекционно-развивающие.

   Развивать  внимание, память, мышление, связную речь, общую моторику, координацию речи с движениями.        

Коррекционно-воспитательные.

   Воспитывать интерес к жизни животных и птиц, желание помочь им в зимнее время.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: картинка леса, картинки с изображением зверей, их детенышей и жилищ, зимующих птиц, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход НОД

        

1.Открытый вход в деятельность.

 Педагог приглашает детей вместе поиграть.

2.Вводно-организационный этап.

 Стихотворение «Времена года» Л. Завальной.

- Осень, осень! Где ты? – Нету!

Ночью дождик, а к рассвету

Клён стоит в морозных искрах,

Сухо, холодно. И снег

Где-то близко, очень близко,

Осень кончила свой бег.

Мотивация на деятельность.

- О каком времени года говориться в стихотворении?

- Какое время года наступит после осени?

- Сейчас поздняя осень и совсем скоро наступит холодная зима. Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес и посмотреть все ли там готово к приходу зимы. У меня в руках волшебная палочка, когда я ей взмахну, мы перенесемся в лес. Закройте глаза.

4.Расширение имеющихся знаний.

На экране картина осеннего леса.

 - Вот мы с вами и в лесу. Лес - это место, где много  чего? (деревьев, кустарников, грибов, птиц и животных).

-Как нужно вести себя в лесу? Почему?

- Кого же первого мы встретим.

На ветке не птичка-

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? (Белка)    (слайд или картинка)

- Что у белки в лапках?

Проворная зверюшка

Живёт в дупле – избушке.

Целый день скок - поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

-Куда белка несёт гриб? (В дупло.) (Слайд или картинка.) Это домик белки, в нём много запасов для нее и ее детенышей.

- Как они называются? (бельчата)

 -А вы знаете, что белка заготавливает из еды на зиму (грибы, ягоды) А еще она заготавливает орехи и желуди. Для того чтобы кормить себя и своих детей всю зиму.

Молодцы. А давайте мы поможем белочке и соберем для нее шишки в корзинку?

П/игра «Собери шишки»

На ковре рассыпаны шишки, дети под музыку собирают их в корзинку.

- Кто же ещё живет в лесу?  Угадайте.

-Летом он серый, а зимой белый. (Заяц.) (Слайд)

-Как называют детёнышей зайца? (Зайчата.) (Слайд)

Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев и ветки. Норы заяц не имеет, прячется в снегу, под елками; белого зайца в белом снегу совсем не видно. Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, чтобы быть незаметным.

5. Динамическая пауза 

У оленя дом большой, он глядит в своё окно,

Зайка по лесу бежит в дверь ему стучит.

Стук, стук. - Дверь открой, там в лесу, охотник злой.

Зайка, зайка забегай лапу подавай.

6. Отправляемся дальше.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке - снег, снег.

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

   А вы знаете, как медведь готовится к зиме? Все лето и осень он готовится: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в его доме будет тепло.

 А как называется его дом? (Слайд) Зимой у медведицы появляются детеныши. Как называют детёнышей медведя (Медвежата) (Слайд)

-Каких зверей мы с вами встречали?

- Кто еще живет в лесу?

- Волки, лисы , кабаны, лоси тоже подготовились к зимним холодам: их мех стал более теплым, толстым, потому что у них вырос подшерсток.

- Ребята, пока мы вами шли да разговаривали, очутились на поляне. И мне кажется, я слышу чьи-то голоса. (щебет птиц)

- Кто же это? (птицы)

- Птиц осталось немного. Куда же они делись?

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Вот, например, кто это?

Маленький мальчишка в сером ярмячишке.

По дворам шныряет, крохи собирает,

По ночам кочует, коноплю ворует.

- Воробей – маленькая, очень подвижная птица.

В холодную пору сидят воробьи, прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

-Ребята, где зимуют воробьи? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах).

 Где они находят пищу? (Во дворах, на свалках, в кормушках).

Эта птица-непоседа

Одного с берёзой цвета. Кто это?

- Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на боках белая, отсюда её прозвище -  сорока - белобока. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.

- Каких еще птиц можно увидеть зимой?

Птицам зимой холодно и голодно. Чтобы не замерзнуть, им приходится много летать, а для этого им надо быть сытыми.

-Где птицы могут найти зимой еду?

Физминутка

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

        

7. Знакомство с новым материалом.

- Посмотрите, кто это там бежит? (ежик)

- А как проводит зиму еж?

- Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. А сейчас он делает последние приготовления. Давайте расскажем, что делает еж, для этого надо к слову «бежит» добавить маленькие частички, чтобы получились новые слова. Понаблюдайте за ежиком и помогите мне рассказать, что он делает.

- Еж по дорожке …. (бежит). Он к пеньку ….(подбежал). Вокруг пенька… (обежал). На горку … (забежал). С горки … (сбежал). К яблоку….(подбежал). Взял яблоко и в лес …(убежал).

8. Практическая работа

Ну, что же нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, а я взмахну волшебной палочкой.

- Вот мы и дома. Вы помните, где мы с вами были? А кого мы встретили в лесу?

- Я предлагаю вам нарисовать животных и птиц, которых мы видели.

Самостоятельная работа детей.

9. Открытый выход из деятельности

Выставка детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна-красна».

Знакомство детей с изменениями в природе весной....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. "Опасности вокруг нас"

Формирование знаний об опасных ситуациях и предметах, с которыми дети  встречаются в быту.Закрепление знаний о пожароопасных предметах и профессии "пожарнай"....