Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Где живет снежная баба?»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Симакова Татьяна Игоревна

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электрический чайник, вата. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivet_snezhnaya_baba.docx101.65 КБ

Предварительный просмотр:

                          Занятие по ознакомлению детей с

                      окружающим миром в средней группе

                       на тему: «Где живет снежная баба?»

                                                                            Симакова Т.И.

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.

Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электрический чайник, вата. Часы «Времена года». Лоток со снегом.

 Ход занятия

Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
- о чем загадка? (о зиме)

- Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)

- Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, становится холодно, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, животные впадают в спячку и т.д.)

Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.

http://www.alegri.ru/images/219.jpg

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода.

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду –

Будешь мокрым ты до нитки.

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость - речка или твердь?

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом.

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость - речка или газ?

Ты ответь нам тот же час.

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки вода,

Ты запомни навсегда!

А. Туктаров

Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.

Проводится опытническая работа  «Каким бывает снег?»

Цель: Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.

Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электрический чайник.

Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим.

- Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)

- Сколько летает снежинок? (много)

- Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)

- Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)

- Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.

http://www.alegri.ru/images/220.jpg

- Мирон, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)

- А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)

- Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)

- Соня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.

- Получилось или нет? (получилось слепить снежок)

- Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)

- Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)

- Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)

- Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)

- Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.

http://www.alegri.ru/images/221(1).jpg

- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)

- Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)

- Что происходит с нашими снежинками? (они тают)

- Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)

- Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)

- Воду можно разломить? (нет)

- Потрогайте воду, какая она? (теплая)

- Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках - капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)

- Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.

http://www.alegri.ru/images/222.jpg

- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрический чайник? (ответы детей обсуждаются)

- Давайте проверим. Возьмем снег и опустим его в чайник.

- Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)

- А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).

- Если вода закипела, что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрический чайник? (электрический чайник)

В этот момент над чайником поместить кусочек ваты.

- Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)

- Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)

- Что дальше происходит с водой? (вода исчезла)

- Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)

- Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)

- Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)

- Итак, наши снежинки сначала превратились в ... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в ...(воду)

- А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)

Воспитатель: Вижу, вы немного устали, давайте подвигаемся и отдохнем:

 

Физкультминутка

 

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

 

Белые снежинки.

 

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)

 

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

 

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

 

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

 

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

 

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

 

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

 

Белые подружки.

 

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

 

Дети и старушки. (садятся на места)

 

- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:

Что случилось? Что такое?

Небо снова голубое,

Ходят в небе облака,

Солнце сушит им бока.

Горько плачет снеговик: -

К лужам с детства

Не привык!

Где ты, Дедушка Мороз?

Хоть немножко

Подморозь!

Может быть, ты болен?

Мною недоволен?

- Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)

- Вот что рассказывает нам поэт дальше в этом стихотворении:

Отвечает тихо вьюга: -

Дед не болен, не сердит

Просто он в гостях

У друга...

В холодильнике сидит!

Г. Лагздынь

- Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)

- Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?

И вода, и лед, и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это все-таки... Что? (вода)

- О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного. Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А что такое снежки? Хорошо зимой! Спасибо, ребята, все молодцы!  Давайте соберёмся на улицу и вместе будем лепить снеговиков и снежных баб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".

Програмное содержание:  Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет,                   ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"

Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»

Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»

Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»

Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Международный день снежного барса"

Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "Международный день снежного барса"....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Кто живет в воде".

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Кто живёт в воде».Задачи:Образовательные:-расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах;  -...