Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Где живет снежная баба?»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.
Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электрический чайник, вата. Часы «Времена года». Лоток со снегом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivet_snezhnaya_baba.docx | 101.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению детей с
окружающим миром в средней группе
на тему: «Где живет снежная баба?»
Симакова Т.И.
Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели теплые вещи. Устанавливать простейшие связи между временами года и погодой. Дифференцировать состояния воды и уметь зарисовывать эти состояния. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе.
Материал: магнитная доска. Символы состояния воды: твердое, жидкое, газообразное. Карандаши, бумага, настольная лампа, электрический чайник, вата. Часы «Времена года». Лоток со снегом.
Ход занятия
Воспитатель предлагает посмотреть в окно и задает детям загадку:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
- о чем загадка? (о зиме)
- Где должна стоять стрелка на наших часах «Времена года»? (стрелка должна стоять на синей части часов)
- Назовите самые главные приметы зимы (идет снег, становится холодно, деревья без листочков, люди надели теплые вещи, многие птицы улетели в теплые края, животные впадают в спячку и т.д.)
Воспитатель предлагает послушать стихотворение. По ходу чтения выставляет на магнитной доске символы состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.
Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода.
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду –
Будешь мокрым ты до нитки.
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то вода.
Ты подумай и ответь:
Жидкость - речка или твердь?
Зачерпнем воды из речки
И поставим греть на печке.
Пар заполнит весь наш дом.
А воды мы не найдем.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
Жидкость - речка или газ?
Ты ответь нам тот же час.
И вода, и лед, и пар,
Скажет вам и млад, и стар,
Это все-таки вода,
Ты запомни навсегда!
А. Туктаров
Воспитатель предлагает детям проверить слова поэта и доказать, что состояние воды может меняться.
Проводится опытническая работа «Каким бывает снег?»
Цель: Определить свойства снега: сыпучий, холодный, тает, лепится, превращается в воду.
Материалы: лоток со снегом, настольная лампа, электрический чайник.
Воспитатель вносит лоток со снегом. Снег должен быть сыпучим.
- Если я подую на снег, что происходит? (начинают летать снежинки)
- Сколько летает снежинок? (много)
- Что можно сказать о таком снеге, какой он? (сыпучий)
- Ребята, подойдите и потрогайте снег, какой он? (холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д.)
- Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летают каждая отдельно. Возьмите карандаши и нарисуйте, как летают снежинки.
- Мирон, ты нарисовал снег какой? (сыпучий)
- А теперь я подержу снег в руках. Мои руки какие? (теплые)
- Что происходит со снегом в моих руках? (снег нагревается)
- Соня, возьми этот снег и попробуй слепить снежок.
- Получилось или нет? (получилось слепить снежок)
- Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (не совсем холодный, слегка растаявший)
- Попробуйте подуть на него. Полетели снежинки? (нет, не полетели)
- Попробуйте разломить снежок. Можно его разломить? (можно разломить снежок, но трудно)
- Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (можно сказать, что они взялись все за ручки)
- Возьмите карандаши и зарисуйте, как снежинки держатся за ручки.
- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - руки человека или настольная лампа? (ответы, детей обсуждаются)
- Давайте проверим это. Воспитатель включает настольную лампу и ставит под ее лучи решетку со снегом на лоток, (снега должно быть мало, чтобы таяние не занимало много времени)
- Что происходит с нашими снежинками? (они тают)
- Во что превращаются наши снежинки? (в капельки воды)
- Почему капельки не остались на решетке? (потому что вода течет. Вода стекает в дырочки на решете.)
- Воду можно разломить? (нет)
- Потрогайте воду, какая она? (теплая)
- Если посмотреть на воду, что можно сказать о снежинках - капельках, как они держатся между собой? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что снежинки-капельки держатся очень близко друг к другу)
- Возьмите карандаши и нарисуйте, как держатся капельки воды.
- Скажите, что будет нагревать сильнее снег - настольная лампа или электрический чайник? (ответы детей обсуждаются)
- Давайте проверим. Возьмем снег и опустим его в чайник.
- Что происходит со снежинками? (снежинки тают и превращаются в капельки воды)
- А теперь что происходит с водой? (вода начинает пускать пузыри и над водой появляется пар, вода закипела).
- Если вода закипела, что мы можем сказать, кто сильнее нагрел снег: настольная лампа или электрический чайник? (электрический чайник)
В этот момент над чайником поместить кусочек ваты.
- Давайте представим, что это тучка. Потрогайте нашу тучку, какая она? (сухая, теплая, легкая)
- Куда поднимается пар от кипящей воды, в которой растаяли снежинки? (пар от воды поднимается в тучку)
- Что дальше происходит с водой? (вода исчезла)
- Куда могла деться вода? (ответы детей обсуждаются)
- Потрогайте нашу тучку, какая она? (мокрая, тяжелая)
- Как вы думаете, что произошло с водой? (вода превратилась в пар, пар поднялся в тучку и превратился в воду)
- Итак, наши снежинки сначала превратились в ... (капельки воды). Капельки воды мы нагрели, и они превратились в пар. Пар поднялся в тучку и превратился в ...(воду)
- А если мы эту воду поставим в холодильник, что произойдет с водой? (она замерзнет)
Воспитатель: Вижу, вы немного устали, давайте подвигаемся и отдохнем:
Физкультминутка
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки. (садятся на места)
- Послушайте, какая беда случилась со снеговиком:
Что случилось? Что такое?
Небо снова голубое,
Ходят в небе облака,
Солнце сушит им бока.
Горько плачет снеговик: -
К лужам с детства
Не привык!
Где ты, Дедушка Мороз?
Хоть немножко
Подморозь!
Может быть, ты болен?
Мною недоволен?
- Как вы думаете, где может быть Дед Мороз? (ответы детей обсуждаются)
- Вот что рассказывает нам поэт дальше в этом стихотворении:
Отвечает тихо вьюга: -
Дед не болен, не сердит
Просто он в гостях
У друга...
В холодильнике сидит!
Г. Лагздынь
- Где могут жить снежные бабы? (в холодильнике или там, где очень холодно)
- Прав ли был поэт, когда сказал вот такие слова?
И вода, и лед, и пар,
Скажет вам и млад, и стар,
Это все-таки... Что? (вода)
- О волшебнице воде мы с вами узнаем еще очень много интересного. Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А что такое снежки? Хорошо зимой! Спасибо, ребята, все молодцы! Давайте соберёмся на улицу и вместе будем лепить снеговиков и снежных баб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе . На тему: "Транспорт".
Програмное содержание: Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Моя семья"
Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о семье и нравственных нормах....
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»
Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок, -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»
Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок, -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Программные задачи. Воспитательные:- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.-Воспитывать интерес к игровым действиям, поступать в соответствии с правилами и общим игровым з...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Международный день снежного барса"
Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "Международный день снежного барса"....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Кто живет в воде".
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Кто живёт в воде».Задачи:Образовательные:-расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах; -...