Занятие
методическая разработка по окружающему миру на тему

НОД для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.68 КБ
Файл moya_malaya_rodina.docx17.03 КБ
Файл kolyada.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДДОУ «Галбайский детский сад»

НОД по познавательному развитию

на тему: « Знакомство с бурятским орнаментом, через традиции и обычаи бурятского народа

                                                       Воспитатель: Ардуева Т.Д-Д.

Конспект занятия для  средней группы на тему: « Знакомство с бурятским орнаментом, через традиции и обычаи бурятского народа

 Это интегрированное занятие знакомит детей с бурятским орнаментом через традиции и обычаи бурятского народа. Знакомство с обычаями и традициями своего народа способствуют формированию у детей духовной культуры, основы жизни наших предков. Здесь же закладывается преемственности связей поколений уважению к предкам. Знакомство с бурятским орнаментом раскрывает перед детьми яркую и неповторимую страницу художественного творчества народа. На занятии рассматриваются картины, орнаменты, дети читают стихотворения по теме, инсценируют сценку. Методика направлена на приобщение традициям и обычаям бурятского народа и формированию самостоятельно отражать этнокультурные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

 Программное содержание:

 • Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

 • Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к бурятскому народному орнаменту.

Цели:

 • Образовательные: Познакомить детей с разновидностями бурятского орнамента и его особенностями.

 • Развивающие: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

 • Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через национальные  праздники.

 Словарная работа: обогащение словаря - разновидности орнамента: растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники:  «Сагаалган», «Сурхарбан».

 Наглядный материал: пособия «Разновидности орнамента», изделия из бабушкиного сундука (бээлэй, дэгэл, жилет).

 Музыкальное оформление: бурятские народные мелодии и песни в записи.

 Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, бурятские мелодии, альбомы, цветные карандаши.

 Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений воспевающих народные  праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, загадок, поговорок. Рисование простейших узоров бурятского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Организация занятия: дети располагаются за столами полукругом.

Практическая работа: Разукрасить узор в полосе трёх видов орнамента: растительный, геометрический и зооморфный.

Домашнее задание: Придумать вместе с родителями свой орнамент и его разукрасить акварельными красками.

Ход занятия:

 Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним национальные  праздники нашего народа, которые мы отмечаем каждый год. Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (район, село).

Дети: Республика Бурятия, Тункинский район, село Галбай.

Воспитатель: Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Бурятия. В нашей республике проживают люди разных национальностей, которые чтят и помнят свои традиции и праздники. Давайте вспомним любимые праздники  бурятского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.

Дети: «Сагаалган», «Сурхарбан».

 Воспитатель: Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля по солнечному календарю. Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.

Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники - это праздники сердца, души народа.

Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?

Дети: Мы разучиваем песни, стихи,благопожелания, хороводы,еохор, а потом дружной семьёй, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на сагаалган. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наш повар.

Воспитатель: Название праздника «Сагаалган» произошло от слова «сагаан». Месяц же, в котором празднуют Сагаалган, называется сагаан Сар - «Белый месяц». В символике цветов белый месяц у монголоязычных народов связан с понятиями счастья, добра, благополучия, честности, чистоты. Сагаан hанаан - чистосердечность.

Первоначально праздник Сагаалган отмечался в осенний период, в октябре, перед началом зимовки скота. Но постепенно празднование было перенесено с осени на самый конец зимы, на февраль, на период массового отела, появления белой пищи.

-        Представьте себе, что мы с вами семья. Домашняя обстановка. Накрытый стол.  На столе стаканы, салаты, позы. И вдруг залаяла собака. К нам идут гости.

Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.

Инсценирование «Встреча гостей».(Айлшаниие угталга)

 Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике нашего народа, его отмечают обычно летом. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется?

Дети: Этот праздник называется Сурхарбан, он отмечается  в начале лета, когда окончены полевые работы.

Воспитатель: Сурхарбан- это национальный праздник бурят. Это один из самых распространенных  и популярных праздников. Это летний праздник, который проводится по завершении посевных работ и обязательно в воскресный день.

 Какие игры проводятся на Сурхарбане?

Дети: «Три игры мужей»(Эрын гурбан наадан)- борьба, скачки, стрельба из лука.

«Борьба»(барилдаан) - борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь, умеющий хорошо бороться , исполняет танец орла и получает живого барана. «Скачки на лошадях»(Мори урилдаан) начинают на дистанции 3-4 км. Лошадей специально готовят к скачкам. После скачек произносится хвала коню-победителю. «Стрельба из лука»(сур харбаха)- выбирается ровное место и расставляются вплотную друг к другу «суры»- комки шерсти, обшитые кожей.  

 Воспитатель: Давайте послушаем восхваление ( соло)

Барилдаанай соло

Бүхэли хара бэетэн,

Бүдүүн хара шандааһатан,

Хүжэ хара бэетэн,

Хүүжүүн хара шандааһатан.

Үндэр тэнгэри үршөөг,

Үргэн дэлхэй тодог!

Воспитатель: Ни один праздник бурятского народа не обходится без самого любимого, распространенного кругового танца ёхора.

Хоровод «Ёохор»

 Воспитатель: Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

 Мы сегодня с вами познакомимся с бурятским народным орнаментом. Орнамент - это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами бурятского  орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях.

 Физ. Минутка:

 Раз подняться, подтянутся,

 Два согнуться, разогнуться

 Три в ладоши – три хлопка

 Головою три кивка

 На четыре руки шире

 Пять руками помахать

 Шесть на стульчик сесть опять.

Воспитатаель: У бурятского народа существует несколько видов  орнамента:

 • первый вид - «Растительный». Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали давно. Орнаменты данной категории бывают: лиственные, цветочные, лотосовые.( показ рисунков). Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах, конской упряжи, поясов, женских украшений .

• второй вид орнамента - «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, сундуков, голенищ унтов, и т.д. Геометрические мотивы:

Точки, линии(ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды и т.д. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотив)

 • третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения пяти ключевых животных «Табан хушуу мал», животные бурятского календаря, эбэр угалза «роговидный.» Растительный орнамент – это символ красоты и жизни.

Воспитатель: А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны бурятского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический,  растительный или зооморфный. ( дети выбирают).

Воспитатель: Народные умельцы отдавали предпочтения ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте .

Во время работы детей включить музыку  с народными песнями.

 Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку «Бурятский народный орнамент» в нашей группе. А вечером, пожалуйста, расскажите своим родителям, что нового и интересного мы узнали сегодня на занятии.



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по нравственно- патриотическому воспитанию

«Моя малая Родина»

Средняя группа.

Цель: воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свое село; познакомить детей с достопримечательностями села Галбай; закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мыс вами, ребята, побеседуем о нашем селе.

(Стук в дверь, входит Мальвина)

Воспитатель: Здравствуй Мальвина

Мальвина: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с Мальвиной)

Мальвина: Ребята меня прислал к вам Буратино, я принесла вам от него письмо

Воспитатель: Мальвина, а почему Буратино не отправил письмо по почте?

Мальвина: Потому что он не знает вашего адреса.

Воспитатель: И правда, ребята, смотрите письмо не подписано, нет на конверте нашего адреса, поможем Мальвине, назовем наш адрес? А ты, Мальвина, внимательно слушай и запоминай.

Ребята, кто знает как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Как называется наша Республика

Дети: Бурятия

Воспитатель: А какое название у нашего района?

Дети: Тункинский

Воспитатель: А как называется наше село, в котором мы живем

Дети: село Галбай

Воспитатель: Правильно ( пишет на конверте Россия, Республика Бурятия, Тункинский  район, село Галбай) Ребята, но чтобы письмо по почте пришло и не потерялось, надо еще указать название улицы и номер дома. Кто- нибудь знает, как называется улица, на которой находится детский сад?

(дети называют улицу и номер дома, воспитатель записывает на конверте)

Воспитатель: Ну вот,ребята, мы и написали на конверте свой адрес (Зачитывает)

Воспитатель: Ребята, кто назовет свой домашний адрес? (Дети называют)

Воспитатель: Молодцы, ребята, а ты, Мальвина, запомнила (Мальвина отвечает)

А теперь посмотрим, что же прислал нам Буратино (воспитатель достает письмо и читает)

-«Здравствуйте, дети! Расскажите мне, пожалуйста, о своем селе. Я очень многое хочу о вас узнать. Давайте с вами будем дружить и переписываться. Буратино.»

Воспитатель: Расскажем о своем селе и покажем Мальвине, а она потом расскажет Буратино все, о чем узнает от нас.

- Ребята, сегодня в нашем детском саду открылась Фото-выставка нашего села. Посетим ее?

- Предлагаю Вам быть посетителями этой выставки, а я буду экскурсоводом или гидом. Экскурсовод или гид- это такой человек, который работает в музеях, выставках и рассказывает посетителям все о картинах, фотографиях, экспонатах. Согласны?

 Встаньте на ноги, влево- вправо повернитесь и на выставке окажитесь.

Воспитатель: На этом фото изображен дом Культуры, здесь проходят разнообразные концерты и театральные представления.

Дети: Мы сюда с родителями ходили на концерт

- А это фотография памятника воинам ВОВ. Это памятник солдатам, погибшим на войне. Сюда люди приносят цветы и венки.

- Ребята, посмотрите на это фото, что вы видите? Да, это игровая площадка, на ней горка , качели и карусель. Вы сюда ходите поиграть и покачаться на качелях и каруселях.

- Посмотрите на эту фотографию, что здесь вы видите? Это магазин, там продают продукты, одежду и разные вещи

- А теперь посмотрите сюда, что это за здание? Это наш любимый детский сад. Здесь мы играем и живем.

- А это здание вам знакомо? Да, это школа здесь дети учатся. Когда вы подрастете, тоже пойдете в школу.

Давайте вспомним известных писателей нашего села (А.Л.Ангархаев, В.Ж.Сыренов и т.д), и прочитаем их стихи.

Воспитатель: Ну вот и закончилась наша экскурсия, вам понравилось? А тебе Мальвина? Запомнила что- нибудь? Ребята, а давайте фотографии нашего села отправим Буратино, пусть он посмотрит в каком красивом селе мы с вами живем, а Мальвина расскажет ему все, что услышала на выставке.

(Воспитатель кладет фотографии в конверт и отдает Мальвине)

- Теперь на конверте мы написали свой адрес, Буратино не забудет его и ответ может прислать по почте (Мальвина прощается и уходит)

Воспитатель: Влево- вправо повернись, в детском саду очутись (Дети садятся на стульчики)

-Молодцы, ребята, на этом наша беседа заканчивается.



Предварительный просмотр:

“Коляда”

Звучит русская народная песня. Дети выходят в костюмах, танцуют.

(Колядовщики - дети  стучат в дверь)

Хозяйка: Входите, гости дорогие!

Колядовщики хором: Здравствуйте!

 (поют): Пришла коляда, отворяйте ворота

              Коляда, молода.  Коляде нужна еда.

             Дай Бог тому, кто в этом дому!

Колядовщики хором: Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!

                                         Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.

                                         Хозяюшка, можно ли колядки спеть?

Хозяйка: Можно, дорогие гости! Пойте, веселите и пляшите.

  Батор М.                      Чем, хозяюшка, нас одарите?

                             Что, хозяюшка, нам подарите?

                             Кувшин молока или каши горшок?

                             Кусок пирога или денег мешок?

Хозяйка:    Не плясали и не пели,

        Угощенья захотели?

        Погодите же, постойте,

       Попляшите и попойте!

Гэсэр : Коляда, коляда,                                          Ринчин : Коляда, коляда,

        Есть у деда борода.                                               Подавай еду сюда

        А весёлый петушок                                               Конфет коробок

       Носит красный гребешок!                                      Аккурат под Новый Год!

Артём : Не скупитесь на колядки,          

               Подавайте шоколадки

              Тогда будущий год

            Вам удачу принесёт

Лена: Ангел с неба к нам спустился

              И сказал Иисус родился

         Мы пришли его прославить,

     И вас с праздником поздравить.

Колядовщики хором:  С Новым Годом, Со всем родом!

                            Чтоб здоровы были,   Много лет жили.  

Хозяюшка:            Коляда, коляда,

                     Всех детей позвала,

                     Не сидеть, не скучать,

                    А всем весело играть!

         Проводится игра “Шёл козёл по лесу”  

Дети:             Ты,хозяюшка, подай!

                     Ты, отрадушка, подай!

                   Подавай- на ломай

                 Дай Бог тому, кто в этом дому

                Хозяюшке наш земной поклон!            

Хозяйка:  Ах, спасибо вам, колятки,

      Что пришли в наш дом на святки!

Приходила коляда

С колядой была звезда

Ты куда пошла опять, коляда?

Дети:       Впереди у нас дорожки

                Нам опять колядовать

              Да хозяев поздралять

  Хозяйка:    Вот вам угощенье – Сыр да печенье

                      Пряники , конфетки, Кушайте, детки!

                                       (Вручает мешочек с конфетами)

Колядовщики хором:   Спасибо, хозяюшка,  

                                       Вам  -  потешки,  нам -  на орешки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...