Тематический план работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир: природное окружение) в старшей логопедической группе на 2018-2019 учебный год.
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Грачева Надежда Викторовна

Октябрь

 

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

 

Тема:  «Осень золотая»

Программное содержание: продолжать формировать  представление о чередовании времён года;

- закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью;

- закреплять знания детей о знакомых деревьях и их листьях;

- формировать и активизировать словарный запас; учить образовывать однокоренные слова и согласовывать существующие с прилагательными (берёза - берёзовый лес, берёзовый лист и т. д.).

Литература

См. разработки

 

 

Прогулка в рябиновый сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.

 

Чтение стихотворений об осени.

 

Отгадывание загадок об осени.

 

 

Рассматривание альбома «Времена года»

 

Д/и «Времена года»

 

Рассматривание иллюстраций «Осень в лесу», «Осень в городе», «Осень в саду».

 

Альбом «Времена года»

 

 

Д/и «Времена года»

2 НЕДЕЛЯ

Огород. Овощи.

 

Тема:  «Во саду, ли во огороде»

Программное содержание: расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово - огородными растениями.

 

Литература

Соломенникова О.А.,  занятие №1,

стр. 36

 

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

 

 Дидактическая игра

«Что есть что?»

 

Пение песни «Урожай собирай»

 

 

Рисование

«Овощи и фрукты – лучшие продукты»

 

Лепка «Овощная лавка»

 

Рассматривание альбомов «Овощи».

 

Внести трафареты

«Овощи»

 

Внести пластилин

 

Внести альбомы «Овощи»

 

Внести дидактическую игру

«Что есть что?»

3 НЕДЕЛЯ

Сад. Фрукты

 

Тема:  «Овощи и фрукты на нашем столе»

Программное содержание: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

 

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 113

 

 

 

 Отгадывание загадок о фруктах.

 

Рисование и лепка овощей и фруктов.

 

 Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов.

 

 Игры с муляжами овощей и фруктов.

 

Иллюстраций с изображением фруктов.

 

Муляжи овощей и фруктов.

4 НЕДЕЛЯ

Лес. Грибы и лесные

ягоды

 

Тема:  «Прогулка по лесу»

Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного  мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

 

Литература

Соломенникова О.А., занятие №4,

стр. 42

 

П/и «У медведя во бору»

 

Р/и «Узнай на вкус»

 

Отгадывание загадок об ягодах и грибах.

 

Рисование и лепка ягод и грибов.

 

 

 

 Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов.

 

Рассматривание альбома «Ягоды».

 

Рассматривание альбома «Грибы».

 

Иллюстрации с изображением ягод и грибов.

 

Альбом «Ягоды».

 

Альбом «Грибы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Одежда

 

Тема:  «Наряды куклы Тани»

Программное содержание: познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года.

Литература

Дыбина О.В., занятие №7, стр. 31

 

 

Дидактическая игра «Одежда и ее часть»

 

Наблюдение за прохожими «Во что они одеты и почему?»

 

Беседа «История одежды»

 

Отгадывание загадок про одежду.

 

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин одежды»

 

Рассматривание альбома «Одежда»

 

Д/и «Что лишнее?»

 

Внести альбом «Одежда»

 

Д/и «Что лишнее?»

2 НЕДЕЛЯ

Обувь

 

Тема:  «Обувь»

Программное содержание: Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку. Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь. Развивать эстетический интерес к дизайну  обуви.

Литература

См. разработки

 

 

Д/и «Опиши предмет».

 

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

 

Чтение стихотворения В.Благининой «Научу обуваться и братца»

 

Рассматривание обуви на прогулке.

 

Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

 

Рассматривание иллюстраций с изображением обуви.

 

Д/и «Назови одним словом»

 

Рассматривание натуральной обуви.

 

 

Иллюстраций с изображением обуви.

 

Внести натуральную обувь.

3 НЕДЕЛЯ

Продукты

 

Тема:  «Здоровая пища»

Программное содержание: Закрепить знания детей о зависимости здоровья человека от витаминной и питательной ценности продуктов. Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Расширять и совершенствовать знания детей о продуктах питания.

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества – витамины», «правильное», или «здоровое питание».

Литература

См. разработки

 

Загадки в картинках,

словесная игра «Один-много», «Какой, какая, какие», «Найди лишнее»

 

 

Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей», «Магазин продуктов»

 

муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, курицы, батон, рогалик, яблоко, лимон, апельсин, груша, картинки продуктов питания

4 НЕДЕЛЯ

Посуда

 

Тема:  «Знакомство детей со свойствами стекла»

Программное содержание: Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное. Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала. Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

Литература

См. разработки

 

 

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

 

Лепка и аппликация разной посуды.

 

Рассматривание альбома «Посуда»

 

Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

 

 

Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

 

Альбом «Посуда»

 

Пластилин

5 НЕДЕЛЯ

Домашние птицы и птенцы

 

Тема:  «Домашние птицы»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Развивать словарный запас, память, мышление, воображение, двигательную активность. Воспитывать доброе отношение к птицам, к труду людей, ухаживающих за птицами.

 

Литература

См. разработки

 

Разучивание пальчиковых игр о домашних птицах.

 

Загадывание загадок на данную тему.

 

Рисование птиц с помощью схем.

 

Разрезные картинки «Домашние  птицы»

 

Рассматривание альбома «Домашние птицы».

 

Фигурки птичек,

 

альбом «Домашние птички»,

 

альбом «Схемы рисования Птиц»,

 

иллюстрации домашних птиц;

 

Декабрь

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Зима. Зимующие птицы

 

Тема:  «Пернатые друзья»

Программное содержание: формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о знании птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №6,

стр. 49

 

Наблюдение за птицами.

 

Кормление птиц.

 

П/и «Воробушки и автомобиль»

 

Рассматривание альбома «Птицы».

 

Рисование и лепка птичек.

 

 Альбом «Птицы».

2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные и детеныши

 

Тема:  «Лошадь и овца – домашние животные»

Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закрепить представление о том, что корова и коза – домашние животные.

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 128

 

 

Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»

 

Рисование «Лошадка и овечка»

 

Дидактическая игра

«Домашние животные»

Лепка «На лугу пасутся Ко…»

Рассматривание альбома

«Домашние животные»

 

 Внести дидактическую игру «Домашние животные»

 

 Внести пластилин

 

Внести альбом «Домашние животные»

3 НЕДЕЛЯ

Дикие животные и детеныши.

Жизнь диких животных зимой

 

Тема:  «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Программное содержание: дать детям представление о том, в лесу живут разные животные и что зима – для всех трудное время года, что звери по - разному приспособлены к жизни в это время; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться.

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 137

 

 

Беседа «Где живут белки?».

 

Д/и «Чьи вы детки?»

 

Д/и «Дикие животные»

 

Д/и «Угадай, кто это?»

 

Рассматривание альбома «Дома диких животных».

 

Д/и «Чьи вы детки?»

 

Д/и «Дикие животные»

 

Д/и «Угадай, кто это?»

 

Альбом «Дома диких животных».

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

2 НЕДЕЛЯ

Мебель

 

Тема:  «Мебельная фабрика»

Программное содержание:  закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.

Литература

Волчкова В.Н.,  стр. 35,  Занятие № 6

 

 

С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

 

Загадки о предметах мебели.

 

Рисование на тему «Мебель будущего»

 

Д/у «Как надо заправлять кровать» 

 

 

Рассматривание

фотоиллюстраций с изображением  корпусной и мягкой мебели.

 

Рассматривание альбома «Мебель»

 

Использование шаблонов и трафаретов  мебели

Раскрашивание иллюстраций из раскрасок.

 

Альбом «Мебель»

 

Трафареты мебели.

 

 

 

3  НЕДЕЛЯ

Грузовой и

пассажирский транспорт

 

Тема:  «Техника – наша помощница»

Программное содержание: уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметам и, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует.

Литература

Волчкова В.Н.,  стр. 89, Занятие № 3

 

Наблюдение за проезжающим транспортом,

 

Чтение рассказа «Работа», из цикла Д. Габе «Моя семья»

 

Рассматривание картинок  «Воздушный транспорт»,

 

Просмотр презентации «Транспорт».

 

подвижные игры (такси, поезд, самолёты)

 

дидактические игры: «на воде, на земле, в воздухе»

 

Домино «Транспорт»

 

Альбом «транспорт»,

 

схемы рисования «Транспорт»

4  НЕДЕЛЯ

Транспорт. Профессии  на транспорте

 

Тема:  «Транспорт и профессии»

Программное содержание:  расширять представления детей о видах транспорта, о профессиях людей работающих на разных видах транспорта. Развивать память, внимание, логическое мышление; расширять словарный запас.

Литература

См. разработки

 

Наблюдение за разными видами транспорта.

 

Чтение стихотворений о транспорте.

 

Загадывание загадок о транспорте.

 

Рассматривание машин разного назначения.

 

Рассматривание альбома «Транспорт»

 

Альбом «Транспорт»

 

Внести машины разного назначения.

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Детский сад. Профессии

 

Тема:  «Детский сад»

Программное содержание: показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятие о том, что сотрудников детского сада  надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Литература

Дыбина О.В., занятие № 6,  стр. 28

 

Беседа «Детский сад – наш дом второй»

 

Оформление фотогазеты «В детском садике своем мы рисуем и поем»

 Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

 

Рассматривание иллюстраций «Детский сад»

 

Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

 

 

Внести иллюстрации с режимными моментами детского сада.

 

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

2 НЕДЕЛЯ

Ателье. Закройщица

Тема:  «Для чего нужны ткани»

Программное содержание: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 86, Занятие № 2

 

 

Рассматривание инструментов,

 

д/и «Профессии»

 

рассматривание иллюстраций,

 

 чтение художественной литературы,

 

загадывание загадок.

 

Сюжетные игры

 

лото «Профессии»

 

Орудия труда к профессиям,

 

картинки с изображением профессий.

 

3 НЕДЕЛЯ

Наша армия

 

Тема:  «Российская армия»

Программное содержание: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Литература

Дыбина О.В., занятие № 12,  стр. 38

 

 

 Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

 

Отгадывание загадок о военной технике.

 

С/р игра «Пограничники»

 

 

Рассматривание альбома  с представителями различных родов войск.

 

Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

 

 

Альбом  с представителями различных родов войск.

 

Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

4 НЕДЕЛЯ

Дом. Стройка. Профессия строителя

Тема:  «Как люди используют кожу и дерево»

Программное содержание: познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь; развивать любознательность.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 96, Занятие № 5

 

 

 Игры со строительным материалом по схемам.

 

 

С/р игра «Строители»

 

С/р игра «Построим дом»

 

Картинки предметов строительства и мебели с «Р»

 

МАРТ

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

Тема:  «Как люди заботятся о своем здоровье весной?»

Программное содержание: уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами.

Литература

Николаева С.Н.,  стр. 157

 

Чтение стихотворений и рассказов о мамах. Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта.

Чтение стихотворения В. Шуграевой «Маме». Разучивание пословиц и поговорок о мамах и бабушках

 

с/р игра «Дочки-матери», рисование портретов мам, рисование поздравительных открыток

 

 

Рассматривание картин и открыток на тему «Мамы», «8 марта»,

Фотографии и портреты мам

2 НЕДЕЛЯ

Комнатные растения

 

Тема:  «Мир комнатных растений»

Программное содержание: Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Литература

Соломенникова О.А., занятие № 13,стр. 66

 

Рассматривание комнатных растений в группе.

 

Составление сравнительного рассказа.

 

Отгадывание загадок о цветах

 

Коллаж «Букет для мамы»

 

Художественная мастерская «Красивые цветочки»

 

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

 

Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры

 

Внести материал для художественной мастерской.

3 НЕДЕЛЯ

Пресноводные и аквариумные рыбы

Тема:  «Золотые рыбки декоративные домашние рыбки»

Программное содержание: уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличии от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью.

Литература

Николаева С.Н.,  стр. 182

 

Беседа «Что мы знаем о рыбах»

 

Чтение: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.

 

Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

 

 

Иллюстрации рыб.

 

Д/И «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

 

4 НЕДЕЛЯ

Наш город

 

Тема: «Мои родные Березники»

Программное содержание: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувства уважения к далеким предкам, землякам Пермского края, бережное отношение к истории родного города.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 107, Занятие № 1

 

 

 

Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

 

Беседы о городе, экскурсии по городу, детско-родительский проект «Я живу в Березниках», заучивание стихотворений о городе, беседы о городе.

 

Рассматривание иллюстрация о городе, конструирование «город», разрезные картинки «виды города», Лото «Достопримечательности», «Герб»

 

 

 

Альбом «Березники, мои Березники…

 

Открытки с видами города Березники.

 

Раскраски «Березники»

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весенние работы на селе

 

Тема: «Весенняя страда»

Программное содержание: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №16, стр. 73

 

 

 

Беседа  «Семечко - рассада – помидор»

 

 Просмотр презентации «Весенняя страда»

 

Знакомство с профессией агронома.

 

Д/и «Времена года»

 

Рассматривание иллюстраций комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

 

Д/и «Времена года»

 

Иллюстрации комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

2 НЕДЕЛЯ

Космос

 

Тема: «Этот загадочный космос»

Программное содержание: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение,фантазию.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 162, Занятие № 4

 

 

Беседа о космосе.

 

Отгадывание загадок о космосе.

 

Подвижная игра «Космонавты»

 

 

Рассматривание планет солнечной системы.

 

Рисование звездного неба.

 

Игрушки планеты солнечной системы.

3 НЕДЕЛЯ

Откуда хлеб пришёл

 

Тема:  «Хлеб – всему голова»,

Программное содержание: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 24, Занятие № 2

 

Беседа «Хлеб - всему голова»

 

 Экспериментирование: Проращивание ростков пшеницы, ржи.

 

Чтение художественной литературы р. н. сказка «Пшеничный колосок»

 

 

 

Рассматривание на картине строение колоска. 

 

Рисование палочками на песке «Зернышки для птичек»

Предложить трафареты и раскраски колоска.

 

Трафареты, раскраски колосьев.

 

 

4 НЕДЕЛЯ

Почта

 

Тема: «Письма заболевшим детям»

Программное содержание: воспитывать у детей  ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив к другим людям; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, сидеть дома; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от  ребят из группы; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Литература

Николаева С.Н., стр. 132

 

 

Беседа о профессии почтальона.

 

Выучить с детьми домашний адрес.

 

Рассматривание почтовых конвертов.

 

Рассматривание различных открыток.

 

Почтовые конверт

 

Открытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЙ

 

 

ООД

 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

 

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весенние каникулы

 

Тема: «Весна в жизни лесных зверей»

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия.

Литература

Николаева С.Н., стр. 165

 

Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи»

 

Разучивание пальчиковой игры «Весна»

 

 

 

Рассматривание альбома «Весна»

 

Д/и «Собери картинку»

 

Н/и «Одень Машу на прогулку»

 

Альбом «Весна» выставка иллюстраций и книг о весне.

 

Д/и «Собери картинку»

 

Н/и «Одень Машу на прогулку»

2 НЕДЕЛЯ

ПДД

 

Тема: «Безопасность на дороге»

Программное содержание: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 182, Занятие № 3

 

 

Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности»

Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу»,

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?»

 

 

С/р игра «Улица», «Путешествие по городу»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге.

Рисования «Мой дорожный знак».

Д/игры: «Угадай, какой знак».

 

 

Иллюстрации с изображением различных ситуаций на дороге.

Д/игры: «Угадай, какой знак».

 

3 НЕДЕЛЯ

Лето. Насекомые

 

Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Программное содержание: расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

 

Литература

Соломенникова О.А., занятие №18, стр. 77

 

Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций

 

 Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное»

 

 

 

Раскрашивание насекомых,  оригами «Бабочки», «Паук»

 

музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица расскажи-ка о насекомом, маски – насекомых, раскраски насекомые,

4 НЕДЕЛЯ

Лето. Цветы на лугу

 

Тема: «Леса и луга нашей родины»

Программное содержание: закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира, Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Литература

Соломенникова О.А., занятие №15, стр. 71

 

 

Беседа «Солнце и растение»

 

Отгадывание загадок о цветах

 

Д/и «Садовник»

 

 

с/р игры «Цветочный магазин»

 

Д/игра «Четвертый лишний»

 

Предложить трафареты «Цветы»

 

 

Трафареты «Цветы»

 

Карандаши цветные

 

Д/игра «Четвертый лишний»

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Волчкова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» - Воронеж, 2010.
  2. Дыбина О.В. « Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2017.
  3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» - Москва «Просвещение, 2001
  4. Нищева В.Н. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» - Санкт - Петербург  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2015.

 

 

           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2018-2019.docx63.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №72»

Тематический план работы

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

(ребенок и окружающий мир:

природное окружение)

в старшей логопедической группе

на 2018-2019 учебный год.

                     Воспитатель: Грачева Н.В.

                                                     

                                                       

г. Березники

2018г.

Октябрь

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Тема:  «Осень золотая»

Программное содержание: продолжать формировать  представление о чередовании времён года;

- закреплять знания о сезонных изменениях в природе осенью;

- закреплять знания детей о знакомых деревьях и их листьях;

- формировать и активизировать словарный запас; учить образовывать однокоренные слова и согласовывать существующие с прилагательными (берёза - берёзовый лес, берёзовый лист и т. д.).

Литература

См. разработки

 

Прогулка в рябиновый сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.

Чтение стихотворений об осени.

Отгадывание загадок об осени.

Рассматривание альбома «Времена года»

Д/и «Времена года»

Рассматривание иллюстраций «Осень в лесу», «Осень в городе», «Осень в саду».

Альбом «Времена года»

Д/и «Времена года»

2 НЕДЕЛЯ

Огород. Овощи.

Тема:  «Во саду, ли во огороде»

Программное содержание: расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово - огородными растениями.

Литература

Соломенникова О.А.,  занятие №1,

стр. 36

Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

 Дидактическая игра

«Что есть что?»

Пение песни «Урожай собирай»

Рисование

«Овощи и фрукты – лучшие продукты»

Лепка «Овощная лавка»

Рассматривание альбомов «Овощи».

Внести трафареты

«Овощи»

Внести пластилин

Внести альбомы «Овощи»

Внести дидактическую игру

«Что есть что?»

3 НЕДЕЛЯ

Сад. Фрукты

Тема:  «Овощи и фрукты на нашем столе»

Программное содержание: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 113

 Отгадывание загадок о фруктах.

Рисование и лепка овощей и фруктов.

 

 Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов.

 Игры с муляжами овощей и фруктов.

Иллюстраций с изображением фруктов.

Муляжи овощей и фруктов.

4 НЕДЕЛЯ

Лес. Грибы и лесные

ягоды

Тема:  «Прогулка по лесу»

Программное содержание: расширять представления детей о разнообразии растительного  мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №4,

стр. 42

П/и «У медведя во бору»

Р/и «Узнай на вкус»

Отгадывание загадок об ягодах и грибах.

Рисование и лепка ягод и грибов.

 Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов.

Рассматривание альбома «Ягоды».

Рассматривание альбома «Грибы».

Иллюстрации с изображением ягод и грибов.

Альбом «Ягоды».

Альбом «Грибы».

Ноябрь

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Одежда

Тема:  «Наряды куклы Тани»

Программное содержание: познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побуждать устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года.

Литература

Дыбина О.В., занятие №7, стр. 31

Дидактическая игра «Одежда и ее часть»

Наблюдение за прохожими «Во что они одеты и почему?»

Беседа «История одежды»

Отгадывание загадок про одежду.

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин одежды»

Рассматривание альбома «Одежда»

Д/и «Что лишнее?»

Внести альбом «Одежда»

Д/и «Что лишнее?»

2 НЕДЕЛЯ

Обувь

Тема:  «Обувь»

Программное содержание: Уточнить название и назначение обуви. Учить группировать обувь по сезонному признаку. Развивать лексический, грамматический строй речи, связную речь. Развивать эстетический интерес к дизайну  обуви.

Литература

См. разработки

Д/и «Опиши предмет».

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Чтение стихотворения В.Благининой «Научу обуваться и братца»

Рассматривание обуви на прогулке.

Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Рассматривание иллюстраций с изображением обуви.

Д/и «Назови одним словом»

Рассматривание натуральной обуви.

Иллюстраций с изображением обуви.

Внести натуральную обувь.

3 НЕДЕЛЯ

Продукты

Тема:  «Здоровая пища»

Программное содержание: Закрепить знания детей о зависимости здоровья человека от витаминной и питательной ценности продуктов. Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Расширять и совершенствовать знания детей о продуктах питания.

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества – витамины», «правильное», или «здоровое питание». 

Литература

См. разработки

Загадки в картинках,

словесная игра «Один-много», «Какой, какая, какие», «Найди лишнее»

Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей», «Магазин продуктов»

муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, курицы, батон, рогалик, яблоко, лимон, апельсин, груша, картинки продуктов питания

4 НЕДЕЛЯ

Посуда

Тема:  «Знакомство детей со свойствами стекла»

Программное содержание: Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое,  хрупкое,  шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное. Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала. Знакомить с историей  изобретения стекла,  с профессией взрослых: стеклодув.  

Литература

См. разработки

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Лепка и аппликация разной посуды.

Рассматривание альбома «Посуда»

Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

Разрезные картинки «Посуда», набор «Чайный сервиз», набор «Столовая посуда».

Альбом «Посуда»

Пластилин

5 НЕДЕЛЯ

Домашние птицы и птенцы

Тема:  «Домашние птицы»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними птицами. Развивать словарный запас, память, мышление, воображение, двигательную активность. Воспитывать доброе отношение к птицам, к труду людей, ухаживающих за птицами.

Литература

См. разработки

Разучивание пальчиковых игр о домашних птицах.

Загадывание загадок на данную тему.

Рисование птиц с помощью схем.

Разрезные картинки «Домашние  птицы»

Рассматривание альбома «Домашние птицы».

Фигурки птичек,

альбом «Домашние птички»,

альбом «Схемы рисования Птиц»,

иллюстрации домашних птиц; 

Декабрь

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Зима. Зимующие птицы

Тема:  «Пернатые друзья»

Программное содержание: формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о знании птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №6,

стр. 49

Наблюдение за птицами.

Кормление птиц.

П/и «Воробушки и автомобиль»

Рассматривание альбома «Птицы».

Рисование и лепка птичек.

 Альбом «Птицы».

2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные и детеныши

Тема:  «Лошадь и овца – домашние животные»

Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закрепить представление о том, что корова и коза – домашние животные.

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 128

Беседа «Пейте дети молоко – будете здоровы»

Рисование «Лошадка и овечка»

Дидактическая игра

«Домашние животные»

Лепка «На лугу пасутся Ко…»

Рассматривание альбома

«Домашние животные»

 Внести дидактическую игру «Домашние животные»

 Внести пластилин

Внести альбом «Домашние животные»

3 НЕДЕЛЯ

Дикие животные и детеныши.

Жизнь диких животных зимой

Тема:  «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Программное содержание: дать детям представление о том, в лесу живут разные животные и что зима – для всех трудное время года, что звери по - разному приспособлены к жизни в это время; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться.

Литература

Николаева С.Н.,   стр. 137

Беседа «Где живут белки?».

Д/и «Чьи вы детки?»

Д/и «Дикие животные»

Д/и «Угадай, кто это?»

Рассматривание альбома «Дома диких животных».

Д/и «Чьи вы детки?»

Д/и «Дикие животные»

Д/и «Угадай, кто это?»

Альбом «Дома диких животных».

ЯНВАРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 НЕДЕЛЯ

Мебель

Тема:  «Мебельная фабрика»

Программное содержание:  закрепить знания о мебели, о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать свои оригинальные проекты; закрепить навыки работы со строительным материалом, используя все разнообразие строительных деталей; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию.

Литература

Волчкова В.Н.,  стр. 35,  Занятие № 6

С. Маршак «Откуда стол пришёл?»

Загадки о предметах мебели.

Рисование на тему «Мебель будущего»

Д/у «Как надо заправлять кровать» 

Рассматривание

фотоиллюстраций с изображением  корпусной и мягкой мебели.

Рассматривание альбома «Мебель»

Использование шаблонов и трафаретов  мебели

Раскрашивание иллюстраций из раскрасок.

Альбом «Мебель»

Трафареты мебели.

3  НЕДЕЛЯ

Грузовой и

пассажирский транспорт

Тема:  «Техника – наша помощница»

Программное содержание: уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметам и, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он ее совершенствует и преобразует.

Литература

Волчкова В.Н.,  стр. 89, Занятие № 3

Наблюдение за проезжающим транспортом,

 

Чтение рассказа «Работа», из цикла Д. Габе «Моя семья»

Рассматривание картинок  «Воздушный транспорт»,

Просмотр презентации «Транспорт».

подвижные игры (такси, поезд, самолёты)

дидактические игры: «на воде, на земле, в воздухе»

Домино «Транспорт»

Альбом «транспорт»,

схемы рисования «Транспорт»

4  НЕДЕЛЯ

Транспорт. Профессии  на транспорте

Тема:  «Транспорт и профессии»

Программное содержание:  расширять представления детей о видах транспорта, о профессиях людей работающих на разных видах транспорта. Развивать память, внимание, логическое мышление; расширять словарный запас.

Литература

См. разработки

Наблюдение за разными видами транспорта.

Чтение стихотворений о транспорте.

Загадывание загадок о транспорте.

Рассматривание машин разного назначения.

Рассматривание альбома «Транспорт»

Альбом «Транспорт»

Внести машины разного назначения.

ФЕВРАЛЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Детский сад. Профессии

Тема:  «Детский сад»

Программное содержание: показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятие о том, что сотрудников детского сада  надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Литература

Дыбина О.В., занятие № 6,  стр. 28

Беседа «Детский сад – наш дом второй»

Оформление фотогазеты «В детском садике своем мы рисуем и поем»

 Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Рассматривание иллюстраций «Детский сад»

Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

Внести иллюстрации с режимными моментами детского сада.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

2 НЕДЕЛЯ

Ателье. Закройщица

Тема:  «Для чего нужны ткани»

Программное содержание: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 86, Занятие № 2

Рассматривание инструментов,

д/и «Профессии»

рассматривание иллюстраций,

 чтение художественной литературы,

загадывание загадок.

Сюжетные игры

лото «Профессии»

Орудия труда к профессиям,

картинки с изображением профессий.

3 НЕДЕЛЯ

Наша армия

Тема:  «Российская армия»

Программное содержание: продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Литература

Дыбина О.В., занятие № 12,  стр. 38

 Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

Отгадывание загадок о военной технике.

С/р игра «Пограничники»

Рассматривание альбома  с представителями различных родов войск.

Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

Альбом  с представителями различных родов войск.

Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

4 НЕДЕЛЯ

Дом. Стройка. Профессия строителя

Тема:  «Как люди используют кожу и дерево»

Программное содержание: познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь; развивать любознательность.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 96, Занятие № 5

 Игры со строительным материалом по схемам.

С/р игра «Строители»

С/р игра «Построим дом»

Картинки предметов строительства и мебели с «Р»

МАРТ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весна. Приметы весны. Мамин праздник

Тема:  «Как люди заботятся о своем здоровье весной?»

Программное содержание: уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека; что организм надо укреплять и развивать; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, потреблять продукты, богатые витаминами.

Литература

Николаева С.Н.,  стр. 157

Чтение стихотворений и рассказов о мамах. Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта.

Чтение стихотворения В. Шуграевой «Маме». Разучивание пословиц и поговорок о мамах и бабушках

с/р игра «Дочки-матери», рисование портретов мам, рисование поздравительных открыток

Рассматривание картин и открыток на тему «Мамы», «8 марта»,

Фотографии и портреты мам

2 НЕДЕЛЯ

Комнатные растения

Тема:  «Мир комнатных растений»

Программное содержание: Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Литература

Соломенникова О.А., занятие № 13,стр. 66

Рассматривание комнатных растений в группе.

Составление сравнительного рассказа.

Отгадывание загадок о цветах

Коллаж «Букет для мамы»

Художественная мастерская «Красивые цветочки»

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры

Внести материал для художественной мастерской.

3 НЕДЕЛЯ

Пресноводные и аквариумные рыбы

Тема:  «Золотые рыбки декоративные домашние рыбки»

Программное содержание: уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличии от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью.

Литература

Николаева С.Н.,  стр. 182

Беседа «Что мы знаем о рыбах»

Чтение: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.

Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

Иллюстрации рыб.

Д/И «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».

4 НЕДЕЛЯ

Наш город

Тема: «Мои родные Березники»

Программное содержание: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувства уважения к далеким предкам, землякам Пермского края, бережное отношение к истории родного города.

Литература 

Волчкова В.Н., стр. 107, Занятие № 1

Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

Беседы о городе, экскурсии по городу, детско-родительский проект «Я живу в Березниках», заучивание стихотворений о городе, беседы о городе.

Рассматривание иллюстрация о городе, конструирование «город», разрезные картинки «виды города», Лото «Достопримечательности», «Герб»

Альбом «Березники, мои Березники…

Открытки с видами города Березники.

Раскраски «Березники»

АПРЕЛЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весенние работы на селе

Тема: «Весенняя страда»

Программное содержание: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №16, стр. 73

Беседа  «Семечко - рассада – помидор»

 Просмотр презентации «Весенняя страда»

Знакомство с профессией агронома.

Д/и «Времена года»

Рассматривание иллюстраций комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

Д/и «Времена года»

Иллюстрации комбайна, зерновых культур, зернобобовых культур.

2 НЕДЕЛЯ

Космос

Тема: «Этот загадочный космос»

Программное содержание: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение,фантазию.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 162, Занятие № 4

Беседа о космосе.

Отгадывание загадок о космосе.

Подвижная игра «Космонавты»

Рассматривание планет солнечной системы.

Рисование звездного неба.

Игрушки планеты солнечной системы.

3 НЕДЕЛЯ

Откуда хлеб пришёл

Тема:  «Хлеб – всему голова»,

Программное содержание: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 24, Занятие № 2

Беседа «Хлеб - всему голова»

 Экспериментирование: Проращивание ростков пшеницы, ржи.

Чтение художественной литературы р. н. сказка «Пшеничный колосок»

Рассматривание на картине строение колоска

Рисование палочками на песке «Зернышки для птичек»

Предложить трафареты и раскраски колоска.

Трафареты, раскраски колосьев.

4 НЕДЕЛЯ

Почта

Тема: «Письма заболевшим детям»

Программное содержание: воспитывать у детей  ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив к другим людям; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, сидеть дома; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от  ребят из группы; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Литература

Николаева С.Н., стр. 132

 

Беседа о профессии почтальона.

Выучить с детьми домашний адрес.

Рассматривание почтовых конвертов.

Рассматривание различных открыток.

Почтовые конверт

Открытки.

МАЙ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 НЕДЕЛЯ

Весенние каникулы

Тема: «Весна в жизни лесных зверей»

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия.

Литература

Николаева С.Н., стр. 165

Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи»

Разучивание пальчиковой игры «Весна»

Рассматривание альбома «Весна»

Д/и «Собери картинку»

Н/и «Одень Машу на прогулку»

Альбом «Весна» выставка иллюстраций и книг о весне.

Д/и «Собери картинку»

Н/и «Одень Машу на прогулку»

2 НЕДЕЛЯ

ПДД

Тема: «Безопасность на дороге»

Программное содержание: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Литература

Волчкова В.Н., стр. 182, Занятие № 3

Беседа «Дисциплина на дороге - залог безопасности»

Чтение художественной литературы: С. Волков «Про правила дорожного движения»: "Как пройти через дорогу»,

Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности на дороге».

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут дорожные знаки?»

С/р игра «Улица», «Путешествие по городу»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге.

Рисования «Мой дорожный знак».

Д/игры: «Угадай, какой знак».

Иллюстрации с изображением различных ситуаций на дороге.

Д/игры: «Угадай, какой знак».

3 НЕДЕЛЯ

Лето. Насекомые

Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Программное содержание: расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №18, стр. 77

Беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций

 Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное»

 

Раскрашивание насекомых,  оригами «Бабочки», «Паук»

музыкальная запись со звуками насекомых, картинки с изображением насекомых, мнемотаблица расскажи-ка о насекомом, маски – насекомых, раскраски насекомые,

4 НЕДЕЛЯ

Лето. Цветы на лугу

Тема: «Леса и луга нашей родины»

Программное содержание: закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира, Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Литература

Соломенникова О.А., занятие №15, стр. 71

Беседа «Солнце и растение»

Отгадывание загадок о цветах

Д/и «Садовник»

с/р игры «Цветочный магазин»

Д/игра «Четвертый лишний»

Предложить трафареты «Цветы»

 

Трафареты «Цветы»

Карандаши цветные

Д/игра «Четвертый лишний»

Литература:

  1. Волчкова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие» - Воронеж, 2010.
  2. Дыбина О.В. « Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2017.
  3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» - Москва «Просвещение, 2001
  4. Нищева В.Н. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет» - Санкт - Петербург  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозайка – Синтез, 2015.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"

Лексическая тема:"Зимующие птицы"  Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Помощники Самоделкина»

Аннотация:Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста.  Проводя данное занятие, мы закрепляем представления детей о предметах бытовой техники, ее роли в жизни человека...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ МИР)) ТЕМА «ПРОФЕССИЯ ХИМИК»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»  (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ(ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ МИР))ТЕМА &l...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) Тема: «Экономика для малышей» средняя группа «Березка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим). Тема: "Экономика для малышей"....

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Где живёт курочка Ряба»? в 1 младшей группе.

Курочка-Ряба, один  из  первых  сказочных  персонажей,  с  которыми знакомится ребенок.Курочке посвящено много сказок, потешек, песенок. Тема проекта была выбрана с ...