Путешествие в весенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна

Формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_vesenniy_les-_podgot.att_._zan.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

     Детский сад №1 «Ромашка» МР Учалинский район   Республики  Башкортостан

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                          Утверждено:

                                                                   Заведующий МАДОУ Д/с  №1 «Ромашка»                  

                                                                           МР Учалинский район РБ

                                                  __________Фазлуллина Ф.Ф.

                   Конспект  открытого мероприятия:

          ООД по экологии с элементами исследования                                                          

   в подготовительной   группе  № 10 « Божья  коровка »                    

           на  тему: « Путешествие  в  весенний лес ».

                                                     

                                                              Воспитатель первой категории

                                     Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна

                             

                                               

                                                               Учалы - 2015                

 Интеграция образовательных областей:

-  социально-коммуникативное развитие - ( трудовое воспитание);

-  познавательная область - ( развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы);

-  речевое развитие - ( развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);

-  художественно-эстетическое развитие – ( приобщение к искусству( к музыке), музыкальная деятельность( пение, музыкально-ритмические движения.));

-  физическое развитие – ( физическая культура – ( игры.)).

Цель: формировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Задачи:

Образовательные:

-  совершенствовать умения обобщать и систематизировать представления о времени года  весна и о весенних изменениях в природе;

-  расширять и уточнять представления детей о растениях луга, сада, леса; 

-  продолжать учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;

-  конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и способах ухода за ними;

-  формировать трудовые умения высаживать семена цветов, используя полученные ранее навыки;

-  формировать представления о правилах поведения в природе, знакомить с Красной книгой, с растениями, занесенными в нее;

-  формировать умение старательно и аккуратно выполнять посильные поручения.

Развивающие:

-  развивать познавательно – исследовательский интерес, привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям;

-  развивать в игре память, сообразительность, находчивость, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

-  развивать навыки речевого общения и умение делать выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

-  обогащать словарный запас, используя разные части речи и расширить кругозор;

-  развивать двигательную активность .

Воспитательные:

-  формировать интерес к познанию природы родного края;

-  воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться;

-  воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим;

-  воспитывать уверенность, инициативу, отзывчивость, взаимопомощь, доброту, трудолюбие, старание, аккуратность.

Предварительная работа: 

-  проведение НОД: «Весна пришла!», «Признаки весны», «Условия, необходимые для роста растений», «Комнатные растения – спутники нашей жизни»;

-  рассматривание иллюстраций, альбомов о весне, о весенних изменениях ,  чтение  стихов, сказок и рассказов о весне;

-  разучивание стихов, загадок, песен – хороводов: Язгы голдэр», «Яз килде» и движений к ним;

-  разучивание танца цветов;

-  заучивание  логоритмических  упражнений: «Пришла Весна», «На окне в горшочках»,  правил д/и: «Что в начале, а что потом», игры: «Передача настроения»;

-  проведение изобразительной деятельности на тему: «Весна», «Весенние цветы»;

-  проведение исследовательской деятельности: наблюдение за весенними явлениями природы, погоды, за комнатными цветущими растениями, посеве семян огурца в почву и наблюдение за ростком.

Индивидуальная работа:

-  с Алиной, Самирой и  и Камиллой  продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании загадок;

-   с Данилом, Даной и Артемом  над выразительным чтением стихотворений;

-   с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

-  с  Амалией, Раилем и Тимуром над развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;

-   с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и  в хороводах, ритмично выполнять движения, перестроения, согласовывая слова с движениями;

-   с подгруппой детей над закреплением умения работать с инструментами для посадки при посеве семян в почву.

Словарная работа: чудесная страна, подснежник, ландыш, медуница, ветреница, Красная книга, исчезающие, семечко, росток, бутон, цветок, плод, Календула, посадка, бороздка, присыпать, равномерно, календарь наблюдений, яз, язгы голдэр, яз килде .

Демонстрационный материал: слайды: «Ранняя весна», «Поздняя весна», презентация: «Весенние цветы.», слайд: «Красная книга», презентация: «Что в начале, а что потом?», слайды: «семена цветка Календулы», «цветы Календулы», презентация: «Условия, необходимые  для роста растений.».

Оборудование: мультимидийный проектор, указка , декорация – деревья, детские  костюмы цветов, ящики с землей, инструменты, необходимые для посадки семян, семена цветка «Календула».

Методы и приемы:

Словесные:  беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.

Игровые: сюрпризный момент – весенние цветы приглашают в гости, в лесу встречается Весна, логоритмические упражнения: «Пришла Весна», «На окне в горшочках», д/и: «Что в начале, а что потом», игра: «Передача настроения».

Наглядные:  слайды: «Ранняя весна», «Поздняя весна», презентация: «Весенние цветы.», слайд: «Красная книга», презентация:«Что в начале, а что потом?», слайды: «семена цветка Календулы», «цветы Календулы», презентация: «Условия, необходимые  для роста растений.»,  карточки  с изображениями: семечко, росток, бутон, цветок, плод, семена цветка «Календула».

Инновационный метод: презентации,  упражнение – аутотренинг, проведение д/и с использованием мультимидийного проектора.

                                                       

 

                                    Ход совместной деятельности:

    Дети входят в зал. Становятся полукругом.

-  Ребята, сегодня ясное солнечное утро и поэтому у нас с вами хорошее настроение. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и  подарим им наше хорошее настроение.

                                               Игра: «Передача настроения.»

    Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло, нежность, добро друг другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое тепло и нежность гостям! (имитируют игру в «ладошки»). Посмотрите, как всем стало хорошо!

                    Танец цветов.

  Цветы: В страну чудесную

                 Мы приглашаем вас пойти.

                 Интересней приключенья

                 Нам, ребята, не найти.

                 Нет и снега там, нет и холода,

                 Там все проснулось ото сна.

                 Мы приглашаем вас пойти

                 В страну чудесную — Весна!

-  Ребята, посмотрите, какие прекрасные весенние цветы. Они приглашают нас в чудесную страну. Согласны отправиться с ними в путешествие?                                                                                                                                                  

- Тогда становитесь за мной друг за другом и мы отправляемся в путь.

                            Двигательный  тренинг. (Запись - шум леса.)

    Спокойно идем по тропинке… вокруг кусты, деревья… молодая, зеленая травка…радостно поют птицы… шелестит зеленая листва на деревьях… ярко светит солнце… на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, но чтобы спокойно пройти через него нужно крепко держаться за перила двумя руками. Ну вот  перешли и спокойно идем по тропинке… Как  хорошо вокруг! Вот мы и пришли! Теперь можно на полянке присесть.

-  Ребята, мы попали в чудесную страну под названием лес. Как вы думаете, какое время года сейчас в лесу? (Весна.)

-  Скажите, какая весна наступила в чудесной стране? (Поздняя весна.)

-  Почему вы так подумали? (Потому, что солнце греет ярко, появились зеленые листочки на кустах и на деревьях, щебечут и поют птички, земля покрыта зеленой травой.) (Слайды  № 1.1.)     

-  Ребята, какая еще бывает весна? (Ранняя весна.)

-  Что происходит с природой ранней весной? (Тают сугробы, бегут ручейки, солнце греет слабее.) (Слайды  № 1.2.)     

Цветы:

 -  Но сейчас в чудесной стране уже поздняя весна.

 -  А поздней весной в лесу расцветают разнообразные, весенние цветы.

 -  Мы сейчас вам загадаем загадки о весенних цветах.

 -  А вы внимательно послушайте.

 -  И тогда вы догадаетесь, какие цветы здесь растут.

                                     Презентация: «Весенние цветы»   (Слайды №2.)     

1.  На лесной проталинке

     Вырос цветик маленький.

     Прячется в валежник

     Беленький … (подснежник).

2.  Белые горошки

     На зелёной ножке (ландыши).

3.  Это прозвище недаром у красивого цветка.

     Капля сочного нектара и душиста и сладка.

     От простуды излечиться вам поможет… (медуница).

4.  Цветы ветреницы на белых стебельках,

     покачиваются, даже от слабого ветра. (ветреница)

-  Очень интересно было поближе познакомиться с вами, весенние цветы. А теперь, ребята, давайте подарим им нашу песню о цветах.

 

                                                  Песня: «Язгы  голдэр.»                   

 (Слайды №3.)  Мы растения эти знаем,

                              Бережем и охраняем.

                              В книгу Красную они
                             Уже давно занесены: подснежник, ландыш, медуница,  ветреница.
 

-  Ребята, расскажите, для чего нужна Красная книга? (В Красную книгу занесены растения, птицы и животные, которые исчезают. Которых нужно беречь и охранять.)

 Стихи:  Если я сорву цветок,

                Если ты сорвёшь цветок.

                Если все: и я и ты,

                Если мы сорвем цветы,

                Опустеют все поляны и

                не будет красоты!

                               Дерево, цветок, трава и птицы

                               Не всегда умеют защищаться

                               Если будут уничтожены они,

                               На планете мы останемся одни!

          Не рвите цветы, не рвите!

                                            Пусть будет нарядной земля!

                                            Любуйтесь цветами в природе.

                                            Цветы рвать нельзя!

                                                              Входит Весна.

Весна: -  Здравствуйте, ребята. Я - красавица Весна! Как хорошо, что я вас встретила в нашем чудесном лесу! Прислушаитесь и вы  услышите, как вся природа радуется моему приходу. Давайте исполним весеннюю песенку природы:

 

                         Логоритмическое  упражнение: «Пришла Весна»

Улыбаются все люди —
Весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет.
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов.

И все живое сразу слышит
Весенний зов!

Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.

 Делают ритмичные повороты туловища.
Ритмично шагают на месте.
 
Взмахивают обеими руками к  себе.
Ритмично щелкают пальцами рук.
Потирают ладони.
 
Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.

-  Весна, мы рады встрече с тобой. И приготовили для тебя песню.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                   Песня: «Яз килде.»

Весна: -  Спасибо вам, ребята, за чудесную песню. Я хотела бы, чтобы вы побольше узнали о природе и поэтому для вас принесла карточки для игры.                                                                                                                                                              

 

                        Дидактическая игра:  «Что в начале, а что потом?»

 

-    Ребята, с этими карточками мы поиграем в игру:«Что в начале, а что потом?»

-   Давайте рассмотрим, что изображено на карточках? (Семечко, росток, бутон, цветок, плод – в разброс.)

-   Мы должны расставить эти карточки по порядку так, чтобы все увидели, как развивается семечко.

-   Как вы думаете, когда развивается семечко, что в бывает вначале, а что потом?       (В начале семечко сажают в землю, потом появляется росток, потом на стебельке появляется  бутон, потом бутон расцветает и появляется цветок, потом цветок отцветает и зреет плод.) («Семечко – росток – бутон – цветок - плод»). (Слайды №4.)

-   Сейчас мы с вами увидели, как развивается семечко.

-  А что люди делают с семенами цветов? (семена сажают в землю на даче, на клумбах).

-    А для чего нам  нужны цветы?  (Чтобы было красиво, любоваться ими, понюхать, чтобы бабочки могли к ним прилетать, радостно смотреть, как они растут и распускаются, украшают нашу землю.)

Весна: - Ребята, я вам хочу подарить семена цветка, который называется «Календула». Посадите их у себя в детском саду, чтобы эти цветы украшали ваши участки.

-   Спасибо тебе, Весна. 

-   Ребята, Календула красивый и  полезный цветок.  

-  А нам пришло время прощаться с чудесным лесом и с красавицей весной. Надо возвращаться домой. Для этого нужно произнести волшебные слова: « Раз, два, три - все повернулись и в детский садик мы вернулись.»

                          Практическая часть: «Посадка Календулы.»

-  Ребята, нам Весна подарила семена цветка Календулы.

-  Давайте рассмотрим семена. Что еще о них можно сказать? (Они мелкие, пахнут, светло коричневого цвета.)

-  Что мы с ними можем сделать? (Можно использовать при конструировании, при изготовлении поделок, можно посадить их в землю, чтобы эти цветы украшали наши участки.)

-  Ребята, давайте рассмотрим семена  цветка календулы на слайде. На что они похожи? (На когти, ногти.) Да, в народе их так  и называет «Ноготки». (Слайды №5.)

-   А теперь посмотрите, какие они красивые, когда вырастут.

-   Ребята, хотите вырастить такие же цветы у себя в группе? Тогда сейчас мы займемся посадкой семян.

-    Посмотрите, на столе приготовлена посадочная земля и необходимые инструменты для посадки семян.

-  Как вы думаете, что нужно сначала сделать? (Бороздки, не глубокие.)

-  Теперь мы попросим подойти к столу Лизу, Марселя и Артема. Возьми палочки и  сделай неглубокие бороздки.

-   Как вы думаете, что нужно сделать теперь? (Нужно взять семена и разложить их в бороздки так, чтобы они не мешали друг другу, сохраняя расстояние между семечками.)

-   Возьмите каждый по семечку и положите их в бороздку по очереди.

-   Как вы думаете, что нужно сделать теперь?(Присыпать семена землей.)

-   Самира, Илья и Лиана, возьми палочки и присыпь землёй семена в бороздке.

-  Что нужно  для того, чтобы наши семена проросли? (Нужно тепло, нужен свет, нужна вода.) (Слайды №6.) 

-  Что нужно дальше сделать? (Полить.)

-  Как нужно поливать? (Поливать понемногу, равномерно, чтобы земля не размылась, чтобы семечко не выплыло наружу.)

-   Мирон, Элина и Данил, возьмите  леечки и полейте посаженные семена водой.

-   Как вы думаете, куда мы поставим ящики? (На подоконник.)

-   Почему на подоконник? (На подоконнике светло, а в комнате тепло.)

-   Ребята, мы нашу сегодняшнюю посадку перенесем на подоконник нашей группы и будем  наблюдать за нашими ростками каждый день, а также заполнять календарь наблюдений.

-    Ребята, спасибо вам, вы все хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

-    Ребята, давайте встанем в круг и покажем как будут расти наши цветы.

                          Логоритмическое  упражнение: «На окне в горшочках.»

На окне в горшочках        Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.        Медленно встают.

К солнцу потянулись,        Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.

К солнышку цветочки         Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут головки,

Развернут бутоны,        Соединяют руки над головой и медленно

Расцветут цветочки.        покачиваются.

     Итог:

-    Где мы с вами побывали?

-    Что вам понравилось больше всего в нашем путешествие?

-   Ребята как вы думаете, мы в лесу гости или хозяева?

-   Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...