Экологический проект для детей первой младшей группы "Здравствуй зимушка - зима"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лугачёва Ольга Михайловна

Экологический проект для детей первой младшей группы "Здравствуй зимушка - зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Тема: «Здравствуй зимушка - зима».

Актуальность проекта.

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение недели работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей раннего возраста.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, педагоги, родители воспитанников.

Возраст воспитанников: 2 года 6 мес. - 3 года

Особенности проекта:

- по характеру создаваемого проекта – игровой

- по количеству создателей – (1 педагог, реализовывали 2 педагога на группе)

- по количеству детей, вовлечённых в проект - групповой

- по продолжительности - краткосрочный (неделя)

- по типологии — исследовательски - творческий

Цель проекта: формировать у детей раннего возраста представлений о зимнем времени года, зимних играх и забавах.

Задачи проекта:

- Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.

-Формирование представлений детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.

- Повышение интереса детей к участию в зимних забавах и экспериментов со снегом.

- Развитие речи, памяти, творческих способностей детей раннего возраста.

- Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы;

- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация сюжетных картинок, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение стихотворений, сказок.

Игровой метод: подвижные игры, муз. игры-забавы, д/и, пальчиковые игры.

Результат деятельности педагогов: систематизация работы по разрабатываемой теме.

Результат деятельности детей.

Обогатятся и расширятся знания детей о зиме и зимних забавах, природных явлениях зимой. У детей сформируются знания правил безопасности зимой. В ходе проекта дети научаться экспериментировать со снегом и узнают много нового о снеге. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.

Обобщение проектной деятельности: оформление лэпбука «Зимушка - зима»

Ресурсное обеспечение:

Материальные: сюжетные картинки, альбомы на тему проекта; подборка художественной литературы, изобразительный материал для творчества детей, аудиозапись детских песенок о зиме и зимних забавах, дидактические игры, игровой материал для игр на прогулке. Трудовые: подбор информации и оформление материала по теме проекта; рисование, лепка. Игровые: Д/и: «Найди пару для рукавички», «Собери снеговика», «Нарядим ёлочку», «Собери целое из частей», П/и: «Снег кружится», дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку», игры забавы на улице.

Для решения поставленных задач проект был разделён на три этапа:

Подготовительный - подбор и изучение литературы, создание картотеки пальчиковых игр о зиме, изготовление Д/И, П/И, картин для рассматривания, изо. материала.

основной  -  слушание детских песенок о зиме, проведение ННОД, дидактических игр, новогоднего развлечения в группе, наблюдений на прогулке ( за снегом, деревьями, птицами, людьми), разучивание муз.игр - забав, чтение худ. литературы, работа с родителями (папка – передвижка, статья, консультации, индивидуальные беседы по теме проекта).

заключительный  - обобщение полученных знаний у детей, изготовление лэпбука «Зимушка - зима».

Подготовительный этап:

Изучение литературы.

1«Забавы для малышей», М. Ю. Картушина, изд. Москва, 2005г.

2.«Развивающие игры с малышами до трёх лет» (Составитель Т.В. Галанова);

3 С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»;

4.Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»;

5. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада » по программе М. А. Васильевой;

6.«Циклы игровых комплексов» ФГОС, О. Е. Белова, изд. Волгоград 2014г.

7. «Комплексные занятия ФГОС по программе от рождения до школы», Н. Е. Вераксы, изд. Волгоград, 2014г.

8. «Интересные прогулки осенью и зимой». Издательство Ранок. 2014 год.

9. Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких»

10.Материалы из интернета: сайт detskie – pesni.com

Подбор пальчиковых  игр: «Вышли мы во двор гулять», «Лепим снеговика», «Ёлочка».

Изготовление Д/И с прищепками, на липучках: «Собери снеговика», «Нарядим ёлочку», «Украсим деревья  снежинками», «Найди пару рукавичке», «Выложи признаки зимы», «Зимние забавы»; «Собери целое из частей».

П/И «Мы погреемся немножко», «Снег кружится», «Птички», «Метание снежных комочков в колодец», катание на санках, с горки.

Подбор картин, альбомов для рассматривания «Зимние забавы», альбом «Времена года. Зима»

Подбор изо.материала: бумага голубого цвета, гуашь, для коллективной работы ватман А 3, пластилин разных цветов.

Основной этап:

Проведение ННОД: 

Рассматривание картины «Зимние забавы» Цель: расширять знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать словарный запас, учить имитировать катание на санках, лыжах, коньках, игру в снежки. Вызвать интерес к традиционным забавам.

Рассматривание картины «Катаемся на санках»

Цель: продолжать формировать умение детей узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова, с помощью воспитателя составлять рассказ по картине. Воспитывать отзывчивость, уважение к ответам товарищей.

Ознакомление с окружающим миром. Тема «У кормушки». Цель: Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них.

Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Большой, маленький шарик»

Цель: развивать умение детей различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Формировать умение детей прикладывать маленький шарик к большому. Закрепить знание синего цвета.

Лепка «Снеговик»

Цель: Формировать умение детей лепить шарики. Показать приём прикладывания шариков друг на друга и получать снеговика из 3 частей. Приучать  работать аккуратно. Класть готовые изделия на доску. Развивать желание  делать что – либо для других.  

Рисование «Следы на снегу»

Цель: формировать умение детей правильно держать кисть, наносить «следы» белой краской приёмом примакивания. Продолжать формировать умение детей пользоваться  баночкой с водой, аккуратно набирать краску, промывать кисточку и промакивать о салфетку. Побуждать рассказывать о свое работе.

Рисование. Коллективная работа «В лесу родилась ёлочка» на конкурс «Новый год шагает по планете»

Цель: формировать умение детей рисовать ёлочки с помощью воспитателя,  используя нетрадиционные методы рисования (рисование ладошками, пальчиками). Закрепить знания зелёного, красного, жёлтого, синего цветов. Вызывать восторг от полученного результата.

Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинку» Цель: развитие речевого дыхания у детей.

Проведение Д /И: «Собери снеговика», «Нарядим ёлочку», «Украсим деревья  снежинками», «Найди пару рукавичке», «Выложи признаки зимы», «Зимние забавы»; «Собери целое из частей». Цель: закрепить знания детей о зиме, её характерных особенностях, зимних забавах, о деревьях зимой, одежде людей. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знание детей о геометрической фигуре -  круг. Развитие умения собирать снеговика из трёх частей разной величины, собирать целую картинку из 2-3 частей, подбирать одинаковые рукавички в пары.

 Проведение пальчиковых игр: «Вышли мы во двор гулять», «Лепим снеговика», «Ёлочка».

Цель: Развитие речевой активности детей, мелкой моторики рук. Формировать умение детей повторять движения за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики «Поиграем со снежинкой». Цель: продолжать формировать желание выполнять гимнастику всем вместе, выполнять движения в соответствии с текстом. Воспитывать двигательную активность.

Слушание песен о зиме: «В лесу родилась ёлочка », «Весёлая зима», «Снежная песенка», «Мороз к нам пришёл». Цель: формировать у детей желание слушать весёлые песенки о зиме, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный слух, память. Побуждать к подпеванию.

Совместные муз.игры – забавы: «В гости зимушку зовём», «Морозную зимой» Цель: вызывать у детей желание играть в весёлые музыкальные игры, выполняя движения за воспитателем по тексту. Развивать речевую активность, имитируя звуки животных. Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Наблюдения на прогулке: за снегом, деревьями, птицами, людьми, кошкой.

Цель: развивать у детей желание наблюдать за объектами живой и не живой природы в зимний период,  узнавать что – то новое о зиме. Воспитывать эстетическое восприятие с помощью художественного слова.

Беседа на прогулке: «Не ешь снег – можешь заболеть!».

Цель: Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.

Беседа: « Когда на улице мороз отморозить можно нос».

Цель: Продолжать ознакомление детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.

П/И на прогулке: «Мы погреемся немножко», «Снег кружится», «Птички», «Метание снежных комочков в колодец», катание на санках, с горки.

Цель: формировать знания у детей о зимних забавах, развивать двигательную активность детей, меткость, желание играть совместно с воспитателем, выполнять движения в соответствии с текстом.

С/Р игры: «Кукла Катя на прогулке»

Цель: Расширить знания детей об одежде зимой. Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Активизировать словарь по теме.

«Прокати на санках куклу».

Ход игры: Дети везут санки с игрушкой, до флажка. Быстро возвращаются назад и передают санки следующему ребенку.

Чтение худ.литературы: сказка «Снегурушка и лиса», потешка: «Уж ты, зимушка – зима», короткие стишки: «Тихо падает снежок, то зима пришла дружок! Мы мороза не боимся: мы играем, веселимся», «Скачет шустрая синица, её на месте не сидится. Прыг – скок, прыг – скок, завертелась,  как волчок», « Лёгкий беленький снежок, так похож на творожок! Только есть его не буду, ведь снежинки – это чудо!».

Цель: формировать умение детей внимательно слушать воспитателя, побуждать к речевой активности, запоминать и называть героев сказки. Знакомить с небольшими четверостишьями о зиме. Развивать память, желание рассматривать иллюстрации в книжках.

Работа с родителями: поместить в уголок для родителей папку – передвижку о зиме; предложить поучаствовать в конкурсе «Новый год шагает по планете», «Новогодний переполох», «Лучшая кормушка для птиц». Поместить статью о детской безопасности в зимний период или как избежать детского травматизма, «Безопасность при проведении новогодних праздников дома». Провести беседу «Зачем детям нужна сменная одежда зимой». Привлечь родителей к помощи в постройке горки для детей.

Проведение новогоднего развлечения в группе «Вот и праздник к нам пришёл»

Цель: создать радостное, праздничное настроение у малышей

Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Побуждать к активному участию в празднике.

Заключительный этап.

Полученные результаты.

В ходе реализации проекта у детей были сформированы элементарные представления о времени года зима. Дети знакомились с жизнью животных и птиц в зимний период, учились видеть красоту зимней природы. Узнали много нового о снеге и его свойствах, о зимних забавах. Мы сделали вывод, что подобные проекты вызывают интерес у малышей к разным видам деятельности, малыши проявляют самостоятельность, у них появляется определенный опыт в решении несложных задач. Так же дети учатся определять проблему и обращаться за помощью к взрослым. Происходит формирование диалогической речи, расширение и активация словаря воспитанников, дети учатся играть в парные и коллективные игры, придумывать свой сюжет, помогать взрослым. Очень активно включились в проект все воспитанники группы. Дети с удовольствием выполняли задания предложенные воспитателем. Дети (участники проекта) стали более открытыми, по – характеру менее плаксивыми, стал более длительным интервал самостоятельных игр. В результате проделанной работы были созданы условия для охраны и укреплению здоровья детей. Делая выводы, можно утверждать, что работа по проекту прошла продуктивно.

Методический результат проведённого проекта лэпбук «Зимушка - зима».

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

МБДОУ «Детский сад № 11», г. Северск, Томская область

C:\Users\Ольга\Downloads\img188.jpg

Экологический проект для детей первой младшей группы.

«Здравствуй зимушка - зима»

                                                                            Подготовила  педагог:

                                                                            Лугачёва О.М.

                                                                            Реализовывали:

                                                                            Лугачёва О.М.  

                                                                            Черствая О.А.                                                                      

                                                                                                                                                               

ЗАТО Северск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия художественно-эстетического развития для детей первой младшей группы "Зимушка-зима в гости к нам пришла"

Предлагаю вам конспект занятия художественно-эстетического развития для детей первой младшей группы "Зимушка-зима в гости к нам пришла"....

Конспект НОД по развитию речи у детей первой младшей группы "Зимушка-зима"

ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНО  ПОДБИРАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И ГЛАГОЛЫ....

Познавательный экологический проект для детей первой младшей группы

Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений - важная педагогическая задача. Формировать и расширять представления детей о диких животных - основная цель нашего проекта....

Проект- презентация в первой младшей группе "Зимушка-зима"

Автор проекта: воспитательМБДОУ №49 г.ХимкиЛовга Ирина Андреевна...

Экологический проект в первой младшей группе «Зимушка-зима»

ull; Изучение литературы по теме. • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач. • Консультация для родителей. • Подбор наглядно-дидактических пособий....

Сценарий конкурса чтецов для детей первой младшей группы « Зимушка – зима»

Данный материал был разработан с целью закрепления знаний детей о признаках зимы, а также с целью привития интереса детей к поэтическим произведениям.. Разучивание стихотворений развивает у детей умен...