Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель:
- уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;
- учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;
- познакомить с поговорками и потешками ненцев;
- закрепить знания коренном населении Севера, о быте, и промыслах ненцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_severe.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная беседа для детей подготовительной группы
«Фольклор северной земли».
Цель:
- уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;
- учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;
- познакомить с поговорками и потешками ненцев;
- закрепить знания коренном населении Севера, о быте, и промыслах ненцев.
Демонстрационный материал:
Игрушки: машинка, кукла, мишка.
Игрушки ненецких детей: лялька, кукла.
Ход беседы:
Дети! Наша страна огромна. Разные народы живут в нашей стране. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Дети, скажите, где бывает короткое лето и длинная зима? (На Севере!)
Совершенно верно! Коренное население Севера - ханты, манси, ненцы, коми. Они занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством.
Коренное население живет в чумах. Чум строят из жердей и покрывают оленьими шкурами. У входа в чум живет старая семья, а новая – в конце чума. Народы Севера носят одежду из оленьих шкур, украшенную бисером и вышивкой – малицы, кисы. Оленеводы и охотники переезжают с места на место и чум – дом возят с собой.
Далее воспитатель обращает внимание детей на игрушки, говорит, что они играли с этими игрушками, когда были маленькими, что мамы забавляли детей потешками чтоб им интересней было засыпать и играть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые.
Рассматривает вместе с детьми книжки, предлагает вспомнить песенки-колыбельные.
- А это игрушки, в которые играют дети ненцев.
Вечером, когда в чуме все готовятся ко сну, уютно потрескивает огонь в печке, мамы поют песенки своим малышам, вот одна из них:
Морошка, морошка, тонкая ножка
Ягода-фонарик, сладостью подарит.
Солнца луч в окошке - золотые рожки.
Вышла я из чума - нет нигде морошки
Белою метелью гуси налетели,
На болото сели, всю морошку съели.
Гуси на болото прилетают рано.
Завтра за морошкой раньше солнца встану.
- Подумайте, как можно поиграть с малышом, используя эту песенку. (Ответы детей)
Послушайте еще одну песенку:
В тундре стало тихо- тихо.
Ветер к морю убежал...
Задремала мать- зайчиха,
И зайчонок задремал.
Гуа, гуа, гуа, гуа-
Потянулся и зевнул.
Гуа, гуа, гуа, гуа-
Улыбнулся и заснул.
Мальчик тоже лег в кровать.
Он набегался, устал
И как зайчик сладко- сладко
Рядом с дедом задремал.
-Как вы думаете под эту песенку легче усыпить малыша или поиграть с ним? (Ответы детей)
-Много веселых и нежных песенок, замысловатых загадок, мудрых пословиц сочинил ненецкий народ. Какие-то из них вы уже знаете, слышали и учитесь понимать. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица.
Послушайте пословицу ненцев и скажите, как вы ее понимаете:
"У одного ум в словах, у другого в делах".
Если дети затрудняются, воспитатель дает пояснительный рассказ
-Жили в одном стойбище два ненца. Вместе они уходили к реке рыбачить. Проходило немного времен, один возвращался домой и начинал хвастать - как много он поймал рыбы, да какой крупной.
Но на самом деле рыбы было немного, и она была крупной и мелкой. Второй ненец задерживался до вечера на рыбалке, и приносил много крупной рыбы. Проходил день, а у первого ненца рыба заканчивалась, и ему приводилось снова идти на рыбалку, а у второго рыбы хватало на неделю и больше. Верно, говорят: "У одного ум в словах, а у другого в делах».
- Послушайте еще одну поговорку: "С хорошим человеком и без чума тепло".
-Почему так говорят? (Ответы детей)
-Чему учит эта пословица?
«Тундра - наша поилица и кормилица». (Ответы детей)
-Придумайте по этой пословице рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.
Самостоятельная работа детей: заслушиваются несколько ответов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы на тему «Красота природы бесценна»
Красота природы бесценна! Как сохранить природу родного города-живописные озера, березовую рощу, тополиные аллеи? Что значит любить природу и охранять все живое? На все эти и другие вопросы дает ответ...
Беседа для детей подготовительных групп «Беседа о маме»
Самое прекрасное слово на земле – мама....
Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».
Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".
Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....
Конспект познавательной беседы для детей подготовительной группы «Светофор»
Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения.Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах....
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы. Тема: «Животный мир полярных районов Земли»
Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области «Познаватель...
Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы « След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».
Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле"....