Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: " Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать, любовь к своей Родине, к своему народу.
Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад поселка Возрождение
Хвалынского района Саратовской области
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
на тему: «Богатыри земли русской»
Выполнила: Ковалева К.А.
2025 год
Цель:
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать, любовь к своей Родине, к своему народу.
Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно.
Предварительная работа.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Рассматривание картин В.М.Васнецова « Богатыри на конях», «Витязь на распутье».
Изобразительная деятельность на темы: «Богатыри», «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».
Словарная работа.
Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, ); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Интеграция образовательных областей.
«Социализация». «Коммуникация». «Чтение художественной литературы». «Художественное творчество». «Физическая культура».
Оборудование.
Ноутбук, проектор, мольберт,репродукция картины художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»,репродукция картины Василия Нестеренко « Защитники», разрезные картинки, глобус, клей, раздаточный материал.
Ход занятия
- Здравствуйте, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня я проведу у вас занятие на тему: « Богатыри земли русской».
- Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки.
-Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о богатырях -защитниках земли русской.
-Мы с вами живем в стране, у которой очень красивое имя – Россия. Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
- Давайте подойдем вместе со мной к столу, что это? ( глобус). Посмотрите, пожалуйста, вот она наша Родина - Россия. Какая она ребята? ( большая, огромная, необъятная, красивая, богатая).
- Да, ребята, наша родина необъятная и красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
- А всегда ли наша Родина была такой? ( ответы детей).
- Наша Родина не всегда была такой. Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте. Более тысячи лет назад образовалось наше русское государство. Называлось оно Русь. И жили на Руси наши предки.
- Кто такие предки?( ответы детей).
-Правильно! Это наши дедушки и бабушки. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Как вы думаете , как выглядели славяне в древности? Какими они были? Они были похожи на нас?
(Ответы детей)
- Молодцы! А сейчас давайте посмотрим на них. Они были высокого роста, крепкого телосложения, и мужчины и женщины были с длинными волосами. Носили длинные рубахи и сарафаны. Наши предки любили свою Родину.
-Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Но мы всегда были готовы защищать нашу Родину от недругов.
- В прошлом это были богатыри Древней Руси, жили они 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Откуда мы можем узнать о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
(Ответы детей) ( Из былин)
-Что же такое Былина?( ответы детей). Былина произошла от слова быль, было. Былины -это русские народные песни -сказания. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. А кто слагал былины о богатырях?(Ответы детей)
- Жили на Руси люди, которых называли сказителями. Былины исполнялись на распев( их распевали, пели) с помощью музыкального инструмента, который называется гусли. Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников.
Работа с репродукцией
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и вместе со мной подойти к столу. Посмотрите, что вы видите на столе? ( ответы детей). Это части картины. Давайте мы из них соберем целую картину и узнаем кто на ней изображен. Что у нас с вами получилось. Кто изображен на картине?( ответы детей).
(Дети садятся на стульчики).
- Посмотрите на экран. Вот эта репродукция картины великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
- Как их зовут?
- Кто находится в центре картины?
- Кто слева от Ильи?
- Кто справа от Ильи Муромца?
- Куда они смотрят? ( Вдаль, не видать ли где врагов? )
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, ее границы).
- А кто был главным другом богатырей ? ( конь).
- Во что одеты богатыри? ( Кольчуга, шлем).
- Какие еще доспехи имеются у богатырей? (Щит, лук, колчан со стрелами, копье, меч, булатная палица.)
- Что вы видите на заднем плане картины? (облака, небо,елочки под ногами коней).
-Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Почему? Правильно, природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.
-Да, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Вместе эти богатыри встретились только на картине у В.М. Васнецова. В реальной жизни они жили в разное время. Но каждый из них совершил свой подвиг.
Илья Муромец прославился тем, что захватил в плен Соловья-разбойника, освободил от татар город Чернигов и совершил другие бесчисленные ратные подвиги.
Самым ярким подвигом Добрыни Никитича является победа над Змеем Огненным.
А Алёша Попович славился своей хитростью. Именно хитрость помогла ему победить Тугарина — огромного злого богатыря.
- Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
- А сейчас я предлагаю нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых по преданиям, и пошла сила русских воинов. В наше время тоже есть кому защищать нашу землю, нашу Родину — это наши защитники отечества. А какой праздник мы отмечаем в феврале? Правильно, праздник « День защитника отечества».Это праздник всех кто защищает нашу Родину.
А кто защищает нас, ребята? ( армия, военные, солдаты, папы, дедушки, братья).
-Совершенно верно сейчас на защите навей Родины стоит наша великая армия, наши военные. А какой он современный солдат? ( ответы детей).А сейчас я предлагаю собрать еще одну картину и посмотреть как выглядит современный защитник Родины. (дети сели)
-Посмотрите прошло много столетий, многое изменилось во внешности героев, кольчуги сменились на современную военную форму, изменилось оружие, средства передвижения. Одно неизменно, они остаются такими же сильными, мужественными,бесстрашными, готовыми защищать свою отчизну ценой собственной жизни.
- К сожалению сейчас наша страна переживает не совсем спокойное время. А так хочется мирного неба над головой. И я предлагаю нам сделать коллективную композицию «Мирное небо над нашей Родиной Россией». Пусть эта композиция останется в вашей группе, вам на память. Сейчас я вам раздам детали. Пройдемте вместе со мной к столу, возьмите клей, промазывайте свои детали клеем и переносим их на композицию. Обратите внимание что у каждой детали свое место. Молодцы. Посмотрите как красиво получилось.
- На этом наше занятие подходит к концу, давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили? Ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Вам понравилось? Вам было интересно? ( ответы детей)
Мне с вами сегодня было очень приятно работать. До свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему «Засветись в темноте и стань заметным на дороге»
Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему «Засветись в темноте и стань заметным на дороге». Материал полезе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Путешествие в лесную школу» (с логическими блоками Дьенеша)
Занятие поможет расширить и обогатить элементарные математические знания путём поисков исследовательской деятельности...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: «Мир комнатных растений».
Цель: Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.Задачи интегрируемых областей:Образовательная область «Познавательное развитие»: уточнить знания о комнатных растениях; сис...

КОНСПЕКТ организационно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: «Обереги»
Тема: «Обереги»Группа: подготовительная.Количество детей:10Возраст детей: 6-7Образовательная область: «Коммуникация», «Социализация».Вид деятельности: игровая, комм...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие Витаминки».
компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитиюдля детей подготовительно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Путешествие Витаминки».
компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитиюдля детей подготовительно...