Проект "Удивительные соседи"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мицкевич Жанна Владимировна

В проекте представлен материал, отражающий образовательную ситуацию, которая переросла в исследовательский проект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_sosedi.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

        «Природа и экологическая культура"

Проект «Удивительные соседи»

Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о певчих птицах Самарского края, местах их обитания и условиях жизни. Тема разработанного проекта выбрана с учетом интереса и возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной поисково-исследовательской деятельности, осознания своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применения детьми полученных знаний.

Аннотация.

Идея данного проекта родилась спонтанно во время прогулки на участке детского сада. Мы с детьми услышали, как на дереве на участке группы красиво поет птица. Детям стало интересно посмотреть, кто же поет. Первые несколько дней мы не могли увидеть птицу и поэтому стали с детьми строить предположения (гипотезы). Оказалось, в силу возраста, у детей имелся небольшой запас знаний о певчих птицах, они задавали много вопросов и хотели получить ответы. Именно так началась работа над проектом «Удивительные соседи».

Проект: Среднесрочный.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: 1 месяц (с 20 мая по 20 июня).

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 5 – 5,5 лет

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о певчих птицах родного края (Самарской области).

Задачи:

  1. Дать представление о многообразии певчих птиц Самарского края;
  2. продолжить знакомить детей с особенностями певчих птиц и местах их обитания;
  3. развивать умение узнавать и называть певчих птиц по внешнему виду и характерным особенностям;
  4. формировать навыки фиксации результатов наблюдений (дневник наблюдений);
  5. развивать связную речь дошкольников посредством участия в беседе (диалоге) и составления описательного рассказа по схеме;
  6. развивать наблюдательность;
  7. мотивировать на посильную помощь и заботу о пернатых;
  8. способствовать развитию творческих способностей у детей;
  9. развивать познавательную активность дошкольников;
  10. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Гипотеза проекта: на участке поселились соловьи (дрозды)

Предполагаемый результат:

Дети знают:

  1. 4-6 певчих птиц Самарского края, их характерные особенности (внешний вид, окрас яиц и т.д.);
  2. отличия певчих птиц друг от друга, познакомятся с птицей горихвосткой.

Дети могут:

  1. узнавать, различать и классифицировать певчих птиц по внешнему виду и характерным особенностям;
  2. замечать изменения в поведении птиц;
  3. фиксировать результаты наблюдений, на их основе анализировать изменения, происходящие в жизни птиц (в соответствии с возрастом);
  4. вести дневник наблюдений (с помощью воспитателя);
  5. составлять описательный рассказ о птице с помощью схем Ткаченко;
  6. проявлять элементарные навыки заботливого, бережного отношения к природе (к птицам).

Итоговое мероприятие: 

Праздник «Удивительные соседи»

Планирование и организация деятельности

После определения темы, цели и задач проекта был составлен план его реализации. В подтверждение гипотезы проекта о том, что на участке группы поселились соловьи, стала проводиться запланированная работа. С помощью родителей воспитанников была собрана подборка материала о соловьях. Мы узнали, что соловьи это небольшие птицы, предпочитающие делать гнезда ближе к земле, как правило в небольших кустарниках, славятся своим чудесным пением.

Дома дети вместе с родителями посмотрели мультфильм «Сорока и соловей, побеседовали о местах обитания соловьев. В группе мы еще раз рассмотрели картинку с изображением соловья, отметили, что соловьи имеют бурый окрас с рыжеватым хвостом . Прослушали запись с пением соловья. Нам удалось сделать запись пения нашей птички. Слушая записи и сравнивая их, дети сказали, что птицы поют по-разному. Через несколько дней мы заметили, что птиц две. Мы стали искать гнездо и увидели, что птицы залетают в наш скворечник, да еще и несут в клювиках разные предметы (веточки, клочок ваты и др.) Несколько дней мы слышим пение птиц, наблюдаем, как они залетают в скворечник, но рассмотреть их внимательно пока не можем.

После выходных мы нашли под деревом разбитую маленькую скорлупу. Мы принесли ее в группу и поместили в маленькую прозрачную пластмассовую коробочку. Скорлупа была голубая, но она не похожа на скорлупу кладки яиц соловья (у соловьев скорлупа оливкового цвета в мелкие пятнышки). Путем сбора научных сведений гипотеза о том, что у нас поселились соловьи не нашла подтверждения. 

С помощью родителей мы выяснили, у каких птиц бывает голубая скорлупа. Это могли быть дрозды, зяблики, скворцы. Проект получил новое развитие и гипотезу о том, что на участке поселились дрозды. Сопоставляя информацию, мы вместе с детьми предположили, что у нас в скворечнике поселились дрозды и, скорее всего, выводят птенцов. И снова родители воспитанников были привлечены в роли экспертов к поиску информации. Работа проводилась очень быстро, так как нужно было поддерживать интерес детей. По нашей просьбе, дома родители смотрели фрагмент видеофильма «Птицы России», слушали аудиозапись «Дрозды». В детском саду мы проводили беседы, составляли описательные рассказы (по схеме), читали произведения детской художественной литературы (русская народная сказка «Дрозд и Лиса», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»), заучивали (С. Михалкова «Скворец», А. Барто «Целый день поет щегол») и беседовали по их содержанию. В процессе продуктивной деятельности мы рисовали, лепили, делали аппликацию на темы ««Птицы на ветке», «Птицы у кормушки». В ходе проводимой работы устанавливали сходства и различия между птицами. Дети усвоили, что тело птиц покрыто перьями, у них одинаковые части тела, но по размеру они разные. Питаются птицы насекомыми. По-разному поют и выводят птенцов, бывают перелетные и неперелетные.

Дети составляли описательные рассказы «Соловей», «Дрозд» с помощью схем Ткаченко.

В процессе поиска информации, гипотеза о том, что на участке поселились дрозды, не подтвердилась, т.к. дрозды тоже не селятся и не выводят птенцов в скворечниках, они

больше по размеру, чем вход в скворечник. Поиск ответа на вопрос детей «Кто поселился у нас в скворечнике?» продолжался.

В один из дней на участке соседней группы нашли птицу со сломанным крылом. Воспитатель соседней группы была биологом по первому образованию и предложила оказать стрижу посильную помощь , наложила повязку и провела обезболивание. Нам с детьми удалось вблизи рассмотреть стрижа и в ходе решения образовательной ситуации, провести беседу о том, как можно помочь птице. Версию о том, что нашими соседями стали стрижи дети высказали, но в ходе разъяснений и объяснений воспитателя согласились, что это не так, потому что стрижи больше и не поют. По наблюдениям мы знали, что наши пернатые соседи это маленькие, пестрые, юркие птички. Все свои наблюдения мы фиксировали в дневнике наблюдений – дети зарисовывали события, а взрослые (воспитатель) записывала комментарии.

Через какое-то время (дневник) мы стали слышать тихие непонятные звуки в скворечнике (дети предположили, что птицы ссорятся) и наблюдать, что птицы стали чаще вылетать из гнезда. Дети вспомнили, что мы нашли разбитую скорлупу и предположили, что в скворечнике есть птенец. Таким образом, появилась еще одна гипотеза, которую нам предстояло либо подтвердить, либо опровергнуть. Для помощи родителям птенца (а мы с детьми были уверены, что он есть в скворечнике) решили повесить рядом со скворечником кормушку. Стали замечать, что птицы вылетают из скворечника, садятся на кормушку, берут корм, отлетают в сторону, дробят кусочек хлеба на более мелкие и залетают в скворечник. Однако, точного ответа на вопрос «Кто поселился у нас в скворечнике?» у нас не было. Но тут нам повезло. На прогулке, во время очередного подкармливания (все фиксировала камера), мы засняли птиц вблизи, на кормушке. При просмотре записи с детьми в группе мы заметили, что у птицы длинный дрожащий красноватый хвостик, серая спинка, красноватая грудка и тонкий клюв. По данному описанию, дети с родителями дома стали искать кто же все-таки наши загадочные соседи. На следующий день дети пришли с ответами. Оказалось, что это горихвостка.

Во время утреннего приема (после очередных выходных) дети как обычно стали подкармливать птиц и увидели, что вокруг скворечника суетятся птицы. Мы подумали, что они нас узнали, но оказалось, что это птенцы подросли и готовятся вылететь из скворечника. Почти тут же мы увидели на краю отверстия птенца, который спланировал вниз. Мы с детьми потихоньку подошли на него посмотреть и увидели, что птенец застрял в заборе. Достали его и посадили на край скворечника, через какое-то время птенец залетел в него. Взрослые птицы были очень обеспокоены, кружили вокруг дерева и громко пищали, но потом тоже залетели в скворечник.

Таким образом, гипотеза о том, что в скворечнике был птенец, полностью подтвердилась. В ходе проведенной поисково-исследовательской работы было установлено, что нашими пернатыми соседями на участке группы стали горихвостки.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации наблюдения на участке детского сада, составление плана реализации проекта и мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
  2. Основной (этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия проекта (беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа   – 4-я неделя.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Необходимо:

- изучить познавательную и методическую литературу по теме,

- подготовить подборку литературы для детей о певчих птицах;

- для мотивации родителей для участия в проекте провести родительское собрание «Участвуем в проекте «Удивительные соседи»;

- подготовить брошюру для родителей «Изучаем птиц родного края. Все о певчих птицах» «Певчие птицы родного края»;

- собрать  информацию о певчих птицах Самарского края: подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала,  художественной и научной литературы, создание подборки видео, аудио и фотоматериалов;

- организовать семейный просмотр и обсуждение мультфильмов «Лиса и Дрозд», «Соловей и Сорока»;

Основной этап.

Работа с родителями:

- сбор материала ( фотографии, картинки, иллюстрации о певчих птицах);

- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;

- предложить рассматривание книг, иллюстраций о птицах, просмотр научных видеофильмов, прослушивание аудиозаписей;

- «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей ( стихи, рассказы, загадки, сказки о птицах);

Работа с детьми:

- рассматривание книг, иллюстраций о птицах, просмотр научных видеофильмов, прослушивание аудиозаписей;

 - провести беседу «Зачем нужно заботиться о птицах»;

- оформить и провести игру «Хорошо - плохо»;

- наблюдение за птицами на участке (за горихвосткой);

- образовательная ситуация «На участке нашли птицу со сломанным крылом. Как быть»;

- чтение произведений художественной литературы для детей В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», А.И. Куприн «Скворцы»;

- рассматривание фотографий и определение «соседей» по внешнему виду: подтверждение или опровержение гипотезы (предположения);

- проведение Д/И «Узнай по внешнему виду», Д/и «Угадай, кто поет» (на слух), «Четвертый лишний»;

- проведение развлечения «Птичьи загадки»;

- «Экологическая гостиная» (5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога);

- сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин»

- наблюдения: «Растут ли наши птенцы?»

- оформление дневника наблюдений.

- оформление фотоальбома «Удивительные соседи»

Заключительный этап.

- Обработка материалов проекта

- Праздник «Удивительные соседи»

- Выступление агитбригады группы «Друзья птиц» (дети и родители) для детей других групп

- Самоанализ


Взаимодействие с родителями воспитанников и воспитанниками в процессе организации и реализации проекта «Удивительные соседи»

п/п

Мероприятия

Задачи

Участники

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный

1

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Удивительные соседи»

Обсудить цель и задачи проекта.

Мотивировать родителей на участие в проекте.

Привлечь родителей к сбору информации о перелетных птицах нашего края (в том числе фото, аудио и видео материалов), произведений детской художественной литературы и фольклора, научной литературы (в соответствии с возрастом детей).

Воспитатели родители.

Первая

неделя проекта

2

Консультация/ брошюра для родителей «Изучаем птиц родного края. Всё о певчих птицах»

Повысит уровень знаний родителей о певчих птицах Самарского края, их пользе для экологии нашего края

Воспитатели

3

Сбор информации о певчих птицах Самарского края (подбор наглядного и дидактического материала, детской художественной и научной литературы, создание подборки видео, аудио и фото материалов)

Составить план проекта «Удивительные соседи» и создать условия для его реализации.

Систематизировать собранный материал по теме, направлениям работы Поддерживать интерес детей и мотивировать их на поисковую и исследовательскую деятельность.

Определить основные вопросы, на которые дети хотят получить ответы

Воспитатели

родители.

4

Семейный просмотр и обсуждение мультфильмов «Соловей и сорока»,  «Лиса и Дрозд» 

Вызвать эмоциональный отклик от просмотра, помочь детям понять, как тяжело перелетным птицам  добираться до своих мест, а потом охранять свое потомство от врагов.  

Родители

2 этап – основной

5

Просмотр фото и видео материалов, прослушивание аудиозаписей, просмотр фрагментов научных видеофильмов «Птицы России» о певчих птицах

Вызвать и поддерживать интерес детей к изучению птиц. Воспитывать желание заботиться о них.

Формировать знания о разных представителях певчих птиц.

Воспитатели, родители воспитанников

2-я неделя

Чтение и рассматривание книг (В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», А.И. Куприн «Скворцы»), беседы по их содержанию.

Посредством литературы обогащать и активизировать знания о певчих птицах, особенностях их образа жизни.

Воспитатели, воспитанники

2 неделя проекта

6

Составление описательных рассказов на основе мнемотаблиц (схем)

Опираясь на мнемотаблицы, формировать умение составлять план будущего рассказа, описательный рассказ. Развивать словесно-логическое мышление дошкольников.

Воспитатели

В течение всего проекта

7

Рассматривание фотографий и определение «соседей» по внешнему виду: подтверждение или опровержение гипотезы (предположения)

Определить «соседей» по внешнему виду с учетом характерных особенностей.

Воспитатели, родители

1-2 неделя, по необходимости

8

Рисование по замыслу «Соловьиная роща», создание книжек-малышек на основе «Домашней мастерской слова» - совместного словотворчества детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о птицах); аппликация «Птицы у кормушки», лепка «Птички на дереве»

Развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Развивать эмоциональный отклик на явления и объекты окружающего мира.

Стимулировать желание отражать впечатления в разных видах художественно-эстетической деятельности.

Воспитатели, воспитанники

2-3-я неделя

9

Дидактические игры:

«Узнай по внешнему виду»

 «Угадай, кто поет» (на слух)

«Чей малыш?», «Назови ласково», «Подбери действие», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний»

Закреплять представления о внешнем виде птиц, их особенностях в ходе игровой деятельности

Воспитатели, воспитанники

В течение всего этапа, /проекта

10

Беседы «Почему нужно заботиться о птицах»,

Формировать элементарные экологические знания у детей среднего дошкольного возраста

Воспитатели

2-я неделя

11

Чтение пословиц и поговорок: (Где птица не летает, а свое гнездо знает. Невелика птичка, а голосиста. По птичке и гнездышко.)

Формировать у детей смысловое понимание высказываний.

Воспитатели и воспитанники

В течение всего этапа, /проекта

12

Установка кормушки для «соседей» рядом со скворечником.

Вызвать желание заботиться о небольших птичках.

Родители

2 неделя

13

Наблюдение за птицами, поселившимися на участке «Жители скворечника», «Птицы у кормушки»,  «Птенцы учатся летать»

Продолжать формировать у  детей способность замечать изменения в окружающем мире.  Развивать познавательную активность, любознательность, умение вести наблюдение, пользоваться схемами, моделями, заносить результаты наблюдений в дневник.

Воспитатели

В течение всего проекта

14

Труд в природе: подкармливание птиц, сбор сухих веток с участка, по желанию детей,

Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, к пернатым, желание трудиться для общего блага.

Воспитатели, родители

3  неделя

15

Образовательная ситуация «На участке нашли птицу со сломанным крылом. Как быть?»

Формировать первичные представления о помощи человека живым существам. Развивать представления детей о профессиях людей (ветеринар, эколог, орнитолог)

Воспитывать заботливое отношение к  птицам.

Воспитатели

3 неделя

16

Конструирование  и моделирование из природного, бросового материала, детский дизайн

Продолжать формировать навыки последовательно выполнять макет, постройку, дизайн-проект.

Развивать инициативу и самостоятельность  детей в деятельности, возможность  творческого самовыражения в разных видах деятельности

Воспитатели

3 неделя

17

Совместно «Экологическая гостиная» к 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога

Дать представление о важности птиц для природы и человека. Знакомить с профессиями людей природоохранной сферы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатели, родители, дети

3 неделя

18

Обыгрывание ситуаций «В лесу нашли гнездо птицы», «На даче увидели раненую птицу», «Птенец выпал из гнезда»

Формировать элементарные экологические знания у детей.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к птицам.

Воспитатели,

В течение всего проекта

19

Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Поход в лес»

Знакомить с профессиями людей. Развивать умение обыгрывать сюжет, распределять роли и придумывать развитие сюжетной линии игры.

Воспитатели

В течение всего проекта

20

Оформление дневника наблюдений.

Формировать умение фиксировать наблюдения  графическим способом (рисунки, схемы)

Воспитатели

В течение всего проекта

21

Выставка рисунков «Птицы на участке»

Закрепить в работах детей полученные знания.

Вызвать положительный отклик о результатах проделанной работы.

Воспитатели

 3 неделя

22

Беседы: «Гостинцы для птиц», «Зачем нужно заботиться о птицах», «Как мы можем помочь пернатым», «Кто нас будит по утрам (птичьи трели)», «Надо ли помочь птице со сломанным крылом? Как?»,

Итоговая беседа «Почему мы назвали наших соседей удивительными»

Мотивировать детей на дальнейшую заботу о пернатых.

Воспитатели

 3 неделя

23

Оформление фотоальбома «Удивительные соседи»

Вызвать эмоциональный отклик детей на результат проделанной работы.

Воспитатели

 3 неделя

24

Развлечение «Птичьи загадки»

Закреплять знания о певчих птицах, их особенностях. Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, к пернатым. Создавать положительный эмоциональный комфорт

Муз. руководитель

 4 неделя

3 этап – заключительный

25

Обработка материалов проекта

Систематизировать полученные знания и оформить фотоколлаж и презентацию по материалам проекта

Воспитатели

 4 неделя

26

Фотоколлаж по результатам проекта

Способствовать проживанию детьми собственных успехов и радости  от реализации своих замыслов

Воспитатели,

27

Праздник «Удивительные соседи»

Представить родителям воспитанников результаты реализации совместного проекта.

Взрослые и дети

28

Подведение итогов и сбор отзывов

Анализ плана и мероприятий проекта. Подведение итогов (Вариант - дальнейшее развитие проекта по инициативе детей)

Воспитатели

Механизм оценки результатов.

По  реализации проекта «Удивительные соседи» были получены следующие результаты:

  1. Дети ближе познакомились с певчими птицами.
  2. У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по наблюдению за птицами в природе.
  3. В результате практической деятельности дети создали необходимые условия для роста птенцов.
  4. Дети увидели многообразие мира птиц.
  5. Дети стали бережнее относиться к животному миру.
  6. В группе был создан фотоальбом «Удивительные соседи».
  7. Наблюдение за птицами были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  8. Родители приняли активное участие в проекте «Удивительные соседи».

Список использованной литературы:

1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Москва «Просвещение» 2005год.

2.Г.П. Тугушева , А.Е .Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего  дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.

3.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»

4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.

5.М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»

6. Подборка  журналов «Дошкольное воспитание»

7. Интернет ресурсы.(https://yandex.ru/images/search?text=Сорока%20и%20Соловей%20мультфильм%20смотреть&lr=51), https://youtu.be/5swMcXxDEfM, https://youtu.be/E69zC9WuPOI.

        Художественная литература  

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки»

В. Снегирёв, «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки».

Н. Сладков «Новый голосок»

А. Барто «Целый день поет щегол»

Л. Толстой «Птичка»

А.И. Куприн «Скворцы»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Собаки и кошки - наши соседи"

В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой при...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи "украина"

Лепка из пластилина ЗОЛОТЫЕ ПОДСОЛНУХИЗадачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство композиции, соотносить час...


 

Комментарии

Князева Наталья Валерьевна

Насколько интересный получился проект. Как подробно изложен ход. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом в работе с детьми. Спасибо!