Проект "Удивительные соседи"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В проекте представлен материал, отражающий образовательную ситуацию, которая переросла в исследовательский проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_sosedi.docx | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природа и экологическая культура"
Проект «Удивительные соседи»
Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о певчих птицах Самарского края, местах их обитания и условиях жизни. Тема разработанного проекта выбрана с учетом интереса и возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной поисково-исследовательской деятельности, осознания своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применения детьми полученных знаний.
Аннотация.
Идея данного проекта родилась спонтанно во время прогулки на участке детского сада. Мы с детьми услышали, как на дереве на участке группы красиво поет птица. Детям стало интересно посмотреть, кто же поет. Первые несколько дней мы не могли увидеть птицу и поэтому стали с детьми строить предположения (гипотезы). Оказалось, в силу возраста, у детей имелся небольшой запас знаний о певчих птицах, они задавали много вопросов и хотели получить ответы. Именно так началась работа над проектом «Удивительные соседи».
Проект: Среднесрочный.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: 1 месяц (с 20 мая по 20 июня).
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5 – 5,5 лет
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о певчих птицах родного края (Самарской области).
Задачи:
- Дать представление о многообразии певчих птиц Самарского края;
- продолжить знакомить детей с особенностями певчих птиц и местах их обитания;
- развивать умение узнавать и называть певчих птиц по внешнему виду и характерным особенностям;
- формировать навыки фиксации результатов наблюдений (дневник наблюдений);
- развивать связную речь дошкольников посредством участия в беседе (диалоге) и составления описательного рассказа по схеме;
- развивать наблюдательность;
- мотивировать на посильную помощь и заботу о пернатых;
- способствовать развитию творческих способностей у детей;
- развивать познавательную активность дошкольников;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Гипотеза проекта: на участке поселились соловьи (дрозды)
Предполагаемый результат:
Дети знают:
- 4-6 певчих птиц Самарского края, их характерные особенности (внешний вид, окрас яиц и т.д.);
- отличия певчих птиц друг от друга, познакомятся с птицей горихвосткой.
Дети могут:
- узнавать, различать и классифицировать певчих птиц по внешнему виду и характерным особенностям;
- замечать изменения в поведении птиц;
- фиксировать результаты наблюдений, на их основе анализировать изменения, происходящие в жизни птиц (в соответствии с возрастом);
- вести дневник наблюдений (с помощью воспитателя);
- составлять описательный рассказ о птице с помощью схем Ткаченко;
- проявлять элементарные навыки заботливого, бережного отношения к природе (к птицам).
Итоговое мероприятие:
Праздник «Удивительные соседи»
Планирование и организация деятельности
После определения темы, цели и задач проекта был составлен план его реализации. В подтверждение гипотезы проекта о том, что на участке группы поселились соловьи, стала проводиться запланированная работа. С помощью родителей воспитанников была собрана подборка материала о соловьях. Мы узнали, что соловьи это небольшие птицы, предпочитающие делать гнезда ближе к земле, как правило в небольших кустарниках, славятся своим чудесным пением.
Дома дети вместе с родителями посмотрели мультфильм «Сорока и соловей, побеседовали о местах обитания соловьев. В группе мы еще раз рассмотрели картинку с изображением соловья, отметили, что соловьи имеют бурый окрас с рыжеватым хвостом . Прослушали запись с пением соловья. Нам удалось сделать запись пения нашей птички. Слушая записи и сравнивая их, дети сказали, что птицы поют по-разному. Через несколько дней мы заметили, что птиц две. Мы стали искать гнездо и увидели, что птицы залетают в наш скворечник, да еще и несут в клювиках разные предметы (веточки, клочок ваты и др.) Несколько дней мы слышим пение птиц, наблюдаем, как они залетают в скворечник, но рассмотреть их внимательно пока не можем.
После выходных мы нашли под деревом разбитую маленькую скорлупу. Мы принесли ее в группу и поместили в маленькую прозрачную пластмассовую коробочку. Скорлупа была голубая, но она не похожа на скорлупу кладки яиц соловья (у соловьев скорлупа оливкового цвета в мелкие пятнышки). Путем сбора научных сведений гипотеза о том, что у нас поселились соловьи не нашла подтверждения.
С помощью родителей мы выяснили, у каких птиц бывает голубая скорлупа. Это могли быть дрозды, зяблики, скворцы. Проект получил новое развитие и гипотезу о том, что на участке поселились дрозды. Сопоставляя информацию, мы вместе с детьми предположили, что у нас в скворечнике поселились дрозды и, скорее всего, выводят птенцов. И снова родители воспитанников были привлечены в роли экспертов к поиску информации. Работа проводилась очень быстро, так как нужно было поддерживать интерес детей. По нашей просьбе, дома родители смотрели фрагмент видеофильма «Птицы России», слушали аудиозапись «Дрозды». В детском саду мы проводили беседы, составляли описательные рассказы (по схеме), читали произведения детской художественной литературы (русская народная сказка «Дрозд и Лиса», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»), заучивали (С. Михалкова «Скворец», А. Барто «Целый день поет щегол») и беседовали по их содержанию. В процессе продуктивной деятельности мы рисовали, лепили, делали аппликацию на темы ««Птицы на ветке», «Птицы у кормушки». В ходе проводимой работы устанавливали сходства и различия между птицами. Дети усвоили, что тело птиц покрыто перьями, у них одинаковые части тела, но по размеру они разные. Питаются птицы насекомыми. По-разному поют и выводят птенцов, бывают перелетные и неперелетные.
Дети составляли описательные рассказы «Соловей», «Дрозд» с помощью схем Ткаченко.
В процессе поиска информации, гипотеза о том, что на участке поселились дрозды, не подтвердилась, т.к. дрозды тоже не селятся и не выводят птенцов в скворечниках, они
больше по размеру, чем вход в скворечник. Поиск ответа на вопрос детей «Кто поселился у нас в скворечнике?» продолжался.
В один из дней на участке соседней группы нашли птицу со сломанным крылом. Воспитатель соседней группы была биологом по первому образованию и предложила оказать стрижу посильную помощь , наложила повязку и провела обезболивание. Нам с детьми удалось вблизи рассмотреть стрижа и в ходе решения образовательной ситуации, провести беседу о том, как можно помочь птице. Версию о том, что нашими соседями стали стрижи дети высказали, но в ходе разъяснений и объяснений воспитателя согласились, что это не так, потому что стрижи больше и не поют. По наблюдениям мы знали, что наши пернатые соседи это маленькие, пестрые, юркие птички. Все свои наблюдения мы фиксировали в дневнике наблюдений – дети зарисовывали события, а взрослые (воспитатель) записывала комментарии.
Через какое-то время (дневник) мы стали слышать тихие непонятные звуки в скворечнике (дети предположили, что птицы ссорятся) и наблюдать, что птицы стали чаще вылетать из гнезда. Дети вспомнили, что мы нашли разбитую скорлупу и предположили, что в скворечнике есть птенец. Таким образом, появилась еще одна гипотеза, которую нам предстояло либо подтвердить, либо опровергнуть. Для помощи родителям птенца (а мы с детьми были уверены, что он есть в скворечнике) решили повесить рядом со скворечником кормушку. Стали замечать, что птицы вылетают из скворечника, садятся на кормушку, берут корм, отлетают в сторону, дробят кусочек хлеба на более мелкие и залетают в скворечник. Однако, точного ответа на вопрос «Кто поселился у нас в скворечнике?» у нас не было. Но тут нам повезло. На прогулке, во время очередного подкармливания (все фиксировала камера), мы засняли птиц вблизи, на кормушке. При просмотре записи с детьми в группе мы заметили, что у птицы длинный дрожащий красноватый хвостик, серая спинка, красноватая грудка и тонкий клюв. По данному описанию, дети с родителями дома стали искать кто же все-таки наши загадочные соседи. На следующий день дети пришли с ответами. Оказалось, что это горихвостка.
Во время утреннего приема (после очередных выходных) дети как обычно стали подкармливать птиц и увидели, что вокруг скворечника суетятся птицы. Мы подумали, что они нас узнали, но оказалось, что это птенцы подросли и готовятся вылететь из скворечника. Почти тут же мы увидели на краю отверстия птенца, который спланировал вниз. Мы с детьми потихоньку подошли на него посмотреть и увидели, что птенец застрял в заборе. Достали его и посадили на край скворечника, через какое-то время птенец залетел в него. Взрослые птицы были очень обеспокоены, кружили вокруг дерева и громко пищали, но потом тоже залетели в скворечник.
Таким образом, гипотеза о том, что в скворечнике был птенец, полностью подтвердилась. В ходе проведенной поисково-исследовательской работы было установлено, что нашими пернатыми соседями на участке группы стали горихвостки.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации наблюдения на участке детского сада, составление плана реализации проекта и мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
- Основной (этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия проекта (беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
- Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Необходимо:
- изучить познавательную и методическую литературу по теме,
- подготовить подборку литературы для детей о певчих птицах;
- для мотивации родителей для участия в проекте провести родительское собрание «Участвуем в проекте «Удивительные соседи»;
- подготовить брошюру для родителей «Изучаем птиц родного края. Все о певчих птицах» «Певчие птицы родного края»;
- собрать информацию о певчих птицах Самарского края: подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, создание подборки видео, аудио и фотоматериалов;
- организовать семейный просмотр и обсуждение мультфильмов «Лиса и Дрозд», «Соловей и Сорока»;
Основной этап.
Работа с родителями:
- сбор материала ( фотографии, картинки, иллюстрации о певчих птицах);
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
- предложить рассматривание книг, иллюстраций о птицах, просмотр научных видеофильмов, прослушивание аудиозаписей;
- «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей ( стихи, рассказы, загадки, сказки о птицах);
Работа с детьми:
- рассматривание книг, иллюстраций о птицах, просмотр научных видеофильмов, прослушивание аудиозаписей;
- провести беседу «Зачем нужно заботиться о птицах»;
- оформить и провести игру «Хорошо - плохо»;
- наблюдение за птицами на участке (за горихвосткой);
- образовательная ситуация «На участке нашли птицу со сломанным крылом. Как быть»;
- чтение произведений художественной литературы для детей В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», А.И. Куприн «Скворцы»;
- рассматривание фотографий и определение «соседей» по внешнему виду: подтверждение или опровержение гипотезы (предположения);
- проведение Д/И «Узнай по внешнему виду», Д/и «Угадай, кто поет» (на слух), «Четвертый лишний»;
- проведение развлечения «Птичьи загадки»;
- «Экологическая гостиная» (5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога);
- сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин»
- наблюдения: «Растут ли наши птенцы?»
- оформление дневника наблюдений.
- оформление фотоальбома «Удивительные соседи»
Заключительный этап.
- Обработка материалов проекта
- Праздник «Удивительные соседи»
- Выступление агитбригады группы «Друзья птиц» (дети и родители) для детей других групп
- Самоанализ
Взаимодействие с родителями воспитанников и воспитанниками в процессе организации и реализации проекта «Удивительные соседи»
Механизм оценки результатов.
По реализации проекта «Удивительные соседи» были получены следующие результаты:
- Дети ближе познакомились с певчими птицами.
- У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по наблюдению за птицами в природе.
- В результате практической деятельности дети создали необходимые условия для роста птенцов.
- Дети увидели многообразие мира птиц.
- Дети стали бережнее относиться к животному миру.
- В группе был создан фотоальбом «Удивительные соседи».
- Наблюдение за птицами были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Удивительные соседи».
Список использованной литературы:
1.С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Москва «Просвещение» 2005год.
2.Г.П. Тугушева , А.Е .Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.
3.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»
4. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.
5.М.П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание»
7. Интернет ресурсы.(https://yandex.ru/images/search?text=Сорока%20и%20Соловей%20мультфильм%20смотреть&lr=51), https://youtu.be/5swMcXxDEfM, https://youtu.be/E69zC9WuPOI.
Художественная литература
А. Майков «Ласточка»
А. Плещеев «Сельская песенка»
В. Бианки «Лесные домишки»
В. Снегирёв, «Скворец»
В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»
К. Ушинский «Ласточка»
Л. Толстой «Воробей и ласточки».
Н. Сладков «Новый голосок»
А. Барто «Целый день поет щегол»
Л. Толстой «Птичка»
А.И. Куприн «Скворцы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши соседи - насекомые"
Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Проект "Собаки и кошки - наши соседи"
В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой при...
Проект "Наши соседи - насекомые"
Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....
Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""
Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...
Наши соседи "украина"
Лепка из пластилина ЗОЛОТЫЕ ПОДСОЛНУХИЗадачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство композиции, соотносить час...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Насколько интересный
Насколько интересный получился проект. Как подробно изложен ход. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом в работе с детьми. Спасибо!