«Эксперимент – как познание окружающего мира» - мастер-класс для педагогов
методическая разработка по окружающему миру на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эксперимент – как познание окружающего мира»

Слайд 2

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Слайд 3

Задачи мастер-класса : Познакомить участников мастер-класса с приемами, применяемыми при экспериментировании с дошкольниками. Повысить мотивацию воспитателей на системное использование метода экспериментирования в практике работы с детьми. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного стиля, который бы позволил воспитанникам реализовать позицию субъекта в исследовательской деятельности.

Слайд 4

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Н.Н. Поддъяков

Слайд 5

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.А. Тимирязев

Слайд 6

Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования: Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребёнка

Слайд 7

Федеральные государственные требования: « Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. … ». « Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Слайд 8

Интеграция экспериментирования с образовательными областями Здоровье Физическая культура Безопасность Социализация Труд Художествен ное творчество Познание Чтение художественной литературы Коммуникация Эксперимен тирование

Слайд 9

Достоинства экспериментирования Экспериментирование дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогащение речевого запаса ребенка. Накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Активизация мыслительных процессов (операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения). Формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Формирование трудовых навыков. Положительно влияет на эмоциональную сферу. Укрепление здоровья.

Слайд 10

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ) , на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.

Слайд 11

Задачи педагога: Формировать у детей представления об окружающем мире, о свойствах живой и неживой природы. Развивать у дошкольников умение добывать знания экспериментальным путем. Развивать способность устанавливать причинно-следственный связи. Развивать умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальным путем и делать выводы. Развивать у дошкольников познавательную активность, инициативность. Развивать у дошкольников познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, память. Активизировать и расширять словарь детей, развивать умение рассуждать, доказывать. Развивать социальные навыки: умение работать в группе и в паре, договариваться, учитывать мнение партнера. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Формировать и совершенствовать опыт в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Слайд 12

Результаты мониторинга:

Слайд 13

Центр экспериментирования

Слайд 14

Э ксперимент должен отвечать следующим условиям: – максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; – безотказность действия приборов и правил обращения с ними; – показ только существенных сторон явления или процесса; – отчётливая видимость изучаемого явления; – возможность участия ребёнка в повторном эксперименте.

Слайд 15

Методические рекомендации проведения опыта: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям. 3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе. 4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам. 5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта. 6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Слайд 16

Рекомендации по организации экспериментирования в непосредственной образовательной деятельности 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала непосредственной образовательной деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте непосредственную образовательную деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп непосредственной образовательной деятельности. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала непосредственной образовательной деятельности: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон ; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.).

Слайд 17

Экспериментирование в раннем возрасте

Слайд 18

«Тонет-не тонет»

Слайд 19

Дети ситечком достают сначала плавающие предметы , за тем погруженные

Слайд 20

Игра-экспериментирование способствует овладению орудийными действиями, развивает моторику рук, внимание; познает назначение предметов и свойства вещества.

Слайд 21

«Бумажные кораблики»

Слайд 22

Малыши ищут пути решения проблемы

Слайд 23

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». С.А. Рубинштейн

Слайд 24

Экспериментирование с водой

Слайд 25

Цветные бусы изо льда

Слайд 26

Разноцветные стекляшки

Слайд 27

Экспериментирование со снегом

Слайд 28

Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

Слайд 29

Как достать «киндер-сюрприз» из воды

Слайд 30

Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

Слайд 31

Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

Слайд 32

Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

Слайд 33

Как достать «киндер-сюрприз» из воды?

Слайд 34

Экспериментирование с воздухом. Как его почувствовать.

Слайд 35

Экспериментирование с воздухом: как его обнаружить

Слайд 36

Экспериментирование с воздухом

Слайд 37

Как обнаружить силу воздуха?

Слайд 38

Что выталкивает стакан из воды?

Слайд 39

Рефлексия: метод синквейна Первая строка: Кто? Что? (1существительное) Вторая строка: Какой? (2 прилагательных) Третья строка: Что делает? (3 глагола) Четвертая строка: Что участники думают о теме? (фраза из 4 слов) Пятая строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Слайд 40

Спасибо за внимание! Выполнила: Панкова И.Е., воспитатель МБДОУ – детский сад №7 «Умка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей "Экпериментирование как эфффективный метод познания окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познание закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Слово «эксперимент» прои...

Мастер-класс "Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира"

Детское экспепрементирование, как эффективный способ познания окружающего мира"...

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...

мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"

Одним  из эффективных  приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников  является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как наиболее эффективный метод познания окружающего мира»

В данном материале показана эффективность применения метода экспериментирования для разностороннего развития детей дошкольного воззраста....