Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познание закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». Он является наиболее развивающим, соответствует особенностям психического и физического развития ребёнка. Наряду с игрой экспериментирование является ведущим видом детской деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как Н,Н. Подьяков, М.В.Кларин. В основе любого знания ребёнка об окружающем мире лежит исследовательское поведение, с помощью которого ребёнок быстро и легко осваивает этот мир. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вся деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, сочинение слов или конструирование является экспериментированием. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий. Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Задача окружающих ребёнка взрослых – помочь ему в этом. Роль воспитателя заключается в создании условий, способствующих формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Для этого в своей группе уголок экспериментирования пополняеть новыми необходимыми материалами, играми и пособиями что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Так же для успешной работы подбирать иллюстрации для рассматривания с детьми по темам, художественная и педагогическая литература; изготовить картотеки · "Стихи и загадки о явлениях живой и не живой природы" · "Игры с элементами экспериментирования" · Игры – эксперименты, направленные на сенсорное развитие" · "Экологические игры" · "Эксперименты в домашних условиях" · "Опыты в домашних условиях" В детском саду создаются специальные условия для проведения детьми опытов и экспериментов(детская лаборатория, уголки поисково – исследовательской деятельности. Дети наблюдают за явлениями и объектами живой природы, знакомятся с предметами и явлениями неживой природы, изучают свойство материалов природного мира. Но ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с семьёй, взаимопонимания между родителями и педагогами. Для родителей необходимо готовить информацию и консультации по теме.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя) «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Эксперименты классифицируются по разным принципам. -По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек. - По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д. - По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные. - По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. - По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические. - По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.). - По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические. - По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. - По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). - По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач. - По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные. Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании – как эффективного метода познания окружающего является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Необходимо познакомиться с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений . Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила: - Тема должна быть интересная ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила: - Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативу детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; - Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; - Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации. Организуя работу с детьми по проведению опытов и экспериментов, преследуют цели: - Помочь детям сформировать знания об окружающем мире; - привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности; - повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью; обогатить активный словарь, развивать речь. При организации работы по экспериментированию используются различные формы: - непосредственно образовательную деятельность, - чтение художественной литературы, - опыты, - беседы, - продуктивную деятельность. (получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п) Эксперименты бывают мысленными и реальными. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий. Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет. Например: игровой макет «На морском дне» цель обогащения знаний о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания. Поскольку, непосредственно изучить этот объект мы не можем, можно отправиться в виртуальное путешествие по морскому дну: читать книги, рассматривать иллюстрации. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, создать альбом «Морское царство». Разработать дидактические игры «Угадай по описанию», «Сколько ракушек на дне». Дети с большим удовольствием будут, играют с макетом, рассказывать новые факты о морских обитателях, задавать вопросы. - «У подножья гор». - «Саванны». - «Морское дно». - «Речные обитатели». - «Паутинка». Эксперименты с реальными объектами. Это, конечно, самые интересные эксперименты, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. «Определяем плавучесть предметов» Предложить детям собрать по десять обычных предметов (яблоко, болтик, деревянный брусок, пластиковый конструктор и т.д.) Сначала выстраиваем гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие тонуть, затем эти гипотезы постепенно проверяли. «Как вода исчезает». Берутся разными предметами: губка, газета, полотенце, полиэтилен, кусочек дерева, кусочки разной ткани. Потом аккуратно, чайной ложкой поливаем эти предметы. Выясняем, какие предметы впитывают воду, какие нет? Какие предметы лучше впитывают. «Вода может быть твердой. Лед тает, превращаясь в воду» Замораживаем воду в ячейках из-под конфет. Получаются льдинки разной формы. А если добавить в воду немного краски, то и разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. Когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то было видно, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются причудливым образом, делая кусочек льда все меньше и меньше. «Как увидеть и услышать воздух» С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна. Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями. Берём блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую-нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом. - Эксперименты с природным материалом.
Здесь огромное поле для экспериментирования. Привычные предметы (шишки, листья, овощи и т.д.) обретают новую форму и содержание. - Эксперименты с различными материалами, в том числе бросовым материалом (бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, разного рода коробочки, бутылочки)
- Изучая свойства бумаги, различные приемы ее использования можно создать мини-музей бумажных поделок «Чудеса из бумаги».
В ходе создания поделок дети экспериментировали с различными ее видами.К новому году оформили выставку «Зимняя сказка» - Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами.
В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности. Проведение экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках: -рассматривание снежинок через увеличительное стекло; -рассматривание сосулек; -рисование на снегу цветной водой; -наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе; -изготовление цветных льдинок; -сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок (летом); Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление упознанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить свой семинар китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Работа с живым объектом 1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными. 2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются. 3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным. 4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным. 5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты. 6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям. 7. Нежелательно проводить эксперименты с больными животными и в том случае, если заболевание не представляет опасности для человека, но может усилить страдания животного. В отдельных случаях можно провести наблюдения, но каких-либо вмешательств следует избегать. 9. От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных. Это позволит предупредить возникновение опасных моментов. 10. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей. 11. Если, несмотря на все принятые меры, животное стало агрессивным, педагог принимает удар на себя и тем самым защищает детей. Но такого быть не должно. Умение прогнозировать поведение объектов позволит заметить вероятность опасности задолго до того, как она возникнет. Работа с детьми 1. Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов. 3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий. 4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а) действие показывает педагог; б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика; г) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению. 6. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей. 7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным. 8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта. 9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности. Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки. |