Конспект занятия по экологии. Тема «Какие бывают грибы в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличаются от растений строением и способом размножения. Учить детей отличать съедобные грибы от их двойников - ложных грибов по определенным признакам: цвету, строению шляпки и ножек. Воспитание бережного отношения к природе: аккуратно срезать ножку при сборе съедобных грибов, не уничтожать ядовитые и несъедобные грибы, так как они лечат некоторых животных.
Материал. Картинки с изображением съедобных грибов (боровик, сыроежка, лисички, опята, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, дождевик) и несъедобных (желчный гриб, ложные лисички, ложный опенок, мухомор, бледная поганка). Тетрадь С.Н. Николаевой «Экологическая тетрадь для дошкольников». Простой и цветные карандаши.
Организация.
I часть — дети свободно сидят на ковре.
II часть — дети сидят за столом.
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке». (Гриб.)
Воспитатель. Знаете ли вы, где растут грибы? (В лесу.) Лесные грибы относятся к большой группе живых организмов — царству грибов. Давайте рассмотрим гриб, из чего он состоит? (Шляпка, ножка.) Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница имеет вид нежного пушистого или паутинистого налета, будто множество тоненьких ниточек, переплетенных между собой. По строению нижней части шляпок грибы делятся на пластинчатых, имеющих на нижней части шляпки пластинки, и трубчатых, имеющих пористую поверхность. (Воспитатель показывает на картинках виды пластинчатых и трубчатых грибов.)
Грибы отличаются от растений не только строением, но и размножением. Чем размножаются растения? (Семенами.)
Грибы размножаются спорами. Споры находятся между пластинками и трубочками в нижней части шляпки гриба. Споры настолько малы, что не видны человеческому глазу, и очень легки, их подхватывает ветерок и уносит далеко от гриба. Попав в подходящие условия, споры прорастают грибницей, и на следующий год на этом месте вырастают грибы. Так грибы завоевывают новые места.
По применению грибы делят на съедобные и несъедобные. Съедобные собирают, потом варят, солят. Несъедобные собирать и употреблять в пищу нельзя.
Скажите, какие съедобные грибы вы знаете? (Белый, сыроежка, лисички, опята, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, дождевик).
Дети называют грибы, воспитатель выставляет картинки с их изображением.
Воспитатель. Белый гриб — боровик, коренастый, крепкий, настоящий лесной богатырь, царь среди съедобных грибов. Боровик редко растет в одиночку, если тебе попался один, то внимательно посмотри вокруг.
Сыроежка — встречается несколько видов этого гриба, отличаются друг от друга цветом шляпки. Сыроежки самые хрупкие грибы, поэтому грибники часто не срывают их.
Лисички — встречаются, как правило, группами в хвойных и лиственных лесах. Почему лисички получили такое название? (Они по цвету рыжие, как лиса.)
Опята — растут очень большими группами на пнях, корнях, около стволов хвойных и лиственных деревьев.
Подберезовики и подосиновики своим названием подсказывают, где их можно найти.
Масленок — встречается большими группами в молодых сосновых лесах, на опушках, около тропинок и дорог. Называется так, потому что верхняя часть шляпки покрыта слизистой пленкой, будто кто взял и намазал маслом.
Моховик — встречается часто в еловых лесах, обычно влажных, в некоторых районах его называют болотником. Как вы думаете почему? (Растет рядом с болотом.)
Дождевик — посмотрите, у гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. Со временем шарик становится темно-коричневым сморщенным комочком. Тонкая оболочка лопается и из нее высыпается мельчайшая, коричневая пыль - это споры гриба. Гриб этот съедобен, в пищу используют только молодые грибы с белой мякотью.
Съедобные грибы - ценный продукт, они содержат много витаминов и полезных веществ. Назовите свои любимые блюда из грибов. (Грибной суп, картофель с жареными грибами, пироги с грибной начинкой и т.д.)
Ребята, а вы любите собирать гриба? (Да.)
Собирая грибы, надо быть очень осторожными, ведь у многих съедобных грибов есть двойники, очень похожие на настоящие, ложные несъедобные грибы. (Воспитатель рассказывает и показывает картинки).
Желчный гриб — очень похож на белый, за его схожесть и ядовитость его с давних пор называют «дьявольским» грибом. Но отличить желчный гриб от боровика легко по розоватому трубчатому слою внизу шляпки — у боровика он белый — и по темному сетчатому рисунку на ножке.
Ложные лисички - растут по соседству с настоящими лисичками, но их легко отличить по форме и окраске шляпки. У настоящей лисички шляпка с волнистым краем яично-желтого цвета, а у ложной шляпка с ровными краями, от красновато-оранжевой до медно-красного цвета.
Ложный опенок — отличается от опенка цветом шляпки: она у него серо-желтая, а отсутствием на ножке кольца от остатков пленки.
Кроме ложных грибов, есть и ядовитые грибы.
Мухомор — красивый гриб с яркой шляпкой привлекает к себе «сорви меня», но лучше его совсем не трогать, а полюбоваться им издали.
Поганки — немало их разводится в лесу. Главная из поганок — бледная поганка. Берегись ее! В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее вылезает будто из широкого горшочка. На шляпке у нее оборочки, а на ножке воротничок. Собирая съедобные грибы, не сшибайте и не топчите несъедобные и ядовитые грибы. Они приносят немалую пользу: лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для насекомых.
Все грибы любят тепло и сырость. Поэтому в лес за грибами лучше идти после теплого дождичка, да пораньше. Ведь недаром в пословице говорится: «Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой».
Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям выйти на лесную полянку, собирать грибы. Под грамзапись — песня «Грибок», слова О. Высотской, музыка М. Раухвергера, дети имитируют движения согласно тексту песни.
II часть.
Воспитатель (просит детей сесть за столы, открыть «Экологическую тетрадь» С.Н. Николаевой на странице «Какие бывают грибы в лесу».) Рассмотрите грибы на картинке, я загадаю вам загадки, а вы покажите картинки-отгадки.
Нет грибов дружней, чем эти — знают взрослые и дети, —
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
(Дети называют и показывают картинки в тетрадке.)
Глубоко был спрятан он, раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду, белый, я тебя найду! (Боровик.)
Вдоль лесных дорожек - много белых ножек,
В шляпах разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай. Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту — зовусь я... (Подосиновик.)
Золотистые — очень дружные сестрички
Хотят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. (Лисички.)
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор.)
Воспитатель просит детей сравнить грибы на картинке. Чем похожи? (У всех грибов есть ножка и шляпка.) Чем отличаются друг от друга? (Цветом и формой шляпок и ножек)
К каким грибам по строению шляпок относятся боровик и подосиновик? (К трубчатым.)
К каким грибам относятся по строению шляпок сыроежки и лисички? (К пластинчатым.)
На какие две группы разделены грибы? (Боровик, подосиновик, лисички, сыроежка, опята — съедобные грибы. Мухомор и бледная поганка - несъедобные — ядовитые).
(Воспитатель дает детям задание.) Пририсуйте на картинке опята и маленький мухомор. Раскрасьте их. (Дети выполняют задание). В заключение занятия я прочитаю вам стихотворение 3. Александровой.
Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.
А веселые ребята — тонконогие опята —
Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, — это чудо из чудес.
(3. Александрова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по речевому развитию "Какие бывают дома"
конспект занятия по речевому развитию для детей с зпр на тему "Какие бывают дома"...
Конспект занятия по экологии. Тема «Какие бывают грибы в лесу»
Программное содержание. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству гриб...
Конспект НОД по экологии в подготовительной группк «Какие бывают грибы в лесу»
Цель. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба.Задачи:Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличают...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Какие бывают грибы в лесу»»
Цель. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением грибаЗадачи:Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов, отличаютс...
Тема «Какие бывают грибы в лесу»
Программное содержание. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству гриб...
Конспект занятия по экологии. Тема: Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме».
Конспект занятия по экологии.Тема: Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме».Цели:Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и по...
Конспект занятия экспериментирования на тему «Какой бывает вода?»
Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды.Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и классифицировать.Материалы: Вода, снег, лёд, три объёмные коробки, м...