Конспект ООД «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ольга Михайловна Ильина

"Формирование целостной картины мира" "По следам осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_poznavatelnoe_razvitie_2018.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» НМР РТ

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие»                                                «Формирование целостной картины мира»                                                                                         подготовительной группы «Колокольчики»

«По следам осени»

Составила:                                                                                                                                                                                     воспитатель первой                                                               квалификационной категории                                                               Ильина О.М.

Тема

«По следам осени»          

Возраст

Дети 6-7 лет (подготовительная  группа)

Образовательная область

Познавательное развитие

Форма

Интегрированное

Цель

Цель: Обобщить знания детей по теме: «Осень».

Задачи

Развивающая  задача:

•        Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

 - Воспитывающая задача:

 - способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.                            Обучающая задача:  

- Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Планируемые результаты

- дети называют приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;

- развиты память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

  - дети  любознательны, умеют взаимодействовать друг с другом;                            

- у детей расширены знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают, устанавливают причинно-следственные связи;

- проявляют интерес к исследованию природного явления «листопад», «строение листа», опытным путем делают вывод о наличии зеленого вещества в листьях, зависимость полета падающего листа от его величины и формы;                                              -у детей развиты: наблюдательность, внимание, память, эмоциональная отзывчивость;

- дети умеют сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.

Методы и приёмы

-решение проблемной ситуации, пояснения, действия.                              Словесная, наглядная, практическая.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Наглядные средства обучения

Колокольчик, тайное письмо, сундук, мнемотаблицы -загадки, кленовые листья с приметами, лупы, кусочки белой салфетки, сложенные пополам,  кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, волшебный мешочек, кисточки, гуашь, рисунки раскраски фрукты и овощи.

Структура ООД

Ход ООД

1.Вводная часть (5 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя к занятию.

 Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям, поздороваемся и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением .

 (влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)

Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?

-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)

Воспитатель –А разве бывают такие письма?

Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами                (лимоном или крахмалом)

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?

Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.

Воспитатель - есть у нас такая водичка.

Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей- (дети читают)

Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают  мнемотаблицы)

(Отгадывание загадки по мнемотаблицам).

Воспитатель

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересные загадки.

Воспитатель –(читает письмо от осени)

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, заканчивается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

1.Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

-день короче, а ночь длиннее;

-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают на юг;

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

 2. Задание:

Ребята, вот вы сказали, что птицы улетают в теплые края, значит, как таких птиц называют? (перелетными). А которые остаются?( зимующими).

Воспитатель: Егор, ты на прошлой неделе семечки приносил, для кого? (для синички). Ребята, напомню, 12 ноября отмечался экологический праздник «Синичкин день». В этот день в разных уголках нашей страны готовились к встрече «Зимних гостей»- птиц остающихся на зимовку. Люди заготавливают для них подкормку. Несоленое сало, нежареные семечки, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.

3.Задание.

Дети называют поговорки осени:

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

-Осень - время собирать урожай.

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

- В ноябре зима с осенью борется.

-Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель:

- А вы молодцы ребята много знаете поговорки осени.

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, с деревьев опали все листья….

-А вы задумывались, почему  красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

4.Задание.

Исследование №1( нарисована лупа и лист),

Исследование№2 (? Зеленый лист),

Исследование №3.( большой и маленький листик),

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей  (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: можно воспользоваться увеличительным прибором лупой и микроскопом.(Лупа, зелёные листья)

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у нашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

 Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком  постучите по листочку сквозь салфетки. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На салфетке появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3.  рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся). Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

5. Задание (волшебный мешочек)

Воспитатель:

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.

В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.

Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.

Воспитатель

- Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.

( дети раскрашивают овощи и фрукты для осени смешивая краски)

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?

Ответ детей: Подарить их осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...