Организованная образовательная деятельность "Растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данная деятельность паправлена на создание условия для формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязи растительного мира и человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_zhigulovoy_e.v.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МБДОУ №27 «Сказка»
Республика Хакасия г.Саяногорск
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок экологического сознания
«Растения лекарственные и ядовитые»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условия для формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи:
1. Способствовать расширению и углублению знаний детей о лекарственных и ядовитых растениях .
2.Формировать у детей навыки и умения при взаимодействии с незнакомыми и опасными растениями.
3. Развивать любознательность, познавательный интерес.
4. Воспитывать стремление у детей сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Методические приёмы: словесные игры; практические действия.
Средства обучения:
Наглядные: картинки лекарственных и ядовитых растений.
Предварительная работа: Занятия познавательного характера "Растения живые существа", "Первые цветы на участке".
Познавательные беседы "Правила поведения в лесу".
Наблюдения в природе, за одуванчиками, ландышами.
Труд в природе на участке (поливка, рыхление, опрыскивание, удаление сорняков).
Чтение авторской сказки Т. А. Шорыгиной “Советы лесной мышки” из серии “Осторожные сказки” - Безопасность для малышей.
Чтение сказки “Одуванчик” из книги “Окно в мир природы” (экологический атлас, авторы Турчина Г. П., Иванов Ф.Ф., Иванов С.Ф.).
Дидактическая игра “Доктор Айболит”.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Оргмомент:
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться -
Доброе утро! (дети повторяют слова приветствия)
Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите,
Мы вас любим и вы нас любите!
В.: - Дети, послушайте, что писал замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
-А что такое природа? Как вы это понимаете? (ответы детей)
Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы… Это все, что нас окружает, что не создано руками человека.
- И вот сегодня мы отправимся с вами в царство растений. Вы уже много знаете о растениях.
-Как вы думаете, зачем нам нужны растения? (ответы детей)
Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но так же они помогают им лечиться от болезней.
В.: - послушайте стихотворение:
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовем мы их… (растения)
II. Основная часть:
В.: - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек узнал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. А какие лекарственные вы знаете? (ответы детей)
2. Чтение сказки “Как появились цветы на земле”
В.: - Сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой, и называется она - “Как появились цветы на земле” (авторская сказка Т.И. Поповой) (воспитатель читает сказку).
“Как появились цветы на земле”
Возвращался Иван-Царевич от бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые – это там, где баба-Яга ступала.
В.: - Вам понравилась сказка?
- Как вы думаете, почему это сказка? (ответы детей).
3. Игра «Вред – польза»
В.: - Лекарственных растений великое множество. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди большого количества современных препаратов есть травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе, которые занимают достойное место, как средство лечения от разных болезней.
(воспитатель обращает внимание детей на различные лекарственные препараты, стоящие на столе)
- Послушайте загадки о лекарственных растениях:
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
В.: - Да, это подорожник. Он используется для заживления ран, при заболеваниях желудка, простудах.
Это прозвище недаром у красивого цветка
Капля сочного нектара и душиста и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет…(медуница)
В.: - Это удивительно красивое растение поможет излечиться от простуды.
В.: - А знакомо ли вам это растение?
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой (зверобой).
- В чем его особенность? (ответы детей)
- Действительно, это растение от многих болезней на длинном стебле располагаются маленькие продолговатые листочки, а на верхушке множество мелких цветков, состоящих из пяти желтых лепестков, но если вы слегка потрете этими цветками небольшой участок тела, то это место станет похожим на синяк – тогда это точно зверобой (Педагог показывает следующую картинку).
В.: - А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное (одуванчик).
В.: - Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Из листьев одуванчика делают салат, потому что в листьях много витаминов, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки.
В.: - Для лечения каждой болезни есть своя лекарственная трава. Природа – это аптека.
- От кашля нам поможет - медуница, при больном горле - зверобой, если мы поранились - подорожник, при плохом аппетите поможет – одуванчик.
4. Игра – представление «Прогулка по лесу».
В.: - Ребята, давайте совершим небольшую прогулку по “лесу”.
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево (наклоны с поочередным касанием правой рукой левую ступню, левой – правую.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули (потягивание – руки вверх)
Отдохнуть едва успели,
За столы мы снова сели (дети садятся на свои места)
5. Игра «Отгадай загадку»
Смотрят из канавки, желтые купавки.
У них на самом донышке, горит кусочек солнышка (купальница).
Есть у птицы два крыла, чтоб летать она могла.
А цветку не повезло – у него одно крыло (белокрыльник болотный).
На зеленом шнурочке – белые звоночки (ландыши).
В.: - Как, одним словом можно назвать эти растения? Какие они? (ядовитые).
- Что это означает – ядовитые? (ответы детей).
В.: - Действительно, в некоторых растениях есть яд. Он может содержаться в разных частях растения: лист, цветок, корень или ягоды.
6. Игра «Распутай путаницу»
В.: -У вас на столах картинки, на которых нарисованы отдельные части растений. Вы должны соединить их и назвать растение, которое у вас получилось. А еще назвать, какая часть этого растения ядовита, и где оно растет.
В.: - Ребята, к нам по почте пришло письмо от девочки Даши. Вот, что она пишет: “Здравствуйте, дети. Я случайно узнала, что вы в детском саду знакомитесь с разными растениями. Наверное, многие из вас бывали на даче и сможете мне помочь. В прошлом году, я была на даче. В июне я с подружками пошла на луг за цветами. Мы нарвали незабудок, одуванчиков, но нигде не могли найти моих любимых ландышей. Скоро я опять поеду на дачу. Подскажите, пожалуйста, как мне найти ландыши. Мне очень нравится запах этих цветов, я хочу нарвать букетик и поставить его дома. До свидания. Даша”.
В.: -Ребята, подскажите, что Даша делала не так?
- Вы справились с заданием и правильно ответили, ничего не забыли:
- Ландыши цветут в мае, а не в июне.
- Растут они в лесу, в тенистых лесах, а не на поле.
- Рвать их нельзя, потому что это растение занесено в “Красную книгу”.
- Ландыши – ядовитое растение.
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Детям предлагаются две группы картинок: Калужница болотная, мать-и-мачеха, ветреница, белокопытник (картинки).
В.: - Какое растение лишнее и почему? (ответы детей)
(Правильный ответ: мать-и-мачеха – лишнее растение, так как оно лекарственное, а остальные – ядовитые).
Первоцвет, медуница, чистотел, рябчик русский (картинки).
В.: - Какое растение лишнее и почему? (ответы детей)
(Правильный ответ: рябчик русский лишний, потому, что он просто цветок, остальные – лекарственные растения).
8. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Педагог предлагает детям под музыкальное сопровождение прогуляться по лесной опушке и разобрать растения, которые они разместят на черном панно.
В.: -Удивительно красивые растения собрали вы на опушке леса.
- Вам знакомы они? (ответы детей).
- Хочу предупредить вас о том, чтобы вы никогда не собирали незнакомые растения, какими красивыми бы они не были.
- Давайте попробуем узнать их (проводится игра “Узнай по описанию”):
- Этот цветок появляется ранней весной. На пригретых солнцем местах на тонких длинных стебельках вырастают цветы с белыми или желтыми цветами. Они качаются даже при самом слабом ветерке, как будто кланяются весне (ветреница).
- На высоком стебле в начале лета появляется желтый шарик этого цветка. На одном стебле растения может быть до 5 цветков. Любит сырые места, нередко образует целые заросли (купальница, или купава, или купавка, или бубенчики).
- Это запоминающееся растение, на его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся позднее, в одну черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны (вороний глаз).
- Цветет с июня по сентябрь желтыми цветками, собранными в соцветия. Можно встретить везде: на полях, в лесах, возле дорог (пижма обыкновенная).
В.: - Все эти растения ядовиты, хотя и очень красивы, поэтому надо быть осторожными в общении с природой. Но мы познакомились лишь с некоторыми растениями, кроме того, многие из них уже стали очень редкими, поэтому при встрече с ними уничтожать их нельзя.
III. Заключительная часть:
В.:- Дети, наше путешествие в царство растений закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей).
В.:- Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь запомнить эти правила:
- Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито.
- Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.
- Придя с прогулки, обязательно вымой руки.
К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.
Главное, что надо запомнить: Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдает человеку и за это просит только одного – беречь ее. Так давайте будем беречь, и охранять нашу природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа
В наше время актуальна проблема защиты прав детей. Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»
Тема: «Зимняя сказка». Программные задачи: Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...