Проект "Почему у бабочек пестрые крылышки?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федорова Дарья Александровна

Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Наверное, именно для этого она и создана - постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна, но в то же время очень значима для природы. Ее роль настолько велика, а жизнь настолько коротка, что начинаешь ценить это маленькое чудо природы. 

Цель проекта: формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста об   окраске крыльев  бабочек, как защитной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_pochemu_u_babochek_pestrye_krylyshki.docx524.91 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №10»

Проект

«Почему у бабочек пестрые крылышки?»

https://animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/04/babochki-na-zemle-animal-reader.ru-001.jpg

Авторы проекта:

                Бахтурина Н.Н.

Федорова Д.А.

Ярославль, 201

Продолжительность проекта:1 неделя

Тип проекта: познавательно-творческий

Авторы проекта: Бахтурина Н.Н.,Федорова Д.А.

Участники проекта: дети группы №7, воспитатели, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта:

    Актуальность: Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Наверное, именно для этого она и создана - постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна, но в то же время очень значима для природы. Ее роль настолько велика, а жизнь настолько коротка, что начинаешь ценить это маленькое чудо природы. Что мы знаем о ней? Что нам сулит прикосновение к ее крылышкам? Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Дети  выразили радость и неподдельный интерес,  начали активно рассуждать, ловить ее  или просто понаблюдать со стороны.  Как же поступить в данной ситуации? Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень разные. Таким образом, у них возник следующий вопрос: «Почему у бабочек пестрые крылышки?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса был реализован проект «Почему у бабочек пестрые крылышки?»  Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе.

Цель проекта: формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста об   окраске крыльев  бабочек, как защитной функции.

Задачи проекта:

- для детей:

Образовательные:

- научить детей формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

- учить понимать взаимосвязь между средой обитания и окраской крыльев бабочек;

- формировать у детей элементарные представления об общих особенностях класса насекомых;

- пополнять  представления детей о бабочках, их строении, образе жизни, пользе и вреде в природе и для человека;

- обогащать словарный запас детей, общеречевые  навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к живым существам;

- воспитывать у детей  способность замечать особенности,  красоту живой  природы .

Развивающие:

- развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;

- развивать познавательные способности детей, любознательность;

- развивать у детей наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, представления о симметрии, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию.

- для педагогов:

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала группы.

- для родителей:

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
  • Педагогическое просвещение родителей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивное мероприятие

Название итогового мероприятия проекта: «Вместе с бабочкой»

Продукты проекта:

- для детей

  • Изготовление приглашений в проект для родителей
  • Конструирование из бумаги «Бабочка»
  • Лепка  «Бабочка - красавица»
  • Коллективное рисование «На цветочной полянке»
  • Создание уникальных бабочек, с помощью игрового пособия «Миниларчик» В.В.Воскобовича
  • Изготовление экологических знаков об обращении с насекомыми и бабочками в частности.

- для педагогов        

*презентация проекта.

- для родителей

*создание буклета «Бабочки вокруг нас»

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей:

*приобретение новых знаний о том, почему у бабочки пестрые крылышки;

*умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

*желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

*проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная,творческая, игровая деятельность);

*овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

*стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов

  • формирование проектной культуры.

- для родителей

  • установление эмоционального контакта с детьми.

Этапы реализации проекта

«Почему у бабочки пестрые перышки?»

«Какими неведомыми красками, какой тончайшей

кистью рисовала их крылья природа? Из каких

невесомых нитей соткала она этот головокружительный

 узор? И зачем оказалась столь щедра, одарив насекомых

подобным совершенством и волшебным разнообразием?»

Антуан де Сент-Экзюпери

        

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представлений детей о насекомых – бабочках, бережном отношении к ним.

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о бабочках?
Где бабочки могут прятаться. Они умеют летать. Они питаются пыльцой.

Что мы хотим узнать?

Почему у бабочек пестрые крылышки

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Выявить уровень осведомлённости детей  и их родителей о многообразии бабочек, обитающих в Ярославской области. Формирование экологического сознания детей и родителей.

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Анкетирование родителей и детей «Порхающие цветы лета».

Приглашение в проект «Почему у бабочек пестрые крылышки?» (сделаны детьми)

II этап – основной

Понедельник: Удивительный мир бабочек

Дети

Коммуникативная деятельность

Презентация «Удивительные бабочки»

- формировать представление  о многообразии бабочек в природе;

- вызвать желание беречь ;

Беседа «Эти хрупкие существа»

Двигательная активность

Дыхательная гимнастика «Бабочки на лугу»

Подвижная игра «Бабочки летают»

Конструирование

Изготовление приглашений для родителей  к участию в проектной неделе.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения Н.Грахов «Про бабочку» 

Составление рассказа «Ах, какая бабочка»

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

Получение приглашений, изготовленных к участию в проектной

неделе.

Консультация для родителей «Значение бабочек в природе»

Вторник:  Интересные факты о бабочках

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Легенда о бабочке»

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Бабочка и цветок» Цель: формирование грамматического строя речи.

Двигательная активность

Артикуляционная гимнастика «Сказка про бабочку»

Подвижная игра «Поймай бабочку» Цель игры: развивать быстроту и ловкость, умение действовать по сигналу

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказа Ю.А.Коваль «Бабочка», «Большой павлиний глаз»

Изобразительная деятельность

Рисование

Коллективная работа «На цветной полянке»

Родители

Создание буклетов  «Бабочки вокруг нас»

Среда: Удивительные крылышки бабочки

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа по картине «Какая она, бабочка»

Просмотр документального фильма «Галилео. Бабочки»

Игровая деятельность

Д/и «Отгадай загадку»

Сюжетно-ролевая игра «Летом на лугу» сюжет прогулка на луг, в поле...

Игра-ситуация «Мы природу ценим, любим, бережем» (Цель: определение правил поведения на отдыхе).

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за бабочками на участке. Цель: Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть.

Двигательная деятельность

Гимнастика для глаз «Полет бабочки»

Подвижная игра «Птицы и бабочки»

Восприятие  художественной литературы и фольклора

Сказки Д.Фомина «Откуда у бабочек красивые крылышки»

Музыкальная деятельность

Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка»

Конструирование (из бумаги) «Бабочки-красавицы»

Дид. игра с использованием МиниЛарчика «Повтори узор»

Цель: формирование представления о симметрии.

Экспериментальная деятельность «Почему нельзя трогать бабочек за крылышки»

Родители

Выставка работ «Бабочки»

Четверг: Чудесное превращение бабочки

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Чудесные превращения»

Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)» (Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек.).

Игровая деятельность

Д/и «Подбери слово». Цель: подбор определений

 Д/и  «Один-много». Цель: формировать грамматически правильный строй речи

С/р игра «Мы идем гулять на луг» (сюжет любуемся порхающими бабочками, обращаемся с ними осторожно

Восприятие художественной литературы и фольклора

Разучивание стихотворения

 «Бабочка» Светлана Цвейг-Райз

Двигательная деятельность

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Подвижная игра «Бабочка»  Изобразительная деятельность

Рисование «Пестрые бабочки» (раскрашивание вырезанных бабочек).

Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук)

Самообслуживание и элементы бытового труда

Родители

Консультация для родителей «История бабочки»

Пятница: Закрепление

Дети

Коммуникативная деятельность

Беседа «Почему бабочек нельзя брать в руки?»

Познавательно-исследовательская деятельность 

Составление цепей питания. Объяснение взаимосвязей: Окраска (название бабочки)  – среда обитания

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Энтомолог», ситуация: изучение бабочек

Игра-ситуация «Хорошо-плохо»  Цель: вред и польза бабочек

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Логопедическая сказка «Бабочка» (артикуляционная гимнастика)

Двигательная активность

Подвижная игра «Мед и пчелы »

Восприятие Художественной литературы и фольклора

Сказка «О  Павлине и прекрасных бабочках» Игорь Шандра

Самообслуживание и элементы бытового труда

Изобразительная деятельность

Лепка «Бабочка - красавица»

Изготовление экологических знаков об обращении с насекомыми и бабочками в частности.

Родители

Консультация для родителей «Что такое энтомология»

III этап – заключительный

Дети

Формировать навыки правильного поведения на природе, закрепить представления детей  о взаимозависимости человека и природы

Развлечение «Вместе с бабочкой»

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Создание буклетов «Бабочки вокруг нас» (совместная работа детей и родителей) -  найти определённую информацию о какой-либо бабочке).


Понедельник «Удивительный мир бабочек»

Беседа «Эти хрупкие существа»

К бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы-снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек либо нейтральны, либо полезны и их надо охранять. Мы, например, пользуемся тканями натурального шелка, из коконов , которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Для борьбы с сорняками используют гусениц, которые питаются одним видом сорняка. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.

Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.

Прятаться бабочке трудно – она большая, крылья широкие. Чтобы выжить, бабочкам пришлось научиться различным хитрым способам маскировки. И здесь природа проявила неистощимую фантазию. Бабочки–совки удивительно похожи окраской на кору деревьев, тропическая бабочка калимма напоминает сухой лист, гусеницы некоторых бабочек притворяются птичьим пометом, обломанными веточками и даже... змеями.

«Про бабочку»  Н.Грахов

Я в рyки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочкy поймал.
Я ей на крылышки подyл,
Немножко погрyстил,
Потом взглянyл,
Потом вздохнyл,
А после – отпyстил

Подвижная игра: Бабочки летают. 
Предлагаю расправить крылья(крылья – это руки детей) и полетать как бабочки. Дети бегают по кругу, подлетая к цветам, как бы их нюхая.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и делайте движения по тексту:
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.

Составление рассказа «Ах, какая бабочка!»

Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы, идем гулять в поле. На нем много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым  выходит грусть, печаль. Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Расскажите о понравившейся вам бабочке (какая она…, почему вам понравилась…)

Вторник «Интересные факты о бабочках»

Беседа «Легенда о бабочке»

Давным-давно, около 5 тысяч лет назад китайская императрица Си-Лин сидела в своём саду под большим тутовым деревом и пила чай. Вдруг прямо в чашку сверху упала страшная гадость – кокон из паутины, сделанный гусеницей. Императрица поморщилась, взяла двумя пальчиками кончик паутины чтобы вынуть кокон из чашки. И вдруг он стал разматываться.

У Си-Лин в руках оказалась довольно длинная нить. Именно с этого момента началась история шёлка – ткани с необыкновенными свойствами. Эта ткань не так сильно промокала, как хлопок или шерсть. Рана, края которой были стянуты шёлковой нитью заживала быстрее. И всё это благодаря одной бабочке, которая называется Тутовый шелкопряд. Её гусеницы едят листья только тутового дерева. У гусеницы есть особая железа, с помощью которой она завивает кокон. Длина нити, полученной из 1 кокона достигает 1 км. Поскольку для получения шёлковой нити необходимо убить куколку и размотать её кокон, многие люди считают производство натурального шёлка жестокостью по отношению к природе и отказываются носить шёлковую одежду. Тем не менее шёлк – самая красивая, чрезвычайно мягкая на ощупь ткань.

«Бабочка и цветок»   (дидактическая игра)
Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами:на, в, под, из, около, за, от
 и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки, фланелеграф или магнитная доска.
Описание. Логопед помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям выполнять следующие действия с бабочкой: «Посади бабочку на цветок. Помести бабочку высоко над цветком. Спрячь бабочку под цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.

Сказка про бабочку

(артикуляционная гимнастика)

- Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Долго бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать упражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его...

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Возраст: 5-6 лет Материал: шапочки бабочек , платок.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость, умение действовать по сигналу.

Содержание: игроки- (бабочки) находятся на площадке. Водящие- пара игроков- стоят в стороне в руках у водящих- большой платок («сачок»). Бабочки начинают летать по поляне, произнося слова: На поляне, на лугу Бабочки летают И на солнышке красиво Крылышки сверкают. Водящие: Как же хочется поймать Бабочку – летунью. Раз, два, три бабочку лови! Водящие начинают ловить «бабочек», накрывая их «сачком». Попавшаяся «бабочка» выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна «бабочка»-победительница. Методические указания: ловить по одной бабочке, нельзя тянуть сачок в разные стороны.

БАБОЧКА рассказ  (Ю.И. Коваль)

 Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

 После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нем - бабочка.

 Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край - дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

 Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну,

 нагретому солнцем.

 - Тут неплохо, - ответил ей я, - тепло.

 Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

 - Вдвоем веселей, - согласился я.

   Говорить было вроде больше не о чем.

   Был теплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен

   чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

   Так мы и сидели рядом до самого заката.

Большой павлиний глаз  (Ю.И. Коваль)

   Бывают в августе душные вечера.

   Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады - тусклая восходит и

   вроде теплая.

   В такие вечера приходит ко мне в бушку большой ночной павлиний глаз.

   Он мечется у свечки, задевая лицо сухими крыльями.

   Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, что делаю тут

   и зачем зажигаю свечу.

   Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что опалит крылья. Но

   поймать его никак не могу. Да и в руки его брать отчего-то боязно. Как это

   так - взять вдруг в руки жаркие, да еще на крыльях, глаза!

   Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать

   другие окна и свечи.

   Из моей бушки далеко ему лететь до открытых окон, и не видно никаких

   огней - только душная луна над лесом.

Среда «Удивительные крылышки бабочки»

Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».

- Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)

- Какие у бабочки крылья? Сколько их?

- Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?

- Какие названия бабочек вы знаете?

- Чем отличаются эти бабочки?

- Сколько у бабочки ножек?

Загадки

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

Ответ: Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Ответ: Бабочка

Червяком она была, 
Только ела да спала. 
Потеряла аппетит, 
Смотришь - по небу летит.

Ответ: Бабочка

Подвижная игра «Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Сказка о настроении «Откуда у бабочек красивые крылышки»

Дина Фомина

В одном старом престаром лесу жило много разных животных и насекомых. Но больше всего там было бабочек. Почти на каждом кусточке, цветочке и деревце жили целые семьи бабочек и мотыльков. Но были эти бабочки всегда очень-очень грустные. Дело в том, что бабочки эти были вовсе не так красивы, как те, которых мы знаем. Были они серого, коричневого и черного цветов. Те мотыльки, которые живут на деревьях, были коричневого цвета, как древесная кора. Те, что садились на землю, были черного цвета. А бабочки, живущие среди старых опавших листьев, были серые, бурые, грязные и одинаковые. Такой цвет помогал бабочкам спрятаться от птиц. Если ты коричневый, как кора, то тебя совсем не видно на дереве. Но все равно, были эти бабочки очень грустными из-за своего цвета и не знали, кто бы мог им помочь.

Однажды, по лесу гуляла девочка. Она собирала грибы и ягоды. Девочка очень удивилась, когда услышала чьи-то вздохи и плачь.

- Кто это так грустит?

- Это мы, бабочки, – ответили насекомые.

- Отчего же вы так печальны?

- Нам грустно, что мы некрасивого серого цвета и так похожи друг на друга.

- Я знаю, кто может вам помочь – радуга! Она раскрасит ваши крылышки в самые яркие цвета!

- Но деревья в нашем лесу очень высокие, кроны очень плотные, сюда попадает мало солнца и совсем не бывает радуги. А если мы станем разноцветными, птицы легко нас заметят белую бабочку очень хорошо видно на черной земле.

- Тогда пошлите за мной.

Девочка пошла тропинкой из леса, а за ней летела целая стая бабочек. Они порхали крыльями, словно опавшие листья.

Лес закончился, и девочка вышла на большую поляну, усыпанную самыми разными цветами – белыми ромашками, красными маками, розовыми розами, синими васильками, желтыми одуванчиками.

Как обрадовались бабочки! Такая красота! Но их серых и черных хорошо видно на разноцветных цветочках. Вдруг прилетят птицы, что же делать! Но вот из-за облачка вышла радуга. Бабочки устремились к ней. И каждая из бабочек, которая пролетела через радугу, стала яркой, разноцветной и неповторимой. Красные, желтые, фиолетовые, синие бабочки полетели к таким же красивым цветам. Теперь и не различишь, где бабочки, а где цветы, птицам их не поймать. Бабочки были очень рады и благодарны девочке, которая им так помогла.

Радуга оказалась волшебной, оттого и бабочки тоже стали волшебными. Каждый раз, когда бабочкой овладевала грусть, она становилась серой, когда бабочка боялась – она белела, если случалась ссора, или бабочкой овладевала злость, то она чернела. Поэтому, чтобы не потерять свой прекрасный цвет, бабочки старались не унывать и не злиться, и сразу поднимать себе настроение. С тех пор и радуются бабочки своим разноцветным узорам на крылышках, и все, кто смотрит на них, тоже наполняется радостью и весельем.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое настроение было у бабочек в начале истории? Почему?

2. Кто помог бабочкам?

3. Как девочка помогла бабочкам?

4. Каким можно назвать поступок девочки?

5. Какое настроение стало у бабочек?

6. Почему бабочки снова становились черными и серыми?

7. Как думаете, как бабочки поднимали себе настроение?

8. Как поднять себе настроение?

Четверг «Чудесные превращения бабочки»

Сегодня я хочу вам предложить отправиться в мир природы и рассказать очень интересную сказку. Моя сказка называется «Чудесное превращение», а о ком пойдет в ней речь, вы должны догадаться сами.

Что за чудная пора!

Порхала бабочка с утра,

Крылышками всё махала,

Польку славно танцевала.

Цветку шептала всё она:

-"О, как в него я влюблена!

Его прекрасней нет на свете!

Я говорю сейчас о лете".

Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о бабочках. Скажите, кто знает, как появляются бабочки? (ответы детей). Правильно, бабочки появляются из гусениц, а откуда берутся тогда гусеницы? (ответы детей). А теперь устраивайтесь на нашей полянке и слушайте: «Жила - была одна бабочка, каждый день она летала по полянке и собирала нектар из цветов. Но вот пришло время, и она отложила яички, посмотрите. Как вы думаете, кто появится из этих яичек? (ответы детей). Бабочка отлаживает яички на то растение, которым будут питаться вылупившиеся гусеницы. Из яйца вылупляется гусеница — это следующая стадия развития бабочки. У гусеницы нет крыльев и она совершенно не похожа на взрослую бабочку (слайд 4,5,6). В это время они активно питаются и растут. Но не все гусеницы вредители, есть и очень полезные, как тутовый шелкопряд, из ее паутинной нити получают ткань-шёлк (слайд 7). Когда гусеницы достигают определенного возраста, они превращаются в куколок (слайд 8). Куколки неподвижны или малоподвижны, находятся всегда в укромном месте, а их окраска никогда не выделяется на фоне окружающей среды. Внутри куколки формируется бабочка. Когда наступает время, из куколки вылупляется бабочка, но она мало похожа на красавицу, потому что крылышки у нее мокрые и сморщенные (слайд 9). Есть бабочки, которые занесены в Красную книгу (слайд 10,11). Как вы думаете, почему они занесены? (ответы детей). Ребята, вам понравилась моя сказка? Что нового вы узнали?

Подвижная игра «Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. 
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого. 
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут

«Один - много».  Словесная игра    

Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.

Бабочка     Светлана Цвейг-Райз

Бабочка присела 
На цветочек белый:
- Очень я устала,
Целый день летала!

А цветочек белый
Прошептал несмело:
"Я уже неделю
Во поле белею...

Росы на рассвете
Мне приносит ветер.
Мал я и неярок, 
Но какой подарок
Нынче получил я - 
Радужные крылья!

Пятница

«Сказка о Павлине и прекрасных бабочках» Игорь Шандра

  В стародавние времена жил да был Павлин. Тогда он ещё не был таким красивым и имел  самое обыкновенное, серое оперенье. Многие птицы посмеивались над ним, дразнили, называли его «серой курицей».  Но Павлин никогда  не  отвечал своим обидчикам. Ведь он был очень доброй птицей  и считал, что главное – это не внешняя, а  внутренняя красота. 
  Однажды над джунглями пронёсся страшный ураган. Стайка прекрасных бабочек  была  застигнута в пути. Бабочки просили зверей и птиц укрыть их от урагана. Но никто не  хотел им помочь. Все отвечали: «Спасайтесь сами. Сейчас не до вас!». И только  лишь один Павлин согласился укрыть бедных бабочек. 
  Он сказал: 
  – Летите ко мне, милые бабочки. У меня  большой, длинный хвост. Под ним  легко уместится вся ваша стая.
Заворчала жена Павлина:
  – Ты что с ума сошёл?  Подумай  о себе! Ты же  сам можешь  погибнуть от урагана!
  Но Павлин отвечал:
 – Не бойся, милая. Ничего со мной не случится. Как же я могу отказать им в  помощи? Они такие беззащитные! Без меня они непременно погибнут.
  – Ну как  знаешь! – сказала жена и спряталась в  укрытии.
  Долго над джунглями бушевал ураган. Гремел гром. Сверкали молнии. Холодный дождь, не переставая, хлестал Павлина. Он сильно промок и продрог. Но, невзирая на эти  все невзгоды, продолжал укрывать стаю бабочек и согревать их своим теплом.
  Все неприятности когда-то кончаются. Закончился  и этот страшный ураган. Рассеялись тучи, засияло ярко солнце. Бабочки поблагодарили Павлина и продолжили свой путь.
  Первой к  Павлину прибежала его жена. Она, как и Павлин, была  доброй птицей, но, конечно же, не такой смелой, как её муж.
  – Дорогой, – сказала она, – я так  переживала  за  тебя! Прости меня, я  была не права! Ты у меня – настоящий герой!
  Тут к Павлину пришли и другие  птицы и звери. И все с изумлением заметили, как преобразился Павлин. Он стал настоящим красавцем. На его хвосте засияли прекрасные разноцветные  узоры, оставшиеся Павлину в подарок  от бабочек.
  С  тех пор Павлин стал самой красивой птицей в джунглях. А у его жены  так и осталось серое оперенье. Но, несмотря на это, Павлин всё равно очень сильно любил свою жену. Потому главное – это не внешняя, а  внутренняя красота!

Беседа: «Почему нельзя брать бабочек в руки?»

 Сколько живут бабочки? Все зависит от вида бабочки. Некоторые из них живут всего лишь 1-2 дня, поэтому их называют бабочками-однодневками. А есть и долгожители, продолжительность жизни которых доходит до 1 года. К ним можно отнести Монарха (до 8-9 месяцев) и Лимонницу (до 1 года).

    Не стоит их брать в руки, поскольку чешуйчатый слой, который покрывает крылья, крайне легко повредить и насекомое не сможет нормально летать. Рассматривать бабочек лучше издалека, не нужно брать их в руки.

   Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.

Однако у нее очень много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки. От врагов бабочек защищает цвет крыльев. Природа выработала у них многие приспособления – только против человека бабочки бессильны! Помните! Не истребляйте, а охраняйте! Истребление бабочек приводит к нарушению природного равновесия (ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам и цветам.) Ведь они не могут жить друг без друга!!! Эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но и, например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. Они приносят пользу тем, что опыляют растения. Более 100 видов бабочек занесены в Красную книгу России.

Охрана бабочек – важное дело человека на земле!!! Давайте лучше просто любоваться бабочками. Пусть летают!!!                

«Угадай по описанию». Дидактическая игра

Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.

Логопедическая сказка «Бабочка».

(комплекс артикуляционной гимнастики)

Жила все лето на лугу,

В цветах летала на ветру. Потом

Сплела себе огромную жилетку,

Там спряталась. Пойди, найди кокетку.

А время тикало, тик-так-

Ходили часики вот так!

Влево тик.

Вправо так.

Ходят часики вот так.

(выполняем упражнение «Часики»)

…Прошло время. Вдруг оттуда

(Кто поверит в это чудо?)

Появляется стройная дамочка!

Не гусеница уже, а…. (бабочка).

Кокетка крыльями взмахнула

И на цветочек упорхнула.

На нем нектар пособирала,

(высовываем длинный язык и сворачиваем его чашечкой обратно в рот).

Потом вокруг цветов летала.

(приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и

обратно).

Залетела во лесок.

Под сосной растет грибок.

Подними вверх язычок -

Покажи, как рос грибок.

(выполняем упражнение «Грибок»)

На нем красавица сидит

По разным сторонам глядит.

(рот открыт в широкой улыбке, язычком водим влево вправо до уголков губ)

Кто распевает в тишине?

Любопытно бабочке и мне.

Тянемся мы высоко…

Но не нашли там никого.

(поднимаем язык как можно выше, к носу)

А тут у леса, на опушке

Сидит зеленая лягушка.

Чтоб понравиться лягушке

Тянем губы прямо к ушкам.

(выполняем упражнение «Лягушка»)

Вот и друг наш мотылек,

В поле у ручья живет.

Тонким длинным хоботком,

Он нектар цветочный пьет.

(выполняем упражнение «Хоботок»)

Под пеньком лежит змея,

Длинный хвост и голова.

(рот открыт круглым окошечком, острый язык показываем и прячем).

В роще зайчик живет,

Травку, ветки он грызет,

Носик морщит он смешно,

И мы сможем так легко!

(сморщить нос, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы)

Многих встретила друзей.

С ними вместе веселей.

Веселилася, летала и лошадку увидала.

К ней на гриву приземлилась

И в цветочек превратилась.

А лошадка прыг-да скок,

Поскакала на лужок.

На лошадке быстро мчится.

Цок-цок-цок – стучат копытца!

(выполняем упражнение «Лошадка»)

Все лето весело летала,

Активно крыльями махала.

( выполняем упражнение «Качели»)

Устала бабочка летать

Присела на цветок. И спать.

(выполняем упражнение «Лопатка», расслабленный широкий язык)

 

адрес https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/247272/market_NJJWQRO8JEQt3CZ6IHXxlw/orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД на теиу "Ах, какая красота, кукла в пестром ппатье" для детей 6-7 лет

«Немало разных кукол есть на свете, глаза их удивлением полны. И верим мы, что куклы тоже дети, но только дети сказочной с...

Программа кружка "Мастерская пестрых дел"

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей....

Проектпочему хлеб всему голова

Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...

Мастер-класс по художественному труду «Пестрый коврик»

Тема: "Пестрый коврик" (для детей 5лет) .Задачи:Образовательный блок.• Познакомить детей с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства.Развивающий блок.• Вызвать интерес к освоению способа ...

"Пестрые страницы" ритмопластические упражнения, этюды, танцевальные импровизации

Ритмопластические упражнения, этюды, танцевальные импровизации...

Аппликация «Желтые комочки нашей пестрой квочки»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы.Аппликация «Желтые комочки нашей пестрой квочки»Задача: продолжать формировать умение составлять композицию из нескольких предметов...