Проект "Почему у бабочек пестрые крылышки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №10»
Проект
«Почему у бабочек пестрые крылышки?»
Авторы проекта:
Бахтурина Н.Н.
Федорова Д.А.
Березина А.Ю.
Ярославль, 2018
Продолжительность проекта:1 неделя
Тип проекта: познавательно-творческий
Авторы проекта: Бахтурина Н.Н.,Федорова Д.А.
Участники проекта: дети группы №7, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта:
Актуальность: Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Наверное, именно для этого она и создана - постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна, но в то же время очень значима для природы. Ее роль настолько велика, а жизнь настолько коротка, что начинаешь ценить это маленькое чудо природы. Что мы знаем о ней? Что нам сулит прикосновение к ее крылышкам? Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Дети выразили радость и неподдельный интерес, начали активно рассуждать, ловить ее или просто понаблюдать со стороны. Как же поступить в данной ситуации? Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень разные. Таким образом, у них возник следующий вопрос: «Почему у бабочек пестрые крылышки?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса был реализован проект «Почему у бабочек пестрые крылышки?» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе.
Цель проекта: формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста об окраске крыльев бабочек, как защитной функции.
Задачи проекта:
- для детей:
Образовательные:
- научить детей формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;
- учить понимать взаимосвязь между средой обитания и окраской крыльев бабочек;
- формировать у детей элементарные представления об общих особенностях класса насекомых;
- пополнять представления детей о бабочках, их строении, образе жизни, пользе и вреде в природе и для человека;
- обогащать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к живым существам;
- воспитывать у детей способность замечать особенности, красоту живой природы .
Развивающие:
- развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться;
- развивать познавательные способности детей, любознательность;
- развивать у детей наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, представления о симметрии, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию.
- для педагогов:
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала группы.
- для родителей:
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развитие творческих способностей родителей.
- Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
- Педагогическое просвещение родителей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивное мероприятие
Название итогового мероприятия проекта: «Вместе с бабочкой»
Продукты проекта:
- для детей
- Изготовление приглашений в проект для родителей
- Конструирование из бумаги «Бабочка»
- Лепка «Бабочка - красавица»
- Коллективное рисование «На цветочной полянке»
- Создание уникальных бабочек, с помощью игрового пособия «Миниларчик» В.В.Воскобовича
- Изготовление экологических знаков об обращении с насекомыми и бабочками в частности.
- для педагогов
*презентация проекта.
- для родителей
*создание буклета «Бабочки вокруг нас»
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей:
*приобретение новых знаний о том, почему у бабочки пестрые крылышки;
*умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
*желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
*проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная,творческая, игровая деятельность);
*овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
*стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).
- для педагогов
- формирование проектной культуры.
- для родителей
- установление эмоционального контакта с детьми.
Этапы реализации проекта
«Почему у бабочки пестрые перышки?»
«Какими неведомыми красками, какой тончайшей
кистью рисовала их крылья природа? Из каких
невесомых нитей соткала она этот головокружительный
узор? И зачем оказалась столь щедра, одарив насекомых
подобным совершенством и волшебным разнообразием?»
Антуан де Сент-Экзюпери
I этап - подготовительный | ||
Участники проекта | Задачи этапа | Средства решения, мероприятия |
Дети | Выявить уровень представлений детей о насекомых – бабочках, бережном отношении к ним. | Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию. Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов. Что мы знаем о бабочках? Что мы хотим узнать? Почему у бабочек пестрые крылышки Что для этого необходимо сделать? Обратиться за информацией к разным источникам. Разработать проект. |
Родители | Выявить уровень осведомлённости детей и их родителей о многообразии бабочек, обитающих в Ярославской области. Формирование экологического сознания детей и родителей. Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. | Анкетирование родителей и детей «Порхающие цветы лета». Приглашение в проект «Почему у бабочек пестрые крылышки?» (сделаны детьми) |
II этап – основной | ||
Понедельник: Удивительный мир бабочек | ||
Дети | Коммуникативная деятельность Презентация «Удивительные бабочки» - формировать представление о многообразии бабочек в природе; - вызвать желание беречь ; Беседа «Эти хрупкие существа» Двигательная активность Дыхательная гимнастика «Бабочки на лугу» Подвижная игра «Бабочки летают» Конструирование Изготовление приглашений для родителей к участию в проектной неделе. Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения Н.Грахов «Про бабочку» Составление рассказа «Ах, какая бабочка» | |
Родители | Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. | Получение приглашений, изготовленных к участию в проектной неделе. Консультация для родителей «Значение бабочек в природе» |
Вторник: Интересные факты о бабочках | ||
Дети | Коммуникативная деятельность Беседа «Легенда о бабочке» Игровая деятельность Дидактическая игра «Бабочка и цветок» Цель: формирование грамматического строя речи. Двигательная активность Артикуляционная гимнастика «Сказка про бабочку» Подвижная игра «Поймай бабочку» Цель игры: развивать быстроту и ловкость, умение действовать по сигналу Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение рассказа Ю.А.Коваль «Бабочка», «Большой павлиний глаз» Изобразительная деятельность Рисование Коллективная работа «На цветной полянке» | |
Родители | Создание буклетов «Бабочки вокруг нас» | |
Среда: Удивительные крылышки бабочки | ||
Дети | Коммуникативная деятельность Беседа по картине «Какая она, бабочка» Просмотр документального фильма «Галилео. Бабочки» Игровая деятельность Д/и «Отгадай загадку» Сюжетно-ролевая игра «Летом на лугу» сюжет прогулка на луг, в поле... Игра-ситуация «Мы природу ценим, любим, бережем» (Цель: определение правил поведения на отдыхе). Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за бабочками на участке. Цель: Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. Двигательная деятельность Гимнастика для глаз «Полет бабочки» Подвижная игра «Птицы и бабочки» Восприятие художественной литературы и фольклора Сказки Д.Фомина «Откуда у бабочек красивые крылышки» Музыкальная деятельность Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка» Конструирование (из бумаги) «Бабочки-красавицы» Дид. игра с использованием МиниЛарчика «Повтори узор» Цель: формирование представления о симметрии. Экспериментальная деятельность «Почему нельзя трогать бабочек за крылышки» | |
Родители | Выставка работ «Бабочки» | |
Четверг: Чудесное превращение бабочки | ||
Дети | Коммуникативная деятельность Беседа «Чудесные превращения» Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)» (Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек.). Игровая деятельность Д/и «Подбери слово». Цель: подбор определений Д/и «Один-много». Цель: формировать грамматически правильный строй речи С/р игра «Мы идем гулять на луг» (сюжет любуемся порхающими бабочками, обращаемся с ними осторожно Восприятие художественной литературы и фольклора Разучивание стихотворения «Бабочка» Светлана Цвейг-Райз Двигательная деятельность Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Подвижная игра «Бабочка» Изобразительная деятельность Рисование «Пестрые бабочки» (раскрашивание вырезанных бабочек). Режимные моменты - бодрящая и дыхательная гимнастика после сна с последующими водными процедурами (умывание прохладной водой лица и рук) Самообслуживание и элементы бытового труда | |
Родители | Консультация для родителей «История бабочки» | |
Пятница: Закрепление | ||
Дети | Коммуникативная деятельность Беседа «Почему бабочек нельзя брать в руки?» Познавательно-исследовательская деятельность Составление цепей питания. Объяснение взаимосвязей: Окраска (название бабочки) – среда обитания Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Энтомолог», ситуация: изучение бабочек Игра-ситуация «Хорошо-плохо» Цель: вред и польза бабочек Дидактическая игра «Угадай по описанию» Логопедическая сказка «Бабочка» (артикуляционная гимнастика) Двигательная активность Подвижная игра «Мед и пчелы » Восприятие Художественной литературы и фольклора Сказка «О Павлине и прекрасных бабочках» Игорь Шандра Самообслуживание и элементы бытового труда Изобразительная деятельность Лепка «Бабочка - красавица» Изготовление экологических знаков об обращении с насекомыми и бабочками в частности. | |
Родители | Консультация для родителей «Что такое энтомология» | |
III этап – заключительный | ||
Дети | Формировать навыки правильного поведения на природе, закрепить представления детей о взаимозависимости человека и природы | Развлечение «Вместе с бабочкой» |
Родители | Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс. | Создание буклетов «Бабочки вокруг нас» (совместная работа детей и родителей) - найти определённую информацию о какой-либо бабочке). |
Понедельник «Удивительный мир бабочек»
Беседа «Эти хрупкие существа»
К бабочкам надо относиться бережно. Нельзя их ловить, убивать. многие бабочки уже занесены в Красную книгу. Конечно, есть гусеницы и бабочки, которые наносят вред сельскому хозяйству. Например, гусеницы капустницы-снижают урожаи капусты и яблок. Но огромное число бабочек либо нейтральны, либо полезны и их надо охранять. Мы, например, пользуемся тканями натурального шелка, из коконов , которые плетут гусеницы тутового шелкопряда. Велико значение бабочек как опылителей. Для борьбы с сорняками используют гусениц, которые питаются одним видом сорняка. Бабочек надо охранять еще и потому, что они очень красивые и являются украшением полей, лугов и лесов.
Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.
Прятаться бабочке трудно – она большая, крылья широкие. Чтобы выжить, бабочкам пришлось научиться различным хитрым способам маскировки. И здесь природа проявила неистощимую фантазию. Бабочки–совки удивительно похожи окраской на кору деревьев, тропическая бабочка калимма напоминает сухой лист, гусеницы некоторых бабочек притворяются птичьим пометом, обломанными веточками и даже... змеями.
«Про бабочку» Н.Грахов
Я в рyки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочкy поймал.
Я ей на крылышки подyл,
Немножко погрyстил,
Потом взглянyл,
Потом вздохнyл,
А после – отпyстил
Подвижная игра: Бабочки летают.
Предлагаю расправить крылья(крылья – это руки детей) и полетать как бабочки. Дети бегают по кругу, подлетая к цветам, как бы их нюхая.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и делайте движения по тексту:
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Составление рассказа «Ах, какая бабочка!»
Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы, идем гулять в поле. На нем много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым выходит грусть, печаль. Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Расскажите о понравившейся вам бабочке (какая она…, почему вам понравилась…)
Вторник «Интересные факты о бабочках»
Беседа «Легенда о бабочке»
Давным-давно, около 5 тысяч лет назад китайская императрица Си-Лин сидела в своём саду под большим тутовым деревом и пила чай. Вдруг прямо в чашку сверху упала страшная гадость – кокон из паутины, сделанный гусеницей. Императрица поморщилась, взяла двумя пальчиками кончик паутины чтобы вынуть кокон из чашки. И вдруг он стал разматываться.
У Си-Лин в руках оказалась довольно длинная нить. Именно с этого момента началась история шёлка – ткани с необыкновенными свойствами. Эта ткань не так сильно промокала, как хлопок или шерсть. Рана, края которой были стянуты шёлковой нитью заживала быстрее. И всё это благодаря одной бабочке, которая называется Тутовый шелкопряд. Её гусеницы едят листья только тутового дерева. У гусеницы есть особая железа, с помощью которой она завивает кокон. Длина нити, полученной из 1 кокона достигает 1 км. Поскольку для получения шёлковой нити необходимо убить куколку и размотать её кокон, многие люди считают производство натурального шёлка жестокостью по отношению к природе и отказываются носить шёлковую одежду. Тем не менее шёлк – самая красивая, чрезвычайно мягкая на ощупь ткань.
«Бабочка и цветок» (дидактическая игра)
Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами:на, в, под, из, около, за, от и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки, фланелеграф или магнитная доска.
Описание. Логопед помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям выполнять следующие действия с бабочкой: «Посади бабочку на цветок. Помести бабочку высоко над цветком. Спрячь бабочку под цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.
Сказка про бабочку
(артикуляционная гимнастика)
- Жила-была бабочка, и была у нее волшебная книжка. Долго бабочка разглядывала эту книжку, а потом стала делать упражнения, написанные в ней. У нее сначала ничего не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его...
Подвижная игра «Поймай бабочку»
Возраст: 5-6 лет Материал: шапочки бабочек , платок.
Цель игры: развивать быстроту и ловкость, умение действовать по сигналу.
Содержание: игроки- (бабочки) находятся на площадке. Водящие- пара игроков- стоят в стороне в руках у водящих- большой платок («сачок»). Бабочки начинают летать по поляне, произнося слова: На поляне, на лугу Бабочки летают И на солнышке красиво Крылышки сверкают. Водящие: Как же хочется поймать Бабочку – летунью. Раз, два, три бабочку лови! Водящие начинают ловить «бабочек», накрывая их «сачком». Попавшаяся «бабочка» выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна «бабочка»-победительница. Методические указания: ловить по одной бабочке, нельзя тянуть сачок в разные стороны.
БАБОЧКА рассказ (Ю.И. Коваль)
Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.
После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нем - бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край - дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.
Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну,
нагретому солнцем.
- Тут неплохо, - ответил ей я, - тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
- Вдвоем веселей, - согласился я.
Говорить было вроде больше не о чем.
Был теплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен
чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели рядом до самого заката.
Большой павлиний глаз (Ю.И. Коваль)
Бывают в августе душные вечера.
Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады - тусклая восходит и
вроде теплая.
В такие вечера приходит ко мне в бушку большой ночной павлиний глаз.
Он мечется у свечки, задевая лицо сухими крыльями.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, что делаю тут
и зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что опалит крылья. Но
поймать его никак не могу. Да и в руки его брать отчего-то боязно. Как это
так - взять вдруг в руки жаркие, да еще на крыльях, глаза!
Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать
другие окна и свечи.
Из моей бушки далеко ему лететь до открытых окон, и не видно никаких
огней - только душная луна над лесом.
Среда «Удивительные крылышки бабочки»
Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».
- Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)
- Какие у бабочки крылья? Сколько их?
- Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?
- Какие названия бабочек вы знаете?
- Чем отличаются эти бабочки?
- Сколько у бабочки ножек?
Загадки
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Ответ: Бабочка
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
Ответ: Бабочка
Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
Сказка о настроении «Откуда у бабочек красивые крылышки»
Дина Фомина
В одном старом престаром лесу жило много разных животных и насекомых. Но больше всего там было бабочек. Почти на каждом кусточке, цветочке и деревце жили целые семьи бабочек и мотыльков. Но были эти бабочки всегда очень-очень грустные. Дело в том, что бабочки эти были вовсе не так красивы, как те, которых мы знаем. Были они серого, коричневого и черного цветов. Те мотыльки, которые живут на деревьях, были коричневого цвета, как древесная кора. Те, что садились на землю, были черного цвета. А бабочки, живущие среди старых опавших листьев, были серые, бурые, грязные и одинаковые. Такой цвет помогал бабочкам спрятаться от птиц. Если ты коричневый, как кора, то тебя совсем не видно на дереве. Но все равно, были эти бабочки очень грустными из-за своего цвета и не знали, кто бы мог им помочь.
Однажды, по лесу гуляла девочка. Она собирала грибы и ягоды. Девочка очень удивилась, когда услышала чьи-то вздохи и плачь.
- Кто это так грустит?
- Это мы, бабочки, – ответили насекомые.
- Отчего же вы так печальны?
- Нам грустно, что мы некрасивого серого цвета и так похожи друг на друга.
- Я знаю, кто может вам помочь – радуга! Она раскрасит ваши крылышки в самые яркие цвета!
- Но деревья в нашем лесу очень высокие, кроны очень плотные, сюда попадает мало солнца и совсем не бывает радуги. А если мы станем разноцветными, птицы легко нас заметят белую бабочку очень хорошо видно на черной земле.
- Тогда пошлите за мной.
Девочка пошла тропинкой из леса, а за ней летела целая стая бабочек. Они порхали крыльями, словно опавшие листья.
Лес закончился, и девочка вышла на большую поляну, усыпанную самыми разными цветами – белыми ромашками, красными маками, розовыми розами, синими васильками, желтыми одуванчиками.
Как обрадовались бабочки! Такая красота! Но их серых и черных хорошо видно на разноцветных цветочках. Вдруг прилетят птицы, что же делать! Но вот из-за облачка вышла радуга. Бабочки устремились к ней. И каждая из бабочек, которая пролетела через радугу, стала яркой, разноцветной и неповторимой. Красные, желтые, фиолетовые, синие бабочки полетели к таким же красивым цветам. Теперь и не различишь, где бабочки, а где цветы, птицам их не поймать. Бабочки были очень рады и благодарны девочке, которая им так помогла.
Радуга оказалась волшебной, оттого и бабочки тоже стали волшебными. Каждый раз, когда бабочкой овладевала грусть, она становилась серой, когда бабочка боялась – она белела, если случалась ссора, или бабочкой овладевала злость, то она чернела. Поэтому, чтобы не потерять свой прекрасный цвет, бабочки старались не унывать и не злиться, и сразу поднимать себе настроение. С тех пор и радуются бабочки своим разноцветным узорам на крылышках, и все, кто смотрит на них, тоже наполняется радостью и весельем.
Вопросы для обсуждения:
1. Какое настроение было у бабочек в начале истории? Почему?
2. Кто помог бабочкам?
3. Как девочка помогла бабочкам?
4. Каким можно назвать поступок девочки?
5. Какое настроение стало у бабочек?
6. Почему бабочки снова становились черными и серыми?
7. Как думаете, как бабочки поднимали себе настроение?
8. Как поднять себе настроение?
Четверг «Чудесные превращения бабочки»
Сегодня я хочу вам предложить отправиться в мир природы и рассказать очень интересную сказку. Моя сказка называется «Чудесное превращение», а о ком пойдет в ней речь, вы должны догадаться сами.
Что за чудная пора!
Порхала бабочка с утра,
Крылышками всё махала,
Польку славно танцевала.
Цветку шептала всё она:
-"О, как в него я влюблена!
Его прекрасней нет на свете!
Я говорю сейчас о лете".
Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о бабочках. Скажите, кто знает, как появляются бабочки? (ответы детей). Правильно, бабочки появляются из гусениц, а откуда берутся тогда гусеницы? (ответы детей). А теперь устраивайтесь на нашей полянке и слушайте: «Жила - была одна бабочка, каждый день она летала по полянке и собирала нектар из цветов. Но вот пришло время, и она отложила яички, посмотрите. Как вы думаете, кто появится из этих яичек? (ответы детей). Бабочка отлаживает яички на то растение, которым будут питаться вылупившиеся гусеницы. Из яйца вылупляется гусеница — это следующая стадия развития бабочки. У гусеницы нет крыльев и она совершенно не похожа на взрослую бабочку (слайд 4,5,6). В это время они активно питаются и растут. Но не все гусеницы вредители, есть и очень полезные, как тутовый шелкопряд, из ее паутинной нити получают ткань-шёлк (слайд 7). Когда гусеницы достигают определенного возраста, они превращаются в куколок (слайд 8). Куколки неподвижны или малоподвижны, находятся всегда в укромном месте, а их окраска никогда не выделяется на фоне окружающей среды. Внутри куколки формируется бабочка. Когда наступает время, из куколки вылупляется бабочка, но она мало похожа на красавицу, потому что крылышки у нее мокрые и сморщенные (слайд 9). Есть бабочки, которые занесены в Красную книгу (слайд 10,11). Как вы думаете, почему они занесены? (ответы детей). Ребята, вам понравилась моя сказка? Что нового вы узнали?
Подвижная игра «Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
«Один - много». Словесная игра
Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.
Бабочка Светлана Цвейг-Райз
Бабочка присела
На цветочек белый:
- Очень я устала,
Целый день летала!
А цветочек белый
Прошептал несмело:
"Я уже неделю
Во поле белею...
Росы на рассвете
Мне приносит ветер.
Мал я и неярок,
Но какой подарок
Нынче получил я -
Радужные крылья!
Пятница
«Сказка о Павлине и прекрасных бабочках» Игорь Шандра
В стародавние времена жил да был Павлин. Тогда он ещё не был таким красивым и имел самое обыкновенное, серое оперенье. Многие птицы посмеивались над ним, дразнили, называли его «серой курицей». Но Павлин никогда не отвечал своим обидчикам. Ведь он был очень доброй птицей и считал, что главное – это не внешняя, а внутренняя красота.
Однажды над джунглями пронёсся страшный ураган. Стайка прекрасных бабочек была застигнута в пути. Бабочки просили зверей и птиц укрыть их от урагана. Но никто не хотел им помочь. Все отвечали: «Спасайтесь сами. Сейчас не до вас!». И только лишь один Павлин согласился укрыть бедных бабочек.
Он сказал:
– Летите ко мне, милые бабочки. У меня большой, длинный хвост. Под ним легко уместится вся ваша стая.
Заворчала жена Павлина:
– Ты что с ума сошёл? Подумай о себе! Ты же сам можешь погибнуть от урагана!
Но Павлин отвечал:
– Не бойся, милая. Ничего со мной не случится. Как же я могу отказать им в помощи? Они такие беззащитные! Без меня они непременно погибнут.
– Ну как знаешь! – сказала жена и спряталась в укрытии.
Долго над джунглями бушевал ураган. Гремел гром. Сверкали молнии. Холодный дождь, не переставая, хлестал Павлина. Он сильно промок и продрог. Но, невзирая на эти все невзгоды, продолжал укрывать стаю бабочек и согревать их своим теплом.
Все неприятности когда-то кончаются. Закончился и этот страшный ураган. Рассеялись тучи, засияло ярко солнце. Бабочки поблагодарили Павлина и продолжили свой путь.
Первой к Павлину прибежала его жена. Она, как и Павлин, была доброй птицей, но, конечно же, не такой смелой, как её муж.
– Дорогой, – сказала она, – я так переживала за тебя! Прости меня, я была не права! Ты у меня – настоящий герой!
Тут к Павлину пришли и другие птицы и звери. И все с изумлением заметили, как преобразился Павлин. Он стал настоящим красавцем. На его хвосте засияли прекрасные разноцветные узоры, оставшиеся Павлину в подарок от бабочек.
С тех пор Павлин стал самой красивой птицей в джунглях. А у его жены так и осталось серое оперенье. Но, несмотря на это, Павлин всё равно очень сильно любил свою жену. Потому главное – это не внешняя, а внутренняя красота!
Беседа: «Почему нельзя брать бабочек в руки?»
Сколько живут бабочки? Все зависит от вида бабочки. Некоторые из них живут всего лишь 1-2 дня, поэтому их называют бабочками-однодневками. А есть и долгожители, продолжительность жизни которых доходит до 1 года. К ним можно отнести Монарха (до 8-9 месяцев) и Лимонницу (до 1 года).
Не стоит их брать в руки, поскольку чешуйчатый слой, который покрывает крылья, крайне легко повредить и насекомое не сможет нормально летать. Рассматривать бабочек лучше издалека, не нужно брать их в руки.
Бабочки являются вторыми по численности опылителями после пчел.
Однако у нее очень много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки. От врагов бабочек защищает цвет крыльев. Природа выработала у них многие приспособления – только против человека бабочки бессильны! Помните! Не истребляйте, а охраняйте! Истребление бабочек приводит к нарушению природного равновесия (ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам и цветам.) Ведь они не могут жить друг без друга!!! Эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но и, например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. Они приносят пользу тем, что опыляют растения. Более 100 видов бабочек занесены в Красную книгу России.
Охрана бабочек – важное дело человека на земле!!! Давайте лучше просто любоваться бабочками. Пусть летают!!!
«Угадай по описанию». Дидактическая игра
Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.
Логопедическая сказка «Бабочка».
(комплекс артикуляционной гимнастики)
Жила все лето на лугу,
В цветах летала на ветру. Потом
Сплела себе огромную жилетку,
Там спряталась. Пойди, найди кокетку.
А время тикало, тик-так-
Ходили часики вот так!
Влево тик.
Вправо так.
Ходят часики вот так.
(выполняем упражнение «Часики»)
…Прошло время. Вдруг оттуда
(Кто поверит в это чудо?)
Появляется стройная дамочка!
Не гусеница уже, а…. (бабочка).
Кокетка крыльями взмахнула
И на цветочек упорхнула.
На нем нектар пособирала,
(высовываем длинный язык и сворачиваем его чашечкой обратно в рот).
Потом вокруг цветов летала.
(приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и
обратно).
Залетела во лесок.
Под сосной растет грибок.
Подними вверх язычок -
Покажи, как рос грибок.
(выполняем упражнение «Грибок»)
На нем красавица сидит
По разным сторонам глядит.
(рот открыт в широкой улыбке, язычком водим влево вправо до уголков губ)
Кто распевает в тишине?
Любопытно бабочке и мне.
Тянемся мы высоко…
Но не нашли там никого.
(поднимаем язык как можно выше, к носу)
А тут у леса, на опушке
Сидит зеленая лягушка.
Чтоб понравиться лягушке
Тянем губы прямо к ушкам.
(выполняем упражнение «Лягушка»)
Вот и друг наш мотылек,
В поле у ручья живет.
Тонким длинным хоботком,
Он нектар цветочный пьет.
(выполняем упражнение «Хоботок»)
Под пеньком лежит змея,
Длинный хвост и голова.
(рот открыт круглым окошечком, острый язык показываем и прячем).
В роще зайчик живет,
Травку, ветки он грызет,
Носик морщит он смешно,
И мы сможем так легко!
(сморщить нос, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы)
Многих встретила друзей.
С ними вместе веселей.
Веселилася, летала и лошадку увидала.
К ней на гриву приземлилась
И в цветочек превратилась.
А лошадка прыг-да скок,
Поскакала на лужок.
На лошадке быстро мчится.
Цок-цок-цок – стучат копытца!
(выполняем упражнение «Лошадка»)
Все лето весело летала,
Активно крыльями махала.
( выполняем упражнение «Качели»)
Устала бабочка летать
Присела на цветок. И спать.
(выполняем упражнение «Лопатка», расслабленный широкий язык)
адрес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: « Формирование и развитие элементарных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры » (выступление Т. В. Ткаченко, воспитателя средней группы №1 МБДОУ №7 детский сад «Крылышки», на совещании при заместителе по ВМР, октябрь, 2
Консультация по математике для родителей. ...
Проектпочему хлеб всему голова
Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...
Сценарий конкурса чтецов "Разноцветные крылышки"
Описание проведения конкурса и игр между выступлениями....
Конкурс чтецов "Разноцветные крылышки"
Описание конкурса...
Проект "Почему у бабочек пестрые крылышки?"
Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Нав...
Конспект "Крылышки для бабочки"
Конспект "Крылышки для бабочки"...
Дидактическая игра: «Подбери бабочке крылышки по цвету» для детей раннего возраста (2-3 лет)
Добрый день, уважаемые коллеги. Предлогаю вашему вниманию дидактическую игру....