Свойство воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кругомова Ксения Андреевна

НОД по теме: "Свойство воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_vozduha.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пгт. Мирный СП ДОУ №22 «Березка»

Непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками старшей группы

По теме:

«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Поветкина К.А

2017 г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

 «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

в старшей группе

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие;
  2. Социально-коммуникативное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Физическое развитие.

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Дать знания о том, что воздух занимает место.

Задачи:

  1. Обнаружить воздух и выявить его свойства (занимает место в других предметах; легче воды; имеет силу) («Познавательное развитие»);
  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования («Познавательное развитие»); 
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
    и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»);
  4. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»(Социально-коммуникативное развитие»);
  5. Активизировать речь и обогащать словарь детей (свойства; прозрачный; невидимый; без запаха; не имеет формы; ёмкость; выделением воздушных пузырьков; вытесняет; провести опыт; упругий)(«Развитие речи»);
  6. Развитие интонационной культурой речи («Развитие речи»);
  7. Сохранение и укрепление физического здоровья детей («Физическое развитие»);

Методы и приемы:

Практические: проведение  опытов, для определения свойств воздуха.

Наглядные: наблюдение за опытами проводимых воспитателем.

Словесные: постановка и решение вопросов проблемного характера.

Материалы и оборудование:

мыльные пузыри, пакеты, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейлей, ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочек земли и глины, пластиковые стаканы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

 Игра с правилами (подвижная «Самолёты»)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Разучивание

Элементарный бытовой труд,

Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные), задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.(воздух)

Дети отгадывают загадку.

Сформированы навыки отгадывания загадки.

2

Воспитатель читает стихотворение и сообщает о том, что речь сегодня пойдёт о свойствах воздуха:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Дети слушают стихотворение.

Создан интерес к предстоящей деятельности.

3

Воспитатель берёт пустой пакет, набирает в него воздух, закручивает и предлагает детям ответить, что в пакете?

Почему пакет стал упругим?

Дети наблюдают за действиями воспитателя,

Решение проблемной ситуации: в пакете – воздух, а пакет стал упругим, потому что воздух занял место в пакете.

Дети закрепили материал.

4

Воспитатель

предлагает вспомнить, что о воздухе дети уже знают.

Дети перечисляют свойства воздуха о которых они уже знают (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы)

Дети знают свойства воздуха  (прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы)

5

Воспитатель предлагает подумать, в чём может находиться воздух. Предлагает детям пройти к столу, где приготовлено оборудование для проведения опытов и  принять участие в  опытах, где можно обнаружить воздух. Опыт 1 «Загадочные пузырьки»

Материал: ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли и глины.

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети высказывают свои предположения: в закрытой банке, в закрытом пакете, в шарике и тд. Дети проходят к столу Дети проводят опыт. Ход: дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся, (вода вытесняет воздух).

 Рассматривают, что изменилось в предметах(намокли, стали тяжелее и пр.)

Вывод: воздух есть в воде.

Дети знают, что воздух есть в предметах, в воде. Дети знают, что вода вытесняет воздух, поэтому мы можем наблюдать за выделением воздушных пузырьков из намокших предметов, намокшие предметы становятся тяжелее.

 

6

Опыт 2 «Надувание мыльных пузырей»

Материал: трубочки для коктейля, мыльный раствор.

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети проводят опыт.

Ход: воспитатель предлагает детям надуть, на сколько возможно, большой пузырь. Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды, попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).  

Вывод: воздух занимает место.

Дети знают, что мыльный пузырь лопается, потому, что в каплю воды, попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвёшь его оболочку.

7

Воспитатель предлагает не на долго отвлечься, и немного поразмяться. Просит детей отойти от стола, и повторять за ней движения под текст стихотворения:

Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

После физминутки воспитатель предлагает детям вернуться на свои места и продолжить опыты.

Дети выполняют движения повторяя за воспитателем.

Дети возвращаются к проведению опытов.

Сменить статическое положение.

Снять эмоциональное  напряжение.

8

Опыт 3 «Надуй шарик»

Материал: воздушные шары.

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети проводят опыт.

Ход: воспитатель предлагает детям надуть шарики. Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он надут сильно, а другой – мягкий. Воспитатель предлагает подумать, одинаковое ли количество воздуха в шариках.  Дети отвечают, что разное

Вывод: воздух занимает место.

Дети знают, почему один шарик более упругий (в нём воздуха больше), а другой – мягкий (в нём воздуха меньше).

9

Опыт 4 «Подводная лодка»

Материал: изогнутая палочки для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, ёмкости с водой.

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Ход: воспитатель показывает этапы проведения опыта, напоминает детям быть внимательными, так как дальше они будут выполнять опыт самостоятельно.  

Проверить: правильные ли выводы сделали дети в результате проведения опыта.

Дети смотрят, затем проводят опыт самостоятельно.

Ход: дети погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводя под неё изогнутую трубочку, вдувают  под нею воздух, стакан всплывает.

Вывод: воздух занимает место.

Дети знают, что если в погруженный, (к верху дном) в воду стаканчик, через трубочку вдуть воздух, то стаканчик всплывёт, потому что воздух вытесняет воду.

10

Воспитатель подводит итог: воздух занимает место. Говорит о том, что воздух окружает нас по всюду.

Дети высказывают свои предположения, где находится воздух.

Подвести итог. Дети знают свойства воздуха:  прозрачный, невидимый, без запаха, не имеет формы, воздух занимает место.  

11

Воспитатель предлагает детям убрать свои рабочие места для дальнейшей деятельности.

Дети убирают весь материал по местам.

Сформирована позитивная установка к различным видам труда.

Итоговое мероприятие: игра «Самолёты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....