Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект
Занятия по опытно-экспериментальной деятельности
с детьми подготовительной к школе
группы компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Тема:
«Свойства воды»
Технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые
Развивающего обучения
Проблемного обучения
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог
Е.В.Литвинова
Декабрь 2015
Цель:
-расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.
Образовательные задачи:
-уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать, используя элементарное оборудование
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;
-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность; умение самостоятельно делать выводы.
-активизировать словарь.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение работать сообща.
-прививать бережное отношение к воде;
- воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые
Развивающего обучения
Проблемного обучения
Предварительная работа:
1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах.
2) проведение занятий-экспериментирований с водой.
3) рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему «Вода»;
4) чтение художественной литературы;
5) наблюдение за водой.
Оборудование:
на каждого ребёнка халат, по 4 стакана, ложечки, салфетки, трубочки для коктейля;
вода, сок томатный, камушки, сахарный и речной песок;
муляжи : огурец, помидор, баночки разной формы, лейка;
Стаканчики с цедрой лимона, измельченным чесноком;
Таз, лейка; магнитная доска, символические изображения каждого опыта.
Ход :
Организационная часть:
Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Педагог: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Педагог: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.
Педагог: достаёт халаты, дети их надевают. Сейчас наша команда учёных будет исследовать обычную воду.
Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
Основная часть:
1 опыт. На определение прозрачности воды.
Педагог: Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Томатный сок и вода.)
- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с соком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Сок непрозрачное, он красный, мутный, поэтому сквозь него предметы не видны.
- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).
2 опыт. На определение вкуса воды.
Педагог: Перед вами стоит 2 стакана. Скажите что в них налито? (сок, вода). Отпейте сок. Какой он на вкус? А теперь отпейте воды. Какая на вкус вода? Посластите воду. Какая она теперь стала? Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Солёной, сладкой, кислой).
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Педагог: Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).
3 опыт. Растворимость некоторых веществ.
Педагог : Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)
- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)
- Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)
Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.
- Отметим новое свойство воды специальным символом (педагог крепит к доске третий символ).
Физкультурная минутка.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
4 опыт. О текучести воды.
Педагог: А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу: удержать воду в ладошках.
Дети подходят к тазу, подставляют ладони, а педагог льет им на ладони воду из лейки. Почему не удается удержать воду ? (Вода жидкая, текучая.)
Педагог: А теперь переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
Педагог: Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод.
- Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).
5 опыт. На определение формы воды.
Педагог: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём лежит? (огурец, помидор). Какой формы огурец (помидор)? Давайте узнаем какой формы вода. Нальем воду в круглую колбочку. А теперь Саша, перелей воду в прямоугольную баночку. Катя перелей воду в высокую колбочку. Что замечаем? (вода меняет форму). А теперь нальем воду на стол. Что произошло? ( Вода растеклась).
Вывод. У воды нет собственной формы.
Педагог: Обозначим всё это символом ( педагог добавляет на доску символ).
6 опыт. На определение запаха воды.
Педагог: Товарищи ученые, приглашаю вас сесть в кружок, закрыть глаза и отгадать, что я вам дам понюхать (пронести стаканчик с цедрой, чесноком, водой)
Вывод. Вода не имеет запаха.
Педагог: Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).
Заключительная часть:
Педагог: Дорогие ученые! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода текучая, не имеет собственной формы. Вода текучая. У воды нет запаха.
Педагог: Молодцы! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".
Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...
Конспект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой»
Конспект данной деятельности разработан для проекта «Три стихии: огонь, воздух и вода» и проводится в течение месяца, из расчета: один эксперимент в неделю....
Занятие по теме «Дары Осени» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития
Итоговое занятие по теме "Осень" и "Посуда"...
Занятие по теме «Осень в гости к нам пришла» в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития
Занятие проводилось для детей 5-6 лет с задержкой психологического развития. На этом занятии были закреплены знания детей об осени. На занятии были использованы различные игры и упражнения, которые по...
Конспект открытого НОД по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «О чем поспорили Кока-кола и Вода»
Конспект открытого НОД по познавательному развитию с элементами опытно- экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «О чем поспорили Кока-кола и Вода»....