Экологический проект "Травянистые растения" Подготовительная группа
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 186.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 128
Экологический проект
«Травянистые растения»
Подготовительная группа
Воспитатель: Бражник Л.Н.
Цель. Знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно–правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей. Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Формирование знаний о мире растений, их ценности для человека.
Задачи. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии; учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения; упражнять в классификации цветов, закреплять понятия:комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы; закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах; формировать бережное.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки. Р
Развивать мыслительную деятельность детей, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
.
Вид проекта. Исследовательский, познавательно–творческий.
Образовательная область. «Познавательное развитие».
Участники. Дети подготовительной группы 6–7лет, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта. Краткосрочный.
Актуальность проекта. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травах, цветах, лекарственных растениях ,кустарниках, деревьях родного края. Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно–правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.
Предполагаемые результаты. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно–эстетическом и практическом значении для человека. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
ПЕРВЫЙ ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
∙Составление перспективного плана реализации проекта.
∙Проведено анкетирование родителей по данной теме.
∙Подбор дидактических игр, литературных произведений.
ВТОРОЙ ЭТАП –ОСНОВНОЙ.
В работе с детьми:
БЕСЕДЫ:
∙Беседа: «Красная книга –сигнал опасности».
∙Беседа: «Одуванчик и растения луга».
∙Беседа–игра: «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
∙Беседа: «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
∙Т.Шорыгина «Колокольчики и гном»,
∙М. Пришвин «Золотой луг».
∙А. Плешков«Как поссорились растения»,«О чем рассказали цветы».
∙Ю. Дмитриев «Хоровод лепестков».
∙А. Онегов «Первый цветок», «На лугу», «На лесной поляне», «Тропинка полевая».
∙А. Смирнов «Цветок солнца», «Кто на яблоньку похож?».
∙И. Соколов-Микитов «Цвета леса», «Легенды о цветах».
∙Д. Габе «Желтый, белый, лиловый».
ООД:
∙«Весенние первоцветы», «Растения лечат», «Путешествие в царство комнатных растений».
ИГРЫ:
∙Дидактические игры:«Найди растение»,«Найди, что опишу»,«Отгадай, что за растение», «Собери цветок», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», «Собери букет», «Четвертый лишний», «Найди такое же растение», «Что изменилось?», «Найди растение по названию», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», «Найди о чем расскажу».
∙Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика), «Собери букет», «Цветочное лото», домино «Наш сад».
∙Подвижные игры: «К названному растению беги»,«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
∙Хороводные игры: «Мы на луг ходили».
∙Сюжетно ролевые игры: «Магазин цветов» (С использованием карточек),
∙Словесные игры: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем», загадывание загадок.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
∙Коллаж «Травянистое царство».
∙Аппликация «Астра из ниток».
∙Аппликация «Волшебные растения».
∙Лепка «А мы по лугу гуляли...»
∙Рисование «Мой любимое растение»
∙Рисование «Мой любимый луговой цветок».
∙Рисование пластилином:«Я растение посажу, нашу группу наряжу».
∙Рисование «Мой любимое растение».
∙Изготовление аьбома «Травянистые растения»
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
∙Поливка комнатных растений.
∙Поливка клумб с многолетниками.
∙Черенкование растений с клумбы и посадке в горшки в группе.
∙ Сбор растений, засушивание.
НАБЛЮДЕНИЯ:
∙Наблюдение за одуванчиком, горошком мышиным, мятликом, ежой сборной, тысячелистником, колоском, подорожником, клевером, пастушьей сумкой (оттенками цветов в зелени).
∙Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
В работе с родителями:
∙Анкетирование: «Какие комнатные растения живут у вас дома?».
∙Индивидуальные беседы: «Рассаду, каких цветов выращиваете дома?».
∙Творческое задание: «Придумать загадку или сказку о растение».
∙Участие в выставке работ:«Травянистые фантазия».
ТРЕТИЙЭТАП –ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
∙Совместное развлечение с детьми и родителями: «Мир растений».
∙Изготовление альбома «Травянистые растения»
∙Изготовление плакатов: «Сохраним окружающий мир».
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации:
∙Всем людям необходимо бережно относиться крастениям.
∙Знать название и строение растения(корень,стебель,листья,плоды,цветы).
∙Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться крастениям.
Как показали результаты исследования,поставленные нами задачи,мы выполнили. Презентация проектной деятельности включала в себя продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Первый этап.
Выбор цели
Цель: Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Формирование знаний о мире растений, их ценности для человека.
Задачи: Расширить представления детей о многообразии трав и их пользе.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям.
Проект рассчитан на детей 6-7 лет и их родителей.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проект долгосрочный, продолжительность 9 месяцев.
Проблема: Расширить представление детей о лекарственных растениях.
Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений. Создание презентации по теме.
Второй этап. Разработка проекта
Подготовка материала и оборудования.
Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов, сказок, рассказов о лекарственных растениях.
Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми.
Организовать деятельность детей и родителей по группам.
Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Оздоровительные рецепты», помощь в подборе информации.
Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.
Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
Третий этап. Выполнение проекта
1. Чтение литературных произведений:
Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А.Стрижева; А. Онегова
«Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Н. Павловой «Загадки цветов»; А.Плешакова «Зеленые страницы».
Заучивание загадок и стихов о растениях:
В.Рождественский. «Подорожник»;
П.Синявский «Зелёная аптека»;
2. Беседа «Лекарственные растения».
Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку
лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,
познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.
Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений,
засушенные лекарственные растения.
3. Беседа «Наука фитотерапия»
4. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие в лес за растениями»
Цели: знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями
Западной Сибири и Урала; с правилами сбора и хранения растений; умение
разумно использовать дары природы на благо людей.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание,
приготовление травяных лекарственных напитков.
5. Художественно-творческая деятельность:
«Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
«Помогите муравью» - рисование красками.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека».
6. Наблюдение «Подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он
рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада, где растет подорожник.
7. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по
строению, по запаху.
Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,
закреплять знания о лекарственных растениях.
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли
самостоятельно.
8. Совместная деятельность с детьми и родителями:
Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений.
Составление сказок о лекарственных растениях.
Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и их дегустация.
Цель: умение самостоятельно и с помощью родителей находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой.
Четвертый этап. Подведение итогов
Оформление уголка «Зеленая аптека»
Оформление альбомов: «Детям о лекарственных растениях в стихах и загадках», «Для детей и их родителей: лекарственные травы знать хотите ли?», сказки о растениях.
Ожидаемый результат.
В ходе работы над проектом предполагаем следующие результаты: обобщить иобогатить опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения
научных методов и приемов. Собрать материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми оформить картотеку и по возможности за летний период времени собрать гербарий по лекарственным растениям Западной Сибири и Урала. В период работы над проектом обогатить словарь и пополнить словарный запас детей по теме, если к началу работы над
проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – должны более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей будет развиваться воображение, мышление, сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности. Научатся работать с некоторыми видами
природного материала. Познакомятся с растениями и научатся передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва
«Просвещение» 2001.
6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Приложение 1
Беседа о лекарственных растениях
Задачи: Расширить знание и представления детей о применении растений
человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений.
Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог). Воспитывать бережное
отношение к растениям.
Структура и методические приемы:
Воспитатель: Растения украшают помещение, участок. С помощью растений можно узнать время. Растениями питаются люди и животные. Но есть растения, которые лечат.
Что за чудо- цветок:
Желтый яркий лепесток,
От болезней помогает
И зверей в лесу пугает? (зверобой)
Дети находят зверобой, рассказывают о его лекарственных свойствах.
– Зверобоем можно лечить многие заболевания. Зверобой в переводе с казахского языка означает “целитель ран”. На Руси зверобой считали травой от 99 болезней.
– Найдите в нашей Зелёной аптеке календулу. Ее народное название – ноготки.
– Почему ее так называют?
– Русское название ноготок объясняет сказка.
Давным-давно в одной бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что он был слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился за тридевять земель уму – разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками.
Люди стали лечиться у Заморыша, ведь это был он, а к старой ворожее никто нешел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей, и завещал закопать
после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали
ноготком. И лечит цветок – ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесном цветке – ноготке по всему миру идет.
– Каким интересным свойством обладают цветы этого растения? (Цветок - часы)
Дидактическое упражнение “Душистые коробочки”:
– Многие лекарственные растения обладают чудесным запахом. Но у каждого растения он свой.
Предлагаю детям коробочки с душистыми травами (душица, чабрец, герань, мята перечная, календула).
Воспитатель:
– Все растения аптекарского огорода лекарственные, а чем они отличаются. Давайте рассмотрим и сравним душицу и мяту перечную. (Дети рассматривают и сравнивают 2 растения: стебель, листья, цветы, запах)
Рассказы детей.
Воспитатель предлагает детям показать на огороде растение, которое им нравится больше всего, и рассказать о нем.
- жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.),
- родина,
- отношение к свету,
- требовательность к влаге,
- лечебные свойства,
- используемые части растения и время сбора,
- способы размножения и особенности ухода.
Беседа «Наука фитотерапия»
Воспитатель: сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.
– Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют).
- А вот где они произрастают, мы выясним с помощью Игра «Что где живет?»
Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает икакими целебными свойствами обладает.
- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.
- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.
- А теперь давайте составим правила сбора лекарственных растений, и в этом нам поможет наш экран:
1. Нельзя рвать много лекарственных растений.
2. Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог.
3. Нельзя собирать лекарственные растения возле ж/д путей.
4. Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду.
5. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду.
6. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
7. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
8. После сбора лекарственные растения надо тщательно вымыть руки.
Занятие - беседа
«Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека»
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной
деятельности, творческое воображение.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».Презентация по теме занятия-беседы.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ax, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
(Ромашки)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
-Как называются эти растения?
-Для чего они нужны человеку?
Давайте больше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края). Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение.
- Кто знает, как оно называется?
- Почему оно так называется?
Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник, что его вытопчут, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.
- О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляетволосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего Уральского края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, зверобой...
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?
- Как правильно их сушить?
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
- У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
- А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.
- Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем.
Приложение 2
Непосредственно-образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме: «Путешествие в лес за растениями»
Цель: Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями Урала; с правилами сбора и хранения растений. Умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; самостоятельно находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой.
Ход:
Ведущий. Внимание! На территории нашего детского сада открылась зеленая
аптека!
- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?
- Чем еще можно лечиться?
- Почему растения называются лекарственными?
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы зани-
маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное
растение в лицо.
- Как найти в природе нужное растение?
- Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это нее надо знать, это,
целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, научимся находить их в природе, узнаем об их использовании человеком.
Входит Сова.
Березка.
Здравствуйте, ребята! Я, Сова, пришла к вам в гости. Хочу посмотреть, как вы
знаете лекарственные растения. Я научу вас находить эти растения, научу
применять их как лекарство.
Ведущий. Здравствуй, Сова! Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Мы с тобой сегодня посмотрим, как ребята подготовились к занятию. Они самостоятельно приготовили рассказы о лекарственных растениях, загадки, стихотворения, альбомы.
Группа разделена на три команды.
Каждая команда открывает свою зеленую аптеку:
I команда — луговую аптеку
II команда открыла аптеку на опушке леса
III команда открыла аптеку в лесу
Ведущий: Посмотрим, Сова, как дети справились с заданием.
Но прежде чем отправиться в путешествие по аптекам, вспомним основное правило поведения в природе: Не шуметь! Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме.
Сова. Ребята, послушайте меня. Я хочу рассказать вам о Берёзке. Уральское дерево тоже лекарственное растение.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Это про меня.
На Земле насчитывается около 120 видов берез. Березовый сок — прекрасный и очень полезный напиток; рекомендуется всем как общеукрепляющее средство. Почки березы используются в медицине как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек. Ребята, помните: сок березы можно брать только в определенное время и на специально выделенных вырубках.
Ведущий. Нет на свете дерева милее и роднее березы! Сколько удивительных слов сказано о ней! Она воспета в стихах и прозе, в песнях, она персонаж хороводов, картин.
Бережное отношение к березе — это проявление заботливого отношения к своей малой родине.
Отправляемся в «Луговую аптеку».
(В.Рождественский.«Подорожник»)
Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту.
Боль постепенно стихнет.
Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.
Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.
При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка.
Посмотрите на это растение. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка?
Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.
Меня желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок — лепестками гадают,
А чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Родина ромашки — Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов — щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись
по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля
Отгадайте:
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Крапива)
Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива за-
меняет семерых врачей — гласит народная мудрость.
Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют
при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из
листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.
Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие.
Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.
А вот и станция «Лесная». Мы пришли к лесной аптеке.
Отгадайте:
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Белые горошки на зеленой ножке.
Это ландыш. Самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.
Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.
А сейчас, ребята, мы отправляемся в «Зеленую аптеку» на опушке леса, чтобы познакомиться с мать-и-мачехой.
Послушайте рассказ об этом растении. О нем написал В.Берестов:
«Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.
Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара».
Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло. Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.
Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, — тысячелистник обыкновенный.
В одной из древних рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского былвылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем травы тысячелистника. Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.
Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тлей.
Сова. Ребята! Вы все молодцы. Команды хорошо подготовились и прекрасно
выполнили интересные задания, подготовили замечательные рассказы о лекарственных растениях. А посмотрите, какие интересные альбомы оформили ребята!
Итак, о чем мы с вами узнали на занятии?
(Ответы детей.Перечисляют лекарственные растения, называют их полезные свойства.)
Мы познакомились с малым количеством растений, существует еще очень много других. Нужно ли охранять их?
Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга — это своеобразный закон об охране растений и животных, который надо выполнять.
Нужно только не лениться,
Нужно только поучиться
Находить в лесу растении
Те, что для людей полезны, —
И отступят все болезни!
Будьте здоровы!
А сейчас сыграем в игру «Целители».
Приготовим из трав лекарство: от простуды, от ожога.
Приложение 3
Художественные произведения для ознакомления дошкольников
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди
прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял,образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густымвойлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые.
Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок
выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи кране. И вскоре кровь остановится, больутихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только самэтого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
С.П. Красиков
* * *
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся,
зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Загадки о лекарственных растениях.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки —
Желтые глазочки. (мать-и мачиха)
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой? (подорожник)
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. (Клевер)
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек. (одуванчик)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (одуванчик)
Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи. (ромашка)
Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия (подготовительная группа)
Конспект экологического занятия в подготовительной группе«Лимон» Задачи: 1. Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. 2. Воспитывать у детей здоровый образ жизни. 3. Зак...
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому образованию подготовительная группа
Перспективный план разработан в соответствии с программой "Детство"....
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
Экологический уголок в группе Незнайки МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 8 "Берёзка "
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Для моих детей (детей с ограниченными возможностями здоровья)- это очень важно. Восп...
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)
Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...