«Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие для детей среднего дошкольного возраста
по ознакомлению с окружающим с использованием метода ТРИЗ
«Воздух - невидимка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh._triz.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для детей среднего дошкольного возраста
по ознакомлению с окружающим с использованием метода ТРИЗ
«Воздух - невидимка»
Задачи:
1. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (прозрачный; бесцветный; не имеет запаха; без вкуса; имеет вес).
2. Опытным путем показать значение воздуха для человека.
3. Развивать мышление, любознательность, умение логически рассуждать, самостоятельно делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
1. Емкость с водой;
2. Стакан;
3. Целлофановые пакеты;
4. Воздушные шары;
5. Весы;
6. Пиктограммы.
7. Мыльные пузыри.
Ход занятия:
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, свежий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Дарим радость Вам свою!
Воспитатель:
- Ребята, внимательно слушайте загадку и отгадайте:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
(воздух)
- Что это?
- Правильно, это воздух.
- Сегодня мы поговорим о воздухе. Отправимся в нашу лабораторию и будем проводить опыты, как настоящие ученые.
- Но сначала закройте глазки и прислушайтесь (фрагмент музыки).
- Что вы услышали? (ответы детей).
- Посмотрите, ветерок побывал у нас в гостях (в группе) и принес нам воздушный шарик. Интересно, откуда он взялся? (ответы детей).
- Наверное, у какого-то сказочного героя улетел.
- Ребята, каких сказочных героев вы знаете, которые умеют летать по воздуху? (ответы детей). (В.Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Змей Горыныч, Карлсон).
Карлсон: (Стук в дверь, вбегает под музыку Карлсон).
- Привет, друзья! Узнали, верно, вы меня?
- Ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет, а где вы его взяли? (ответы детей).
- Я, кажется, догадался, чей это шарик. Это мой друг, Пятачок, потерял. Он мне тоже подарил шарик (достает из кармана шарик), но он почему-то не летает. Интересно, почему? (обращается к детям и ответы детей).
- А как надо заполнять воздухом и где взять этот воздух? (ответы детей).
- А воздух какой, вкусный, как варенье? (ответы детей).
Воспитатель:
- Дети, давайте расскажем Карлсону все, что мы знаем о воздухе. Проходите на стульчики.
- Какой он - воздух? (при перечислении свойств на мольберт вывешиваются пиктограммы с условным обозначением свойства).
- Прозрачный (мы видим через него все окружающие предметы);
- Бесцветный (листочки комнатных растений зеленые, цветочки разноцветные, а воздух не имеет цвета);
- Не имеет запаха;
- Без вкуса.
- Где он находится?
- Зачем нам нужен воздух?
Карлсон:
- Ой, все-то вы знаете, а я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате!
Воспитатель:
- Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух все-таки есть. Но, сначала, разомнемся.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом, приглашая нас в свой дом.
(прыгают на одной ножке, на другой ножке, на двух ножках)
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Воспитатель:
- Опыты требуют большого внимания. Поэтому нужно подготовить наши глазки. Гимнастика для глаз: Давайте, не двигая головой, найдем глазками синюю бабочку (слева), теперь найдем глазками красную бабочку (справа), посмотрите, где желтая бабочка (наверху) и зеленая бабочка (внизу). Теперь зажмурим глазки и медленно открываем. Молодцы!
Воспитатель:
- Ну, что ж отправляемся в нашу лабораторию. Докажем Карлсону, что действительно в нашей комнате есть воздух.
- Подходите, вставайте вокруг стола.
Опыт № 1. "Воздух в пакете"
(цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве).
Воспитатель:
- Ребята, возьмите пакеты. Они пустые. Поднимите пакеты вверх дном, резко опустите вниз и зажмите края пакета.
- Что произошло с пакетами? (Надулись, заполнились воздухом).
- Что мы доказали? (ответы детей)
Карлсон: (трогает пакеты у детей)
Ура! Вижу, что воздух есть.
Воспитатель:
А теперь давайте проведем еще один эксперимент. Подходите ко второму столу.
Опыт № 2 "Воздух везде"
Воспитатель:
- Посмотрите, у меня в руке стакан. Что в нем? (Ответы детей).
- Я переворачиваю стакан вверх дном и вертикально опускаю в воду (показать детям, что стакан погружен в воду, но она внутрь стакана не попадает.) Как вы думаете, что же мешает воде туда попасть? (ответы детей).
- Дети, а почему мы воздух не видим? (ответы детей).
- Конечно, в стакане находится воздух, он не пускает воду внутрь. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
(Наклоняем стакан, он заполняется водой, идут пузырьки воздуха).
- Посмотрите, как воздух выходит из стакана, и он заполняется водой.
Карлсон:
- Вот это да! Здорово! Оказывается, даже в пустом стакане воздух есть!
Воспитатель:
- Воздух есть везде, а не только в пустом стакане. Правда, ребята?
Карлсон:-
- И в этом ящике есть? И в этой коробочке? И даже тут?
Физкультминутка:
Карлсон:
- А вот у меня тоже есть доказательство существования воздуха! Смотрите! (Достает мыльные пузыри, надувает их. Дети ловят - подпрыгивают)
Воспитатель:
- Почему пузыри летают? А имеет ли воздух вес?
Опыт № 3 "Воздух имеет вес"
Воспитатель:
- Что бы выяснить это, давайте мы вместе с Карлсоном проведем еще один эксперимент. Посмотрите – на этом столе весы. Для чего они нужны? (ответы детей)
- Вот у нас есть надутый шарик.
- Что внутри этого шарика (Ответы детей);
Карлсон:
- Ой, у меня тоже есть такой же шарик. (Достает из кармана, показывает детям).
Воспитатель:
- Ребята, а в шарике Карлсона есть воздух? (Ответы детей)
- Карлсон, дай, пожалуйста, свой шарик.
- Ребята внимательно наблюдайте: у меня два одинаковых воздушных шара, внутри одного находится воздух, а в другом – нет. Положим их на весы.
- Что видим? (Ответы детей);
(Чаша весов с надутым шариком перевесила)
- Почему?
- Делаем вывод: чаша весов перевесила там, где шарик наполнен воздухом, значит, воздух имеет вес.
- Это еще одно свойство воздуха, которое мы сегодня узнали. Нам необходимо его обозначить. Давайте вернемся в группу к мольберту. (Добавить на доску пиктограмму, объяснить значение рисунка).
Воспитатель:
- Карлсон, доказали тебе ребята, что воздух есть везде.
Карлсон:
- Да, доказали (снимает картинки с доски).
- Я заберу картинки себе, что бы ничего не забыть. У меня уже есть похожие картинки.
- Ой, что же я наделал, все перепутал, как же я узнаю, что относится к свойствам воздуха, а что нет?
Воспитатель:
- Карлсон, не переживай, ребята помогут тебе правильно разобрать картинки.
(два ребенка выбирают правильные картинки и ставят на мольберт.)
- Назовите еще раз свойства воздуха. (Дети называют свойства, опираясь на картинки).
Карлсон:
- Спасибо ребята, теперь картинки мне не понадобятся. Вы мне так хорошо все объяснили, я все запомнил. Теперь мне пора улетать, хочу успеть рассказать своим друзьям, как много нового и интересного я сегодня узнал у вас.
Воспитатель:
- Мы рады были встретиться с тобой. Спасибо за веселую компанию, прилетай к нам еще.
Дети:
- Спасибо, до свидания!
Воспитатель:
- А нам пора идти гулять и проветривать комнату.
Воздух надо охранять и заботиться о его чистоте.
Используемая литература:
- Басова Т. ТРИЗ в детском саду// Дошкольное воспитание, № 6/1995 г.
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2 – 6/2006
- Страуниниг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное вопитание № 11/ 1997.
Применение метода ТРИЗ в развитии творческого воображения
у детей среднего дошкольного возраста.
Развитое воображение, а тем более творческое, необходимо для любого человека и развивать его надо с раннего возраста. Дети любят фантазировать, мечтать, придумывать что-то интересное, необычное. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте.
Традиционные подходы к воспитанию и обучению детей обычно складываются в последовательности: знания – умения – навыки. Тем самым, мы приучаем ребенка мыслить конкретными категориями, например, плохо – хорошо, а иначе быть не может. Так утверждение "Драться - это плохо" всегда ли верно? Мы развернули с детьми целую дискуссию по данному вопросу. И вот, ответы детей:
- Слабого обижать плохо, нельзя.
- А когда защищаешь слабого – это хорошо.
- Когда поссорились – драться плохо.
- Борьба – это хорошо. Там тоже дерутся, только честно.
- Когда заступился за маму – хорошо.
Таким образом, дети учатся размышлять, видеть в явлениях и поступках разные стороны.
Использование ТРИЗа для развития творческого воображения, в основе которого лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания, обучения и найти пути их решения.
В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность, как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, в ней дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи. Работу с детьми по методу ТРИЗ я начала с простых игр и упражнений: «На что похоже?», «Волшебные картинки», «Игра в слова». Их можно использовать как на занятиях, так и в свободное время. Обязательным условием для успешности проведения этих игр является естественность обстановки. Важна так же комплексность построения работы с детьми.
Я приучаю детей не следовать готовым штампам, образцам, а учу искать как можно больше собственных решений. Не приучаю их с детских лет получать знания пассивно, а стремлюсь развивать в них самостоятельность мышления, творческое воображение и познавательную активность. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, я заметила, что в группе, где мы начали использовать элементы ТРИЗ – педагогики, ребята стали более раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно.
Вашему вниманию предлагается конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим "Воздух - невидимка".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...