Путешествие на загадочный остров.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Диасамидзе Любовь Викторовна

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_zagadochnyy_ostrov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе.

Тема: Путешествие на загадочный остров.

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.

Задачи: 

Образовательные:

расширить кругозор детей о морских обитателях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, высказывать свою точку зрения; учить нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации.

Развивающие:

развивать у детей интерес к живой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и разгадывать загадки; развивать самостоятельность, творчество детей.

Воспитательные:

учить проявлять дружелюбие; формировать бережное отношение к природным богатствам; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством.

Оборудование: Презентация по теме, магнитофон, синяя краска, бумага, тарелочки с морскими обитателями, влажные салфетки.

Планируемые результаты:  формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию занятия; знает обитателей подводного мира; проявляет интерес к новым знаниям;  выполняет творческую работу.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: обитатели моря, хищница, щупальца, батискаф.

Методы и приемы: наглядный (слайды, соответствующие тематике, содержанию, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, информационно - рецептивный (рассматривание, показ, художественное слово).

Предварительная работа: беседа, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, рассматривание иллюстраций по теме «Подводный мир и картинок с изображениями морских рыб; отгадывание загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»,  рисование «Волшебный мир - подводное царство».

Ход занятия:

(Дети и педагог стоят на коврике)

1. Вводно - организационный. Вхождение в новый день.

В: - Здравствуйте, ребята! Стали все в кружок, поскорее мой дружок!

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

А. Лесных.

Ребята, подарите улыбки друг другу.

Вот и начался новый день. А новый день - это значит открытие чего то нового, неизвестного. Вы хотите, узнать что - то новое и интересное?

Д: - Да.

В: - Замечательно, что вы хотите познавать тайны неизвестного.

2. Мотивация к деятельности.

(Стук в дверь. Почтальон принес письмо.)

- Ребята, что это?

Д: - Конверт.

В: - Верно, ребята, это конверт. А как вы думаете, что в конверте?

Д: - Письмо.

В: - Правильно, это письмо. А откуда нам его прислали?

Д: - Нам его прислали с острова.

В: - А как вы узнали?

Д: - На конверте нарисован остров.

В: - Правильно, ребята, нам его прислали с острова. А вот нам ли оно адресовано, я сейчас вам прочту.

(ЦРР «Кристаллик» детский сад 30 для детей старшей группы 10)

Ребята, это кому письмо адресовано?

Д: - Оно адресовано нам.

В: - Правильно, ребята, это письмо прислали нам. А кто же нам прислал, мы сейчас узнаем, для этого мы откроем конверт и прочтем письмо.

(Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам дети с загадочного острова. Мы ищем себе друзей: добрых, веселых, задорных и умных. Мы приглашаем вас к нам в гости на прекрасный и загадочный остров. Вы узнаете много всего нового и интересного. Приезжайте к нам! Мы вас ждем!)

В: - Дети, а что же такое остров?

Д: - Это кусочек земли.

В: - Молодцы! Остров - это часть суши, окруженная водой.

В: - Ну, что ребята, хотите отправиться в путешествие на загадочный остров?

Д: - Да.

В: - Скажите, а на чем можно путешествовать?

Д: - На машине, поезде, самолете, воздушном шаре, лодке, катере, автобусе, корабле, батискафе.

В: Молодцы, ребята, правильно! Но чтобы отправиться в путешествие, нам сначала нужно будет добраться до моря. Согласны со мной? Тогда в путь!

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба.)

 В.И. Ковалько «Школа физкультминуток».  

В: - Вот мы добрались до моря. Ребята, а вот на чем мы можем добраться до острова?

Д: - На лодке, катере, корабле, батискафе, паруснике.

В: - Ребята, а как называется транспорт, который вы мне сейчас перечислили?

Д: - Водный.

В: - Правильно, ребята! Я сегодня предлагаю нам отправиться на батискафе, чтобы наше путешествие было красочным, интересным и познавательным, чтобы мы много нового узнали и увидели.

3. Расширение имеющихся знаний.

Давайте занимать места в батискафе.

Итак, начинаем погружение. Закрываем глазки и считаем от 10 до 0.

Открываем глазки. Ой, ребята, посмотрите, кто это мимо нас проплывает?

Д: - Это рыбки.

В: - Верно, ребята, это стайка рыб проплывает мимо нас. Давайте посчитаем, сколько рыбок в стайке?

Д: - Восемь.

В: - Посмотрите, а чем рыбки отличаются?

Д: - Они разных размеров, у них разный цвет, разной формы.

В: - Правильно, ребята, у них разный цвет, размер и форма.

Скажите, а чем они похожи?

Д: - У них у всех есть голова, хвост, глаза, рот, плавники.

В: - Молодцы, продолжаем дальше наше путешествие.

Рыба в море как пират,
     Встрече с ней никто не рад,
     У неё из прелестей
     Одни только челюсти.

Павел Колбин. Загадки.

Кто это?

Д: - Это акула.

В: - Правильно, дети, это акула.  Ребята, а вы знаете, что акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие. У акул очень хороший слух. Они могут слышать шум рыбы на очень большом расстоянии.

Итак, продолжаем наше путешествие.


Стая по морю плывёт,

Звук чудесный издаёт,

Любознательны, игривы,

С плавниками, но не рыбы!

Леонов В.А.

Кто же это, ребята?

Д: - Дельфины.

В: - Правильно, ребята, это дельфины. Давайте посмотрим, какие они?

Д: - Добрые, игривые, ласковые, блестящие.

В: - Ребята, а вы знаете, что дельфины - это морские животные, а не рыбы. Они как и люди могут дышать воздухом, всплывая на поверхность время от времени. Их детки питаются молоком. Взрослые дельфины едят рыбу. А еще дельфины умные, могут разговаривать на своем языке. А еще дельфины лечат и спасают тонущих. Итак, идем дальше.

Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде!

С. Мельников.

Кто это?

Д: - Медуза.

В: - Правильно, ребята, это медуза. А на что похожа медуза?

Д: - На зонтик, гриб, воздушный шар. Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры и акулы. Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах.

Вот огромный пароход

В океане он плывет

Без трубы и без винта

На спине  его фонтан.

Сайт «Морская библиотека Каланова»

Кто это, ребята?

Д: - Это кит.

В: - Да, ребята, это кит! А вы знаете, что кит самый большой обитатель морских глубин.

Идем дальше.

А это ребята водоросли. Водоросли нужны на морском дне для того, чтобы маленькие рыбки прятались в них от хищников и питались ими.

Ну, теперь плывем дальше.

Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском

Голова и восемь ног

Вот и весь я (осьминог)

kidsclever.ru

Кто же это?

Д: - Осьминого.

В: - Правильно, ребята, это осьминог. Ребята, а как вы думаете, почему его так называют?

Д: - Потому что у него восемь ног.

В: - Правильно. А вы знаете, что у осьминога мягкое тело. У него нет костей. Он питается рыбами, крабами, креветками.

Ой, ребята, смотрите, а что это мы видим вдали? Какие - то пакеты, мусор, бутылки.

Д: - Это туристы бросают мусор с корабля.

В: - Верно! Дети, а если мы с вами будем выбрасывать в воду мусор, грязную воду, потом все это осядет на морское дно, что тогда произойдет?

Д: - Тогда погибнут морские обитатели.

В: - А что нам нужно делать, чтобы морские обитатели не погибли?

Д: - Мы не должны засорять моря и океаны, беречь природу.

В: - Правильно, ребята! Плывем дальше! Ой ребята, смотрите, это же земля! Начинаем всплывать. Давайте возьмемся за руки и посчитаем от 1 до 10.

(счет от 1 до 10)

Ребята, наконец  - то мы с вами добрались до острова. Посмотрите, как же здесь красиво. Но где же наши друзья?

(появляется слайд с жителями острова)

Здравствуйте, ребята! Мы получили от вас письмо и приплыли к вам в гости.

Ж: - Мы очень рады встрече с вами. Мы хотим, чтобы вы остались с нами навсегда.

В: - Нет, дорогие наши друзья, мы не можем навсегда с вами остаться. У нас дома остались мамы, папы. Они будут без нас скучать. Но вы не расстраивайтесь, мы будем с вами дружить, переписываться, будем общаться по скайпу.

Ж: - Ну, если вы не можете остаться, тогда у нас к вам просьба, нарисуйте, то что вы видели по пути на наш остров.

В: - Хорошо, наши новые друзья, мы с ребятами сейчас нарисуем и море и морских обитателей. Согласны, ребята?

Д: - Да, согласны.

4. Практическая работа. 

В: - Тогда пройдемте за столы, присядем. Ребята, море, морских обитателей мы с вами можем чем нарисовать?

Д: - Карандашом, фломастером, пальчиками.

В: - Правильно! Это замечательные способы рисования. А сегодня я хочу вас познакомить с новой техникой рисования. Это рисование мятой бумагой  с элементами аппликации. Рисование мятой бумагой - это очень интересная и необычная техника рисования. Для этой техники нам понадобятся комочки мятой бумаги. Для этого мы должны подготовьте кусочки бумаги среднего размера, которые станут вашей «кистью». Скатываем или комкаем бумагу до нужного размера. Опускаем комочки в подкрашенную воду и ждем несколько секунд, пока они пропитаются цветом, а затем наносим на бумагу.

А еще перед вами лежат морские обитатели, которых мы видели в нашем путешествии. Давайте еще раз назовем всех обитателей.

Д: Дети перечисляют.

В: - Когда мы закрасим лист бумаги, мы будем наклеивать наших обитателей на сырой лист. Но прежде чем начать нашу работу, мы должны размять наши пальчики. Ребята, повторяйте за мной.

5. Пальчиковая гимнастика.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть.

Рыбка. рыбка шалуница

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула

И быстро, быстро уплыла.

infourok.ru

Вот мы и размяли наши пальчики. А теперь приступаем к работе. Вспомните, что я вам говорила. Берем листок бумаги и мнем его. Затем обмакиваем его в краску, немного держим и наносим фон на большой лист.

(дети выполняют фон)

У всех получился фон?

Д: - Да.

В: - Замечательно! А теперь на мокрый фон накладываем морских обитателей, которые лежат на тарелочках.

Закончили работу?

Д: - Да.

В: - А теперь возьмите влажные салфетки и протрите руки, а салфетки положите в тарелочку. А пока наши работы сохнут, я предлагаю станцевать зажигательный танец для наших новых друзей. Согласны?

Д: - Да.

В: - Выходите на танец.

6. Динамическая пауза.

(Танец под песню «Чуга - Чанга»)

7. Релаксация.

В: - Вот ребята, музыка заканчивается и мы с вами превращаемся в морских звездочек и ложимся. Представим, что мы лежим на морском дне, раскинули ручки, ножки и глубоко дышим. Вдыхаем через нос, выдох через рот. (5 - 6) Сейчас я посчитаю до 10 и мы опять превратимся в детей. Встаем. А сейчас я предлагаю взять свои рисунки в руки. Посмотрите, какие красивые у нас получились картины. Они понравились нашим новым друзьям. Давайте подарим им свои рисунки. Это вам на память.

(дети складывают рисунки на столе возле слайд «Остров»).

Ребята, наши новые друзья благодарят вас за такой подарок и приготовили для вас тоже сюрприз. Вот эту шкатулку. Давайте посмотрим что в ней. Ой, смотрите, что же это такое?

Д: - Это ракушки.

В: - Правильно, это настоящие морские ракушки. Спасибо вам большое наши друзья. Но нам надо уже возвращаться домой. До свидания. Ребята, давайте скажем до свидания и помашем нашим друзьям.

(дети прощаются)

В: - Ребята, чтобы нам вернуться домой, нам нужно посчитать до трех и покружиться. 1- 2 - 3 покружись и дома окажись.

(возвращение домой)

8. Рефлексия.

Ребята, вот мы с вами уже дома. Вам понравилось наше путешествие?

Д: - Да.

В: - А что вам понравилось?

Д: - Играть, рисовать, кататься на батискафе, путешествовать.

В: - А что нового узнали?

Д: - Что дельфины лечат, говорят на своем языке. Акула - хищная рыба. Кит - самый большой обитатель.

В: - А что самое интересное было в нашем путешествии.

Д: - Мы рисовали мятой бумагой.

В: - А с кем еще познакомились?

Д: - Мы нашли новых друзей на острове.

В: - Ребята, мне тоже понравилось путешествовать с вами. Вы такие молодцы! Вы отгадали все загадки. Вы знаете, что нужно беречь природу. Ну а сейчас можете отдыхать.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» в подготовительной группе

Предлагаю конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми э...

Конспект по организации и руководству игровой деятельностью детей подготовительной группы сюжетно-ролевая игра «Путешествие на загадочный остров»

Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре....

Путешествие на загадочный остров

Сюжетно-ролевая игра...

Конспект Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников «Путешествие на загадочный остров»

Цель: формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.Задачи:Образовательные:Ø  расширять...