Тематический день "Синичкин праздник"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Руданова Наталия Алексеевна

Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_sinichkin_den_2018.docx98.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Подготовила и провела
воспитатель Руданова Н.А.

Уже несколько лет подряд  12 ноября в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

«У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Удобную кормушку повесить на сучок».

Задачи:

1. Познакомить детей с зимующими птицами.

2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.

3. Развивать у детей внимание, логическое мышление, память. Обогащать и пополнять словарный запас детей по теме.

4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание заботиться о них.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать!

ХОД.

Сюрпризный момент:
Влетает Сорока (игрушка), трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

 «Пение птиц»

Воспитатель :
Что вы слышите, ребята? (Птицы поют)

Что за птицы поют? Отгадайте загадки:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

 Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

И дальше полетели. (Повторяют первое движение).

Воспитатель: – Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их. – Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм. – А синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.  

Видео «Птицы едят из кормушек»

Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем!  

Игра «Помогите птичкам разобрать зернышки»

Каждая птичка любит свой корм и питается по - своему, но весь корм перепутался. На столе семена подсолнуха - их любят любые птички, семена тыквы любят синички, а вот семена арбуза любят клевать снегири. Помогите мне, ребята. Ваша задача - разложить корм по стаканчикам.

Дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Ку- ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

(Звуковое сопровождение пения птиц)

Игра на внимание «Какой птички не стало?».

На доске картинки с изображением птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?

Воспитатель: А сейчас, ребята, покружитесь и в синичку превратитесь.

Физкультминутка « Шустрая синичка».

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Покружились, покружились и снова в детишек превратились.

Воспитатель: Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».  
Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Прогулка

 «Наблюдение за птицами».

Воспитатель: Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма.
В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется? (осень)

Наблюдение за повадками птиц.

- Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Подвижная игра  «Синицы».

Обручи  – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка (игрушка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы клевать не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Приложение:

Зимующие птицы.Зимующие птицы.

Перелетные птицы.Перелетные птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематический физкультурный праздник "Снежная королева"

Закрепление навыков спортивных упражнений в форме праздника...

тематический физкультурный праздник "Снежная королева"

Закрепление навыков спортивных упражнений в форме праздника...

Тематическое развлечение "Праздник молока"

Тематическое развлечение "Праздник молока" для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий тематического развлечения: "Праздник воинов отважных!"

Патриотизм в сегодняшнем ДОУ - это воспитание в ребенке нравственных качеств, из которых впоследствии "вырастает" чувствоответственностилюбви, интерес к странетрудолюбие, желание доводить дело до конц...

Сценарий тематического развлечения "Праздник капустки"

Цель: воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; пропагандировать русскую народную культуру, приобщать дошкольников к ее традициям; в атмосфере праздника давать возможность каждому учас...

СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ к 23 ФЕВРАЛЯ

Цели и задачи:1.                     Способствовать укреплению здоровья дошкольников;2....

Тематическая неделя "Праздник праздников" в средней группе

В материале отражена образовательная работа с дошкольниками средней группы детского сада, осуществляемая по теме недели "Праздник праздников"по всем образовательным областям....