Сказка с опытами «Ледяные приключения»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Все дети любят опыты, вот и Людмила Поцепун поделилась сказками - эксперементами придуманными ее и совместно с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_eksperement_ledyanye_priklyucheniya.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка с опытами «Ледяные приключения»
Людмила Поцепун 16.03.2016
Маленький Арсений очень любил животных, и все животные любили его. Однажды голубь принес ему необычное письмо, которое передал ему большой альбатрос, покоряющий небо над океанами. Арсений поблагодарил почтальона и открыл письмо.
Оказывается, письмо прилетело к нему из самой Антарктиды от пингвина Пинги и белого медведя Пуши. Они, извиняясь за то, что отвлекают маленького героя по пустякам, попросили приехать и сфотографировать их. Ведь Пинги и Пуша дружат очень давно, даже уже их дети с удовольствием плескаются вместе в ледяном океане, а фотографии на память нет ни одной.
Еще осенью Арсений внимательно изучил книгу о покорении Арктики «Затерянные во льдах» и знал, что на Севере всегда холодно. Даже летом температура поднимается не многим выше нуля.
Он посмотрел на свое расписание на ближайший месяц: ничего важного в нем запланировано не было и мальчик с удовольствием отправился в путешествие, прихватив с собой только все самое необходимое: теплые вещи, еду, инструменты и конечно же фотоаппарат.
Некоторые фрукты, которыми он хотел угостить Пушу и Пинги, Арсений предусмотрительно заморозил в льдинках, чтобы они не пропали за время пути. Льдинки с фруктами были такими красивыми. кусочки яблока были яркими, крепкими, и очень аппетитными. Также он заморозил воду в тонкой трубочке, чтобы угостить пингвина. И сделал сладкую и соленую воду, заморозил ее в красивых формочках, чтобы удивить Белого Медведя.
Опыт со льдом №1. Заморозка фруктов
Понадобится:
- формочки для льда
- сочные свежие ягоды, фрукты или овощи
- вода
- морозильник
Кусочки фруктов поместить в формочки для льда, залить водой и на ночь поставить в морозильник.
Когда достаем замороженные фрукты, на первый взгляд они выглядят очень свежими и красивыми. А теперь дайте им оттаять. Что случилось? Кусочки фруктов стали дряблыми и некрасивыми!
Что произошло?
Сочные фрукты содержат в себе много воды. Замерзая, вода превращается в острые кристаллы, которые разрывают межклеточные перегородки. Вот и получается, что после оттаивания, внутренний каркас ломается и клеточки «сдуваются», как лопнувший шарик.
Опыт со льдом №2. Сила льда
Понадобится:
- прозрачная трубочка
- пластилин
- вода
- маркер
- морозильник
Один конец прозрачной трубочки залепить пластилином, наполнить трубочку водой и отметить маркером уровень воды. Заклеить пластилином другой конец и в вертикальном виде поместить в морозильник. Утром посмотреть, что произошло с водой.
Что происходит?
Вода, превращаясь в лед, увеличивается в объеме и занимает больше места, чем занимала в жидком состоянии.
Опыт со льдом №3. Самоочищающийся лед
Понадобится:
- формочки для льда
- питьевая вода
- сладкая вода
- соленая вода
Заморозить в разные ячейках по-отдельности питьевую, соленую и сладкую воду. После заморозки осторожно попробовать лед на вкус. Выяснится, что все они абсолютно безвкусные!
Что происходит?
При замерзании воды внутрь растущего кристалла льда не попадают примеси и чужеродные молекулы. Эти примеси скапливаются в центре ледяной фигурки. Наружный слой ледяной фигурки при этом становится пресным. Лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая.
* * *
Наступил час отправки, прощание с теплым солнышком и вот уже Арсений бороздил просторы океана. Свежий ветер был попутным и, чем ближе он подплывал к Антарктиде, тем холоднее становились его объятия и тем больше прыгали маленькие ножки, чтобы не замерзнуть.
Еще во время ночной смены, капитан Арсений заметил вдалеке земляной остров. На нем восседали две могучие льдины. К утру выглянуло солнышко и решило позабавиться и поиграть на льдинах. Когда корабль Арсения подплыл к острову, уровень воды значительно повысился, это показали датчики корабля, а льдины даже невооруженным взглядом стали значительно меньше.
Опыт со льдом №4. Тающий ледник
Понадобится:
- форма для заморозки льдин
- тарелочка
- пластилин
- маркер
- вода
Из пластилина вылепить остров и закрепить его на тарелочке. Наполнить чашу водой и маркером отметить ее уровень. Поместить на остров пару льдин и наблюдать за происходящим. (Для ускорения эффекта мы воспользовались «солнышком» — теплой струей фена. Повторяя, будьте внимательны! Фен не должен соприкасаться с водой или льдом!)
Что происходит?
Через какое-то время льдинки растают и вода поднимется выше уровня отметки. То есть увеличился объем воды.
— Да-м... — задумался капитан. — Когда тают ледники уровень воды повышается. Наверное, если льдин будет слишком много, маленькие острова и вовсе могут уйти под воду...
В таких раздумьях, Арсений шагал по палубе корабля и вдруг услышал, как кто-то зовет на помощь. Он достал свой бинокль и внимательно посмотрел вокруг. На самой вершине островка, стремительно уходящего под воду, стоял человечек. Он был маленьким, совсем как любимые фигурки Лего и усиленно махал белым флагом.
Конечно же, капитан Арсений отправил шлюпку на спасение человечка. Вскоре на борту его корабля появился самый настоящий... пират. Но он был без оружия, уставший и голодный.
Арсений отогрел Кроника, так звали пирата, напоил, накормил и спросил, что же с ним приключилось. Кроник поведал капитану свою историю:
— Неделю назад мы на своем корабле пустились в плавание. Недавно к нам в руки попала карта сокровищ и мы отправились на их поиски. Мы — добрые пираты, не топим и не грабим корабли, но нам нужно на что-то жить, поэтому сокровища мы ищем всегда и везде. То, что сокровища спрятаны на дне ледяного океана нас не остановило. Мы разбили лагерь вон за ой скалой, а потом ушли в разведку. Мы высадились на этом острове, а я ... ну это... заснул, вообщем, в спальном мешке и моя команда уплыла без меня. И вот я уже два дня на этом острове один. Спасибо, что вы спасли меня! А можете отвезти меня к друзьям?
Задумался Арсений. Лагерь пиратов был в противоположной стороне от его курса. Да и к пиратам, пусть даже хорошим, попадать совсем не хочется — все знают какими коварными они могут быть...
— Нет, Кроник, назад мы точно не поплывем, но и в беде тебя не бросим, — быстро добавил он, увидев, как опустил голову пират. — Ты, довольно маленький и мы сможем соорудить для тебя кораблик, на котором ты отправишься к своим.
Пират обрадовался и стал помогать команде капитана делать для него кораблик.
Опыт со льдом №5. Ледяной кораблик
Понадобится:
- коктейльная трубочка
- флаг из бумаги
- пластиковая форма
- пластилин
Отрезаем коктейльную трубочку длиной 9 см и приклеиваем к ней бумажный флаг. При помощи пластилина крепим трубочку на дне формы. Заполняем ее водой и ставим в морозильник на 6 часов.
Затем вынимаем кораблик из формы и пускаем в плавание по холодной воде.
Что происходит?
Лед не тонет в воде. Так как у замерзшей воды особая кристаллическая структура молекул, из-за чего плотность льда меньше воды. Поэтому лед легче воды и свободно плавает на ее поверхности.
— Корабль мы сделаем из воды, заморозив ее в емкости, — сказал капитан, — Лед в воде не тонет, так как структура его молекул получается плотнее, чем у воды, к тому же там остаются пузырьки воздуха. Такой корабль может только растаять, но, как видно по звездам, тепла в ближайшие дни не ожидается, и ты вполне успеешь доплыть до своего лагеря.
Сказано — сделано и уже через сутки на воду был спущен маленький ледяной кораблик, на мачте которого маленький пират повесил пиратский флаг, чтобы его узнали друзья. Кроник попрощался с Арсением, поблагодарив его и его команду и отправился в путь. А в благодарность за свое спасение, маленький пират подарил капитану горсть драгоценных камней.
* * *
Долго ли коротко ли времени прошло, но вот наступила полярная ночь. Вокруг стало темно. Маленький маяк на мачте едва освещал путь. А плыть приходилось среди льдин и кораблю пришлось снизить скорость до 10 узлов в час, чтобы не получить повреждения от плавающих айсбергов.
Арсений приказал принести свечи и канделябры. Но тут выяснилось, что свечи есть, а подсвечники положить забыли. Но капитан не расстроился, ведь они плыли в большом «холодильнике» и подсвечники сделать — пара пустяков. Как раз и подаренные пиратом, камушки пригодятся.
Опыт со льдом №6. Ледяные подсвечники
Понадобится:
- два стакана разных размеров
- камешки
- пластилин
- пищевой краситель
- свечка
- ложка
- вода
Большой стакан заполняем наполовину холодной водой. Подкрашиваем воду красителем. На край маленького стаканчика крепим пластилиновые шарики и фиксируем ими маленький стакан в большом. Заполняем маленький стаканчик грузиками и камешками так, чтобы он достаточно глубоко опустился в большой стакан.
Всю конструкцию ставим в морозильник. Спустя сутки освобождаем ледяной подсвечник от обоих стаканов, ставим его в тарелку,а внутрь него маленькую круглую свечку. Все можно зажигать огонек, выключать в комнате свет и любоваться красивым зрелищем...
И вот море вокруг засветилось красивыми свечками. Вдоволь полюбовались моряки красотой огня, льда и воды... Остаток ночи прошел спокойно.
А на утро впереди показался заветный полюс, на котором нетерпеливо, переминая с лапы на лапу, ждали друга Пуша и Пинги. И когда, казалось, до встречи осталось лишь пара мгновений, между ними обвалился кусок льда и гордый айсберг уплыл в открытое море, оставив между друзьями огромную пропасть и множество маленьких льдин.
Но и здесь Арсений не расстроился:
— Друзья мои, я приглашаю вас на рыбалку!
Удивились моряки такому предложению, но противиться не стали. Капитан выдал всем необычные удочки — простые прочные нити и сказал:
— Опустите кончики нитей в воду за бортом, теперь положите ее на небольшие льдинки и подержите 30 секунд. Все теперь поднимайте.
Не скрывая удивленные возгласы, моряки, один за одним подняли на борт несколько льдинок.
— Вот так рыбалка! — говорили они. — Вот так наживка!
Опыт со льдом №7. Ледяная рыбалка
Понадобится:
- замороженные льдинки
- нитка
- стакан с водой
Замороженные льдинки достать из холодильника. Смочить нитку в стакане с водой и положить ее так, чтобы она одним концом лежала на льдинке, а второй конец в руках. Спустя 30 секунд тянем наживку.
Что происходит?
Температура льдинки ниже 0 градусов и вода на нитке от соприкосновения тоже примерзает, словно «приклеиваясь» ко льду.
PS: Данный опыт нужно проводить на холодном воздухе. В наших комнатных условиях этот опыт не получился.
Но впереди их ждали чудеса не меньше. Капитан позвал кока и попросил его принести соль со склада провизии. Теперь насыпая немного соли на льдинку к ней прикладывали другую и они чудесным образом скреплялись! Так они построили высокую башню. Затем осторожно опрокинули ее с корабля на материк и словно по мостику капитан перебрался к своим друзьям!
Опыт со льдом №8. Ледяной мостик
Понадобится:
- льдинки
- соль
- тарелка
Доставая из холодильника льдинки по одной насыпаем сверху соль и крепим к ней другую льдинку. Продолжаем повторять, пока не выстроится башня. (в нашем случае — мост)
Что происходит?
Соль понижает температуру таяния льда. Верхний слой ледяной фигурки на время разжижается, но вода остается достаточно холодной, и оказавшись между двумя льдинками сразу же замерзает, склеивая между собой льдинки.
Он угостил их замороженной сладкой и соленой водой, но с удивлением обнаружил, что все льдинки одинаково безвкусные: среди них нет ни соленой, ни сладкой... А вода для Пинги, замороженнная в трубочке почему-то стала занимать гораздо бОльшее место. И когда дело дошло до угощения фруктами, удивлению также не было предела: красивые замороженные кусочки фруктов после размораживания стали сморщенными и некрасивыми, но! сохранили все вкусовые свойства и полезные витамины!
Прекрасно провели время Арсений со своей командой и друзьями. Арсений сделал самое главное: прекрасную фотосессию с Пушей и Пинги и оставив им фотографии отправился в обратный путь.
Опыт со льдом №9. Ледяная фотосессия.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот эксперимент удивил нас больше всего.
Понадобится:
- льдинки
- пластиковая тарелка
- цветной рисунок
- пластилин
- фигурки животных
- фотоаппарат
- вода
Вновь лепим остров и помещаем его на тарелочку. Заливаем водой так, чтобы остров был наполовину под водой. Ставим на него фигурки животных — белого медведя Пушу и пингвина Пинги. Позади емкости ставим картину. Хорошо смочив поверхность пластилинового острова водой, посыпаем искусственным снегом (сухой белый порошок). В воду кладем кусочки льда — плавающие айсберги и... фотографируем.
Самое удивительное началось после фотосессии. Искусственный снег впитал в себя всю воду и стал похож на настоящий снег. Мы еще добавили воды. Он впитал и эту порцию. Арсений очень долго играл со снегом, лепил снеговиков и строил горки.
Дорога домой получилась гладкой и без происшествий. Вскоре все уже крепко спали на своих теплых кроватках дома и смотрели удивительные ледяные сны и яркие краски северного сияния...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Кроссворд по персонажам сказки А.Н. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино» предлагается для старших дошкольников. Предназначен для проверки знаний детей по сказке....
Конспект-сценарий музыкальной игры-сказки в средней группе Приключения Мухи, или Хитрости Паука на дороге
Цели: 1. Учить детей выражать себя через мимику, жесты, эмоции. 2. Закреплять знания о правила дорожного движения. 3. Учить детей играть в роли выбранного персонажа, изображать его повадки, походку. 4...
Сказка-театрализация для дошколят: «Приключения муравьишки» (по сказке В.Бианко)
Логоритмическая сказка для детей дошкольного возраста....
Проект из опыта работы "Приключения Буратино" для детей подготовительной к школе группы
Знакомство детей с авторской сказкой...
Сказка с опытами "Заюшкина избушка" (с использование Fairytale box (коробка со сказками)
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов-знакомить с техникой провед...
Сказка с опытами "Путешествие любопытного мышонка" (с использование Fairytale box(коробка со сказками)
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. В этом нам м...
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...