КОНСПЕКТ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект природоведческой беседы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «О чем поют весной птицы?»»
Цель: Расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах;
- углублять представления о звуковых сигналах птиц.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к жизни птиц;
- развивать кругозор, мышление, воображение, связную речь;
- развивать память, внимание, наблюдательность;
- развивать умения детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Воспитательные:
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и желание помогать им.
Словарная работа:
Обогащение словаря: «перелетные птицы».
Активизация словаря: первоцветы, подснежники, лопаются почки, пробивающаяся травка.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке, составление сравнительных рассказов о птицах (снегирь – соловей), рисование на тему «Птицы весной», аппликация «Ласточки».
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц в лесу», карточки с изображением птиц, флажки красного и синего цвета, макет дерева с изображением птиц, стульчики.
Ход занятия
Этапы проведения | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические указания и приёмы. |
Вводная часть | - Здравствуйте, Ребята! Послушайте стихотворение: Как приятно проснуться, встать, Синее небо в окно увидать И снова узнать, что повсюду весна, Что солнце и утро прекраснее сна. Я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? Почему птицы прилетели к нам? Наступила весна, а какая она? Давайте поиграем с вами в игру «Чудеса весной». Я буду называть по очереди «чудеса», которые свойственны только весне, если «чудо» соответствует весне, то вы поднимаете красные флажки, а если не соответствует – синие. Игра «Чудеса весной»: Снег превращается воду, появляются первоцветы-подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травы. | - Здравствуйте! - Из теплых стран, с юга. - Наступила весна, снег растаял, стало тепло, они вернулись на родину. - Теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, ласковая. Играют. | Приветствие Худ. Слово Вопросы. Игра «Чудеса весной» Объяснение Опора на опыт детей. |
Основная часть. | Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Таких птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно, называют – перелетные. Игра «Хорошо – плохо». Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? А что плохого в том, что птицы улетают от нас? Ребята, а вам бы хотелось увидеть перелетных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же: Уж вы пташечки, щебетушечки, Прилетайте к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам! Обращаю внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелетные птицы. Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? Как этих птиц можно назвать одним словом? А как вы догадались, что это ласточка? А как вы догадались, что это иволга? А по каким признакам догадались, что это скворец? Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской оперения, но и своими песнями. Мир вокруг нас полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц. А если бы птицы пели как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях? Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной птицы меняется. Почему? Кто враги у птиц? А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь какое у них настроение. Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? Мы слышали, как в вышине Поют свои нам песни птицы, Поют о солнце и весне, И о родимой стороне, И нет их песенок чудесней. А кто знает, какая первая забота у птиц весной? Из чего строят гнезда птицы? А где строят свои гнезда птицы? Вот, когда все гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? А кто заботится и кормит маму и птенцов? Ребята, а мы как то можем помочь птицам весной? Мы с вами птиц рисовали, лепили из пластилина, делали аппликацию из бумаги. А давайте теперь попробуем сделать птиц из пальчиков. Пальчиковая игра «Птички». Ладони повернуть к себе, большие пальцы (головка птички) выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за друга, остальные пальцы сомкнуты (крылья). Помахать крыльями, полетать. К нам сорока – белобока Прилетела издалёка, Не сказала, где была, Но зато она, ребята, Интересные загадки На хвосте нам принесла. Кто загадку отгадает, Тот картинку открывает. Загадки: -Черный, проворный, Кричит: «Кракк», Червякам враг. -Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. -Молод конь, за морем бывает Спереди шильце, сзади вильце, На груди- белое полотенце. -Птичка-невеличка, А поет – лес дрожит. - Верещунья – белобока, А зовут ее …. Ребята, посмотрите, все ли птицы у нас на картинках перелетные? Кто здесь лишний? | Повторяют за воспитателем - перелетные. - Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. - Птицам голодно, нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а на юге насекомые водятся круглый год. - Мы не видим птиц, не слышим их пения. - Многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги. - Да! -Давайте! Проговаривают закличку вместе с воспитателем. - Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок. - Перелетные. - У нее голова, крылья, спинка - черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост как две косички. - У нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста - черные. - Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. - О том, как они любят свою родину, как прекрасна наша земля, что видели они в жарких странах, как спешили и радовались встрече с нами. - Выражает радость, тревогу, страх, волнение. - Ястреб, коршун, сокол, лиса. Слушают аудиозапись «Голоса птиц в лесу». - Радостное, веселое, легкое. Дети переходят вместе с воспитателем к ковролину, садятся на стульчики. - Поправить старые гнезда и построить новые. - Их сухих веток, соломы, травы пушинок, мха, коры. - На деревьях, на земле, под крышей домов, в кустах. - Отложить яйца, вывести птенцов. - Мама-птица, самка. - Папа, самец. - Сделать вместе с родителями скворечники, развесить на деревьях вату, лоскутки для гнезд. Складывают из пальчиков птичку. Машут крыльями, летают. Отгадывают загадки и переворачивают картинки. - Грач. - Кукушка. - Ласточка. -Соловей. - Сорока. -Сорока. | Объяснение нового слова Игра «Хорошо – плохо». Вопросы. Худ. слово Вопросы. Аудиозапись «Голоса птиц в лесу». Худ. слово Вопросы. Опора на опыт детей. Пальчиковая игра «Птички» Объяснение, показ. Загадки. |
Заключительная часть. | Молодцы, ребята! Всё верно. Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали? Давайте поблагодарим их. Спасибо вам, птицы, вы наши верные и преданные друзья! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину! А что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? Молодцы, ребята! Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря, Всегда, в любое время года Берегите всяких птиц, друзья! | - Что птицы бывают перелетные. - Спасибо, птицы! - Случится экологическая беда. Некому будет защищать парки, леса, огороды, поля от вредных насекомых. Насекомые съедят весь урожай, фрукты, овощи. Некому будет разносить по земле семена трав, ягод, цветов. И мы никогда не услышим пение птиц. | Подведение итогов. Похвала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»
Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Экологическая тропа»...
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...
Конспект ООД по экологическому воспитанию старших дошкольников Экологическая акция «Берегите первоцветы!»
Экологическая акция «Берегите первоцветы!»...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...