Конспект НОД "Магнит и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми (подготовительная к школе группа)
Тема:
«МАГНИТ И ЕГО СВОЙСТВА»
Воспитатель: Калашникова
Людмила Михайловна
МБДОУ д/с №22
г. Сафоново
Тема: «Магнит и его свойства»
Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательская (опытно-экспериментальная) работа.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о свойствах магнита.
Задачи:
Уточнить знания детей о магните и его свойствах; упражнять в определении способности металлических предметов намагничиваться.
Расширить представления детей о свойстве магнита : прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; зависимость прохождения магнитных сил от толщины предметов, через которые они проходят.
Дать детям знания о сферах применения магнита.
Продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование.
Привлечь детей к активному высказыванию своих предположений и выводов, аргументированию своего мнения.
Материалы и оборудование: На каждого ребенка: прозрачные баночки с водой; магниты, по 10 скрепок; небольшие прямоугольники из бумаги, картона, дерева, стекла, книжки-малышки; по две коробочки с надписями: на одной - «да», на другой – «нет»; тарелочки с набором предметов из различных материалов: дерево, стекло, пластмасса, пенопласт, керамика, металл и др.
Ход деятельности.
В.-ль.: - Ребята, вам нравится все чудесное и необычное? А кто творит чудеса? Как вы думаете: какой предмет помогает волшебникам? Я предлагаю вам сейчас стать волшебниками. К сожалению, у нас нет настоящих волшебных палочек, но существуют предметы, которые по-настоящему могут творить чудеса. Но сначала послушайте, что я вам расскажу.
/звучит спокойная, негромкая музыка и рассказ воспитателя/
« Жил в горах пастух Магнис. Пропала однажды у него овца. Прихватил он свой посох и отправился искать ее. Шел-шел и попал в одно место: там повсюду лежали голые, темные камни, на которых ничего не росло, даже мхи. Вдруг стал замечать Магнис, что посох его прилипает к этим камням, словно они пытаются его задержать. Нагнулся Магнис, потрогал камни рукой – сухие и к руке не липнут. Опять тронул железным наконечником посоха – прилипают. Перевернул Магнис свой посох деревянным концом вниз – не притягивают камни. Набрал Магнис этих темных камней и принес домой. Люди, узнав их чудесное свойство притягивать железо, решили дать этим камням имя, и назвали в честь пастуха – магнитами. Сейчас геологи называют их магнитным железняком, потому что в камнях этих как, оказалось, содержится много железа».
Вы догадались, о каком предмете идет речь. А все ли предметы из различных материалов может притягивать магнит? Как вы думаете?
А давайте это проверим.
/дети, используя две коробочки с надписями и тарелочку с различными предметами, определяют свойство магнита притягивать только металлические предметы. Предметы, которые притягиваются – кладут в коробку с надписью «да», которые не притягиваются – в коробку с надписью «нет». /
(дети доказывают, что магнит притягивает только металлические предметы)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием и доказали мне, что магнит притягивает только металлические предметы.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Станьте вокруг меня в круг. Я буду очень большим магнитом, а вы – различными предметами, какими? – я вам буду называть. Будьте внимательны: вы должны приближаться ко мне только тогда, когда будут называться предметы из железа. ( чашка стеклянная, ложка деревянная, нож металлический, скрепка, карандаш и т.д. )
А сейчас давайте займем места в нашей лаборатории и продолжим.
Посмотрите: я беру магнит, подношу к нему скрепку – она притягивается. Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмем еще одну скрепку и поднесем ее ко второй. Все делаем очень аккуратно. Что происходит? Да, образовалась цепочка скрепок. А сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит. /дети повторяют за воспитателем/ Смотрите: цепочка не разваливается. Как вы думаете: почему? Верно! Скрепки притягивают друг друга потому, что пока находились рядом с магнитом, сами стали магнитами. Цепочки сохраняются недолго, распадаются. Это происходит от того, что скрепки обладают магнитными свойствами лишь незначительное время.
(дети делают вывод: металлические предметы при взаимодействии с магнитом намагничиваются на недолгое время)
А сейчас, мои милые волшебники, положите на ладонь магнит, накройте его листком бумаги, а сверху насыпьте несколько скрепок. Теперь удерживая магнит в руке, аккуратно переверните листок со скрепками вниз. Что происходит? Верно: бумага не мешает скрепкам и они притягиваются к магниту. Теперь картон, стекло и т.д. / дети проверяют все прямоугольники, книжку-малышку/
(дети делают вывод: действие магнита на скрепки осуществляется через различные материалы, но чем толще предмет, который разделяет магнит и скрепки, тем слабее магнитные силы.)
Ребята, а как вы думаете: действует ли магнит в воде? Давайте проверим. Бросьте все скрепки в баночку с водой. Приложите магнит к стенке баночки и очень аккуратно попробуйте поднимать его вверх. Что получается? Смотрите: скрепка медленно поднимается вместе с магнитом вверх. Что это значит?
(дети делают вывод: вода и тонкое стекло не препятствуют прохождению магнитных сил и притягивают скрепки)
Вот так мы вытащили все скрепки из воды и при этом совсем не намочили рук.
Ребята! Какой необычный предмет – магнит. Он, словно волшебная палочка, творит настоящие чудеса, а вы, словно волшебники, умеете им управлять.
А как вы думаете: для чего нужен магнит человеку, где и как можно его использовать? /ответы детей/
А сейчас я хочу рассказать и показать вам, где и как человек использует волшебные силы магнита.
Демонстрируются мультимедийные слайды о сферах применения человеком магнита и его сил: различные компасы, машино- и кораблестроение и многое др.
Воспитатель комментирует.
Ребята, а вы знаете, что волшебники тоже любят получать подарки? Я приготовила для вас подарок, положила его вот в этот сундучок и закрыла на замок. Но вот неприятность – я уронила ключ от замка в ящик с песком. Как его теперь найти? Не высыпать же весь песок на пол? Но не зря же вы сегодня были волшебниками. Я думаю, что вы что-то придумаете, и мы сможем достать ключ.
(Дети предлагают достать ключ при помощи магнита.)
(В сундучке игра: удочки с магнитами и металлические рыбки, на которых написаны различные буквы и цифры )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....
Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....
конспект нод "мята.полезные свойства мяты"
занятие по экологии о лекарственных растениях....