Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС.
статья по окружающему миру на тему

Парфенова Елена Анатольевна

В этом материале описан опыт работы по экспериментальной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_raboty_tolkunova_s.v.docx64.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

                                               наблюдать.

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

        В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М.Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

        В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Актуальность

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения  поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.

4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой,Л.М. Менщиковой.

В работе с воспитанниками поставила цель:развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Формироватьдиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:

  1. Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач  развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям   применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных  повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,    создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

  1. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

- организацияэкспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ожидаемые результаты:

1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

2. Сформированодиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Развитсобственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
  • Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.  

Свою работу по опытно –экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа;
  • неживая природа;
  • человек;

Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенностисезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.

С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении»,«Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.

Направление «Человек» раскрывает функционирование организма,рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений.С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

-консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности  у детей;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;

- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- создание совместных проектов: «Почему растет растение».

Мониторинг

Мониторинг проводится 3 раз в год по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май), с целью выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью.

Для выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью, мы использовали методикуЛ.М. Менщиковой«Экспериментальная деятельность детей» (см. приложение).

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностьюза 2014-2015гг (средняя группа).

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

2 – 6%

3 – 10%

5 – 17%

Средний

10 – 37%

11 – 38%

12 – 45%

Низкий

16 – 57%

14 – 52%

11 – 38%

Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2014-2015гг (средняя группа).

Проведённый мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у детей формируется познание окружающей действительности, умение проводить простые опыты, анализировать и делать выводы и т.д.

Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 6% высокого уровня возросло до 17%, а низкий уровень усвоения программы с 57% снизился до 38%, средний уровень с 37% повысился до 45%.

Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2015-2016 гг. (старшая группа)

Месяц

Уровни

Ноябрь

Февраль

Май

Количество детей и %

Высокий

7 - 19%

9 - 28%

Средний

14 - 43%

17 - 46%

Низкий

11- 38%

8 - 26%

Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2015-2016 гг. (старшая группа)

Исходя из данной диаграммы мы видим, что в сравнении с прошлым годом низкий уровень снизился с 38% до 26%, а высокий вырос с 19% до 28%. По результатам проведенного мониторинга мы видим, что качественное усвоение программы с 6% повысилось до 28%.

Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Данные результаты подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей дошкольного возраста экспериментальной деятельности.

Перспектива:

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлятьдеятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

Методический блок

  1. Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

«Магнитное притяжение земли»,

«Волшебница вода»,

«В поисках сокровищ»,

«Почему семена сеют в землю».

  1. Проект: «Почему растет растение».
  2. Алгоритмы:

Живая природа,

Транспорт.

  1. Модели:

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;

Модель взаимосвязей в экосистемах;

Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;

Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.

  1. Консультации:

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;

«Детское экспериментирование»

  1. Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

2.    В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009

3.     Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. -  Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4.     Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005

5.     Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»

6.     А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

7.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

  1. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6.  Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  7.   Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Описаны этапы организации непосредственной образовательной деятельности....

Памятка «ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

В пособии раскрываются основные вопросы по организации и проведению современной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в детском саду.Непосредственно образовательная деятельность...

Конспект мастер-класс "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"

Воспитатель детского сада №14, Ерина Наталья Геннадьевна, показала мастер- клас для педагогов....

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

НЕПОСРЕДСТВЕННО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –это деятельность, основанная на одной из специфических детских видовдеятельностей, осуществляемая   совместно со взрослыми, нап...

«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»  С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился  подход к орган...