Организация опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с ФГОС.
статья по окружающему миру на тему
В этом материале описан опыт работы по экспериментальной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_raboty_tolkunova_s.v.docx | 64.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М.Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
4. Представить опыт работы по проблеме организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через научные труды Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой,Л.М. Менщиковой.
В работе с воспитанниками поставила цель:развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Формироватьдиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип активного обучения:
- организацияэкспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Сформированодиалектическое мышление, т.е.способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развитсобственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;
- использование исследовательских действий;
- интеграция познавательных и исследовательских действий.
Организация опытно-экспериментальной деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
- Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу по опытно –экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенностисезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.
С детьми проводила опыты: «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении»,«Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма,рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений.С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
II. Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
-консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- разработка единого тематического планирования;
- проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта.
Взаимодействие с семьей.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- сайт ДОО;
- папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);
- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- создание совместных проектов: «Почему растет растение».
Мониторинг
Мониторинг проводится 3 раз в год по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май), с целью выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью.
Для выявления уровня овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью, мы использовали методикуЛ.М. Менщиковой«Экспериментальная деятельность детей» (см. приложение).
Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностьюза 2014-2015гг (средняя группа).
Месяц Уровни | Ноябрь | Февраль | Май |
Количество детей и % | |||
Высокий | 2 – 6% | 3 – 10% | 5 – 17% |
Средний | 10 – 37% | 11 – 38% | 12 – 45% |
Низкий | 16 – 57% | 14 – 52% | 11 – 38% |
Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2014-2015гг (средняя группа).
Проведённый мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у детей формируется познание окружающей действительности, умение проводить простые опыты, анализировать и делать выводы и т.д.
Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 6% высокого уровня возросло до 17%, а низкий уровень усвоения программы с 57% снизился до 38%, средний уровень с 37% повысился до 45%.
Результаты диагностики по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2015-2016 гг. (старшая группа)
Месяц Уровни | Ноябрь | Февраль | Май |
Количество детей и % | |||
Высокий | 7 - 19% | 9 - 28% | |
Средний | 14 - 43% | 17 - 46% | |
Низкий | 11- 38% | 8 - 26% |
Диаграмма по теме овладения детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2015-2016 гг. (старшая группа)
Исходя из данной диаграммы мы видим, что в сравнении с прошлым годом низкий уровень снизился с 38% до 26%, а высокий вырос с 19% до 28%. По результатам проведенного мониторинга мы видим, что качественное усвоение программы с 6% повысилось до 28%.
Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы по теме «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».Данные результаты подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей дошкольного возраста экспериментальной деятельности.
Перспектива:
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Работа по данной теме поможет мне в преобразовании предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей. Наработка конспектов позволит осуществлятьдеятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».
Методический блок
- Перспективные планы: по организации опытно – экспериментальной деятельности.
- Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
«Магнитное притяжение земли»,
«Волшебница вода»,
«В поисках сокровищ»,
«Почему семена сеют в землю».
- Проект: «Почему растет растение».
- Алгоритмы:
Живая природа,
Транспорт.
- Модели:
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды;
Модель взаимосвязей в экосистемах;
Модель, отображающая влияние факторов неживой природы на животный мир;
Модель, отображающая зависимость строения растения от факторов внешней среды.
- Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка»;
«Детское экспериментирование»
- Дневник наблюдений по исследовательской деятельности в старшей группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В.В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
3. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А.И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
7.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
- Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Описаны этапы организации непосредственной образовательной деятельности....
Памятка «ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
В пособии раскрываются основные вопросы по организации и проведению современной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в детском саду.Непосредственно образовательная деятельность...
Доклад на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"
Выступление на методическом объединении...
Конспект мастер-класс "Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"
Воспитатель детского сада №14, Ерина Наталья Геннадьевна, показала мастер- клас для педагогов....
Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –это деятельность, основанная на одной из специфических детских видовдеятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, нап...
Организация непрерывной образоательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для педагогов...
«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования изменился подход к орган...