«Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Стрижова Ирина Ивановна

 «Путешествие по России»

 

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности, уточнение, конкретизирование и расширение знаний о некоторых местах России (Заполярье, Прикаспийская пустыня, Камчатка) .

Задачи:

-формировать у детей способы познания, необходимые для решения познавательных задач;

-учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, высказывать свое мнение;

-делать выводы;

-воспитывать интерес к явлениям природы (айсберги, барханы, вулканы, развивать любознательность, речь;

-пронаблюдать извержение вулкана на модели.

Материалы: глобус, карта России, сказочный персонаж-Мудрая Сова, модель вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, пищевой краситель. Ноутбук, презентация на тему «Путешествие по России», на каждого ребенка стакан с водой, кусочек льда, баночка с песком и трубочкой, альбом для фиксации опытов, цветные карандаши.

 

Ход НОД:

-Ребята, обратите внимание у Мудрой Совы записки. Что же в первой? Читаем: «Необычные места России». А вы хотите узнать, что это за необычные места?

Наша страна Россия самая большая на планете. Покажите на глобусе нашу страну. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Рассмотрим карту России. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

Как вы думаете, какие могут быть необычные места в нашей стране и что в них интересного? Может нам подскажет записка Мудрой Совы.

 

Читаем: «Откройте тайну айсберга». Вот и раскрылся секрет первого необычного места - это Заполярье в Баренцевом море (показ на карте). На Северном полюсе в Арктике - где больше всего льда и появляются эти айсберги. Айсберг с немецкого языка – ледяная гора. Огромные горы льда откалываются от ледников, и течением их уносит в открытое море. Что же происходит с этими кусками льда в море?

Они плавают или тонут? Как вы думаете? (ответы детей).

Давайте проведем опыт.

Опыт 1. Дети опускают кусочки льда в стаканы с водой.

-Что происходит?

Дети. Лед не тонет!

Попробуйте его утопить. Получается?

Дети: нет.

-Лед не тонет, потому что он легче воды, а воды в океане больше, чем айсбергов. Просмотр слайдов о Заполярье.

 

Айсберги не только огромные и таинственные, но опасные и красивые. Опасность заключается в том, что большая часть айсберга скрыта под водой, а на поверхности воды видна лишь малая часть верхушки. Они плавают в море по шесть-двенадцать лет, постепенно тая и дробясь на мелкие части. Обдуваемые ветром и омываемые волнами они могут приобретать причудливые виды. Темные полосы на айсберге образуются от вулканической пыли-при таянии ледяных шапок, покрывающих вулканические вершины. Голубые полоски из замерзающей пресной воды, а зеленые – из морской.

Вывод:

Зафиксируем наш опыт в альбомах.

Дети зарисовывают опыт.

Какую тайну айсберга мы узнали? Какой вывод мы сделаем?

Дети: вода сильнее льда и выталкивает его на поверхность.

 

Куда же мы отправимся дальше? Узнаете из загадки.

Вот желтая страница-

Необычная страна,

Песок по ней кружиться,

Несется как волна. (ответы детей)

Правильно-это пустыня. Пустыней называют любое место, где очень сухо или почти нет земли. В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находиться в Прикаспии, часть в восточном Предкавказье. (показ на карте)

В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок очень горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне живут птицы, звери, ящерицы, насекомые. Единственное средство передвижение по рыхлому сыпучему песку – верблюд. Песок в пустынях может быть различным. В одном месте он белоснежный, в ином обыкновенный желтоватый, ну а в третьем сероватый. Показ слайдов.

 

В записке от Мудрой Совы вопрос - что такое барханы?

Как вы думаете? (ответы детей).

Пустыня покрыта толстым слоем песка, ветер перекатывает его с места на место, образуя на поверхности волны. Огромные волны песка – это и есть барханы. Показ слайдов.

 

Хотите сами попробовать его устроить? Кто догадался, как это сделать?

 

Опыт 2. Бутылка с песком закрыта крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка, положить набок.

Подуть в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем – бархан.)

Вывод:

Зафиксируем наш опыт в альбомах.

Дети зарисовывают опыт.

Что же такое барханы? Так какой вывод мы сделаем?

Дети: ветер в пустыне образует песчаные волны, которые и называются барханы.

У Мудрой Совы остался последний вопрос – почему вулкан – грозное явление?

И сейчас мы отправляемся на Камчатку. (Показ на карте) .

Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие – кратер, которое ведёт в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твёрдого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра.

 Показ слайдов .

 

Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые. А ещё вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнём, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лёгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают. Показ слайдов.

 

Воронка на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплёвывает раскаленные пепел, газы, песок и камни.

Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льётся вниз по склонам вулкана.

Это извержение вулкана.

- Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылетать раскалённые камни. Камни бывают разные: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые и продолговатые, как груши.

- Лава – это раскалённая огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. Показ лавы на слайде.

 

- Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалённые камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.

- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами.

Сейчас я покажу вам, как происходит извержение вулкана.

 

Опыт 3.

Модель вулкана, внутри вставлен поддон с  содой, покрашенной пищевым  красителем, разводим лимонную кислоту в небольшом количестве воды и капаем на соду. Происходит «извержение».

Так почему вулкан - грозное явление? Ответы детей.

Вот и подошло к концу наше путешествие по нашей стране России. Мы ответили на все вопросы Мудрой Совы. Понравилось вам путешествие? Что нового и интересного вы узнали? Ответы детей.

Подведение итогов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...