Знакомство дошкольников с природой на экологической тропе
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Что такое экологическая тропа и зачем она нужна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родная природа-это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека  трудно переоценить. Природа помогает нам в укреплении здоровья, формировании нравственно-ценностных отношений. В общении с природой душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сферы.Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.   В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа - удивительно гармоничная система, её возможности, поистине безграничны.  Природа воспитывает, и  природа оказывает   лечебное воздействие на организм людей. Для решения всех  задач   мы  используем  экологическую   тропу, созданную   на территории ДОУ.

Цель ее создания: знакомство  детей  с растениями, животными, сезонными изменениями, происходящими в естественном природном окружении.

Наш детский сад сельский. Он  находится в п.Березняки . Это очень уютный и зеленый поселок.   Территория детского сада-  это огромный парк, созданный  природой и людьми.  Специфика нашего детского сада- непосредственная  близость ребят с живой природой.

Уже много лет приоритетом нашей работы является экологическое воспитание. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга . Это возможность пробудить в современных детях, увлеченных  компьютерами, интерес к природе, посеять ростки доброго и экологически  правильного общения с ней.                                                                                                                              Мы  разработали маршруты на  экологической тропе , на которых встречаются разнообразные природные объекты. Для младших дошкольников экологическая тропинка включает небольшое количество объектов, к старшему дошкольному возрасту их становится больше.. Аналогично разработаны экологические маршруты в ближайшем природном окружении: тропинка  начинается на территории учреждения и заканчивается за его пределами. Работа с использованием объектов экологической тропы проводиться систематически и последовательно в течение всего года. 

Этапы создания и оформления тропинки.

При создании и оформлении экологической тропинки мы действовали по такому плану:

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. Картосхемы для детей  содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей -  яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например,в кружках бабочка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединили  линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки и  сказочных персонажей видовых точек, которые  дают ребятам задания и приглашают их в гости;
  • фотографирование объектов  и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта,;
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление методических  рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

Работа с детьми.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. По методике Монтессори  до 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Мир природы дает такую возможность  для  ознакомления ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира.

Планирование работы мы осуществляем с учетом сезонных изменений, ярких объектов растительного и животного мира и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе мы  используем разнообразные формы: экскурсии, поисково-исследовательскую деятельность; занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Особенно любят дети  игры-путешествия по экологической тропе. Сценарии таких путешествий, в ходе которых ребята выполняют различные задания сказочного персонажа, разрабатывают педагоги  в соответствии с сезоном, возрастом ребят. Планируем трудовые поручения по заготовке трав для животных зимнего сада, сбор семян, участие детей в сборе урожая овощных культур.

Работа, начатая на экологической тропинке продолжается и в группе. Все наблюдения фиксируем  в календарях природы, ответы на загадки природы ищем в книгах, энциклопедиях. Рисуем, устраиваем выставки поделок,  плакатов в защиту природы, экологические праздники, вечера развлечений.

У нас возникла идея   создать для ребенка новую творческую среду, которая станет для него интересна и привлекательна, будет стимулировать к познавательной деятельности, формированию начал экологического  воспитания. Так появилась в группе мультстудия "Мульти-пульти", работа  в которой построена на интересе к компьютеру и мультфильмам.

Дошкольники придумывают  истории, рисуют героев, озвучивают их.  В итоге появились анимационные фильмы о животных и растениях, о поступках людей в природе,  о правильном питании, мультимедийные игры на разные темы,  которые используются не только в работе с авторами фильмов, но и с другими детьми.

В результате работы  в студии у дошкольников повышается познавательная мотивация, развивается воображение, вербально-логическое мышление, графические навыки и тонкая моторика руки. Дети становятся более уверенными в своих силах.

   На современном этапе введения ФГОС ДО все большим успехом пользуется технология сотрудничества взрослых и детей.  Такую форму взаимоотношений мы реализуем при разработке и внедрении проектов по экологическому воспитанию. Проекты: "Наше дерево", "Первоцветы", "Травы", "Пень", "Водоем", "Метеостанция", "Пчелы и люди" помогли ребятам познакомиться с миром природы.

Наша работа  строится на сотрудничестве с родителями. Они наши единомышленники, помощники. Жизнь всех нас  во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы Одна из задач экологического воспитания -формирование экологически грамотного поведения. Сегодняшние дети, став взрослыми, должны будут по-хозяйски  грамотно распоряжаться природными богатствами: землей, водой, энергией. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.

   На многочисленных наглядных примерах, которые дети видят в природе, в окружающем, мы знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды и правилами безопасного поведения. Вместе с родителями проводим акции "Батарейка", "Полиэтиленовый пакет", "Вырасти  дерево-дуб", "Умный взгляд на мусор", которые стали лауреатами 2 и 3 степени премии губернатора "Наше Подмосковье" в 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

В природу по экологической тропе

Е. А. Евтушенко  В детском саду  №11 «Золотой ключик рамках года экологии в результате совместных усилий педагогического коллектива и родителей была создана экологическая тропа, к...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Сказка»         ...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...