Знакомство дошкольников с природой на экологической тропе
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Что такое экологическая тропа и зачем она нужна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_prirodoy_na_ekologicheskoy_trope_detskogo_sada.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Родная природа-это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Природа помогает нам в укреплении здоровья, формировании нравственно-ценностных отношений. В общении с природой душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сферы.Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа - удивительно гармоничная система, её возможности, поистине безграничны. Природа воспитывает, и природа оказывает лечебное воздействие на организм людей. Для решения всех задач мы используем экологическую тропу, созданную на территории ДОУ.
Цель ее создания: знакомство детей с растениями, животными, сезонными изменениями, происходящими в естественном природном окружении.
Наш детский сад сельский. Он находится в п.Березняки . Это очень уютный и зеленый поселок. Территория детского сада- это огромный парк, созданный природой и людьми. Специфика нашего детского сада- непосредственная близость ребят с живой природой.
Уже много лет приоритетом нашей работы является экологическое воспитание. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга . Это возможность пробудить в современных детях, увлеченных компьютерами, интерес к природе, посеять ростки доброго и экологически правильного общения с ней. Мы разработали маршруты на экологической тропе , на которых встречаются разнообразные природные объекты. Для младших дошкольников экологическая тропинка включает небольшое количество объектов, к старшему дошкольному возрасту их становится больше.. Аналогично разработаны экологические маршруты в ближайшем природном окружении: тропинка начинается на территории учреждения и заканчивается за его пределами. Работа с использованием объектов экологической тропы проводиться систематически и последовательно в течение всего года.
Этапы создания и оформления тропинки.
При создании и оформлении экологической тропинки мы действовали по такому плану:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей - яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например,в кружках бабочка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединили линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки и сказочных персонажей видовых точек, которые дают ребятам задания и приглашают их в гости;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта,;
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
- составление методических рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми
Работа с детьми.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. По методике Монтессори до 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Мир природы дает такую возможность для ознакомления ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира.
Планирование работы мы осуществляем с учетом сезонных изменений, ярких объектов растительного и животного мира и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе мы используем разнообразные формы: экскурсии, поисково-исследовательскую деятельность; занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Особенно любят дети игры-путешествия по экологической тропе. Сценарии таких путешествий, в ходе которых ребята выполняют различные задания сказочного персонажа, разрабатывают педагоги в соответствии с сезоном, возрастом ребят. Планируем трудовые поручения по заготовке трав для животных зимнего сада, сбор семян, участие детей в сборе урожая овощных культур.
Работа, начатая на экологической тропинке продолжается и в группе. Все наблюдения фиксируем в календарях природы, ответы на загадки природы ищем в книгах, энциклопедиях. Рисуем, устраиваем выставки поделок, плакатов в защиту природы, экологические праздники, вечера развлечений.
У нас возникла идея создать для ребенка новую творческую среду, которая станет для него интересна и привлекательна, будет стимулировать к познавательной деятельности, формированию начал экологического воспитания. Так появилась в группе мультстудия "Мульти-пульти", работа в которой построена на интересе к компьютеру и мультфильмам.
Дошкольники придумывают истории, рисуют героев, озвучивают их. В итоге появились анимационные фильмы о животных и растениях, о поступках людей в природе, о правильном питании, мультимедийные игры на разные темы, которые используются не только в работе с авторами фильмов, но и с другими детьми.
В результате работы в студии у дошкольников повышается познавательная мотивация, развивается воображение, вербально-логическое мышление, графические навыки и тонкая моторика руки. Дети становятся более уверенными в своих силах.
На современном этапе введения ФГОС ДО все большим успехом пользуется технология сотрудничества взрослых и детей. Такую форму взаимоотношений мы реализуем при разработке и внедрении проектов по экологическому воспитанию. Проекты: "Наше дерево", "Первоцветы", "Травы", "Пень", "Водоем", "Метеостанция", "Пчелы и люди" помогли ребятам познакомиться с миром природы.
Наша работа строится на сотрудничестве с родителями. Они наши единомышленники, помощники. Жизнь всех нас во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы Одна из задач экологического воспитания -формирование экологически грамотного поведения. Сегодняшние дети, став взрослыми, должны будут по-хозяйски грамотно распоряжаться природными богатствами: землей, водой, энергией. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.
На многочисленных наглядных примерах, которые дети видят в природе, в окружающем, мы знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды и правилами безопасного поведения. Вместе с родителями проводим акции "Батарейка", "Полиэтиленовый пакет", "Вырасти дерево-дуб", "Умный взгляд на мусор", которые стали лауреатами 2 и 3 степени премии губернатора "Наше Подмосковье" в 2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"
Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
В природу по экологической тропе
Е. А. Евтушенко В детском саду №11 «Золотой ключик рамках года экологии в результате совместных усилий педагогического коллектива и родителей была создана экологическая тропа, к...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Сказка» ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Прохождение экологической тропы» с детьми подготовительной к школе группы
Расширять представления о сезонных изменениях в природе....
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...