«Секреты «Невидимки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Секреты «Невидимки»
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
Задачи:
обучающие:
- знакомить детей со свойствами воздуха;
- учить детей рассматривать различные предметы, связываю их качества и свойства с воздухом;
- учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
- формировать представление детей о качествах и свойствах воздуха;
развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, связанную речь.
воспитательные:
- воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.
Образовательные области: Познание.
Словарная работы:
- обогащение словаря: введение новых слов- путешествие, невидимка.
- активизация:
прилагательных: легкий, прозрачный, сильный;
глаголов: слышим, видим;
антонимов: прозрачный—непрозрачный (матовый), легкой—тяжелый, сильный—слабый, звонкий—глухой.
Подготовительная работа:
- Наблюдение за ветром на прогулке. Игры с флюгерами, лентами;
- чтение стихов о приметах осени и о ветре: «Не видно птиц…» И. Бунина, «Ласточки пропали…» А. Фета;
- разучивание игры «Дует ветер»;
- разучивание звуковой игры, направленной на развитие звуковой культуры речи и формирование звукопроизношения (ш) и (с).
Материал: воздушные шарики с гелием; игрушка-медвежонок; воздушный шарик в сдутом виде; полиэтиленовый мешочек; одноразовые пластмассовые стаканчики на каждого ребенка; емкости с водой на каждого ребенка; листок плотной бумаги на каждого ребенка; свисток, дудочка, осенние листья и камешки, пылесос, одноразовая трубочка-соломинка на каждого ребенка; музыкальное сопровождение; мыльные пузыри.
Ход образовательной деятельности:
1. Сюрпризный момент
На связке воздушных шаров, наполненных гелием, в окно игровой комнаты влетает игрушечный Винни-Пух с письмом для ребят.
Воспитатель: Ребята, кто это прилетел к нам на воздушных шарах? Какие красивые шарики! Какого они цвета? Смотрите, Винни-Пух нам принес письмо! Давайте его прочитаем…
«Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри».
2. Основная часть
Воспитатель: Поможем, ребятки, Винни-Пуху? Раскроем секреты таинственного невидимки? Отгадайте сначала загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Чтобы узнать больше о воздухе, проведем опыты.
Опыт №1
Воспитатель: как вы думаете, почему шарик (показывает сдутый шарик) вдруг становится круглым и «воздушным»? (ответы детей)
-А почему воздух называют «невидимкой»?
-Давайте повторим это слово громко по слогам. Почему мы не видим воздух? (Ответы детей)
-Посмотрите на этот мешочек. Он пуст.
(Воспитатель захватывает в него воздух и завязывает надувшийся мешок.)
-Что мы «поймали» в мешочек?
-Почему сквозь мешок все видно?
-Это значит—воздух какой? (невидимый, прозрачный)
-Мы видим окружающие предметы и друг друга сквозь воздух. Это значит что воздух прозрачный!
-Давайте, ребята, найдем в нашей группе прозрачные предметы, сквозь которые все видно.
-А теперь наоборот, предметы непрозрачные, сквозь которые мы ничего не видим.
Опыт №2
-Ребята, а если наш шарик надуть сильно-сильно, что с ним может случиться? (ответы детей)
-Правильно, шарик может лопнуть, потому что весь воздух не поместится. Скажем Винни-Пуху, чтобы он не надувал свои шарики слишком сильно, а то они лопнут.
-А теперь мы будем потихоньку выпускать из шарика воздух и послушаем внимательно…
-Какой вы слышали звук?(с-с-с)
-Значит, воздух можно услышать? Он издает звук (с).
-Представим, что мы превратились в воздушные шарики. Надуваем щеки: (ш-ш-ш), превратились в толстячков. А теперь сдуваем шарики: (с-с-с), стали худышками.
-А как еще можно услышать воздух? (Ответы детей)
-Возьмите каждый по листочку бумаги и подуйте на него вот так.
- Что мы услышим?
- Воздух умеет свистеть.
-Как еще можно услышать свист воздуха? Давайте посвистим в свисток.
-Ребята, какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть?
-Давайте подуем в дудочку.
-Ребята, мы с вами услышали, что воздух может издавать глухие звуки (ш, с) и звонкие (свист и звуки музыкальных инструментов.)
Опыт №3
-Мы услышали, как звучит воздух, который выходит из шарика.
-Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик, то он будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.
-Ребята, осень принесла нам в подарок красивые яркие листочки. Но вдруг налетел ветер и разбросал все листочки…
(Воспитатель включает вентилятор, направляет на листочки.)
-Листочки полетели и упали. На что это похоже? Получился настоящий листопад…
-Ребята, посмотрите—ветер разбросал листочки по ковру. Надо их убрать. Мне поможет вот эта машина. Кто знает ее название? У кого дома есть пылесос?
(Воспитатель собирает листья с помощью пылесоса.)
-Так что же умеет делать воздух? (Ответы детей)
-Воздух умеет передвигать предметы, толкать воздушный шарик, поднимать листья, гнать облака. Значит, воздух сильный.
3. Физкультминутка
- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в любимую игру ветра.
Ветер сильно вдруг подул.
Листья с дерева смахнул.
Закружились листья все,
Полетели все к земле.
(Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения)
-Ребята, мы с вами уже услышали воздух, давайте разгадаем секрет невидимки и попробуем его увидеть.
Опыт №4
-Возьмите стаканчик в руку. Есть в нем что-нибудь? Он пустой?
-Давайте проверим, действительно ли в стаканчике ничего нет. Опускаем перевернутый стаканчик в воду.
-Что получается? Попадает ли в стаканчик вода? Нет.
-Почему? Потому, что воду в стаканчике не пускает воздух.
-А теперь наклоните слегка стаканчик. Что мы видим?
-Из-под стаканчика на поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Вот мы и увидели таинственного невидимку!
-Еще увидеть воздух можно, подув в воду из соломинки. Возьмите соломинки и подуйте в воду. Видите пузырьки?
Опыт №5
-Ребята, что будет, если мы подуем из соломинки не в воду, а в мыльный пузырь.
(Дети надувают мыльные пузыри.)
-Почему мыльные шарики летят? Какие они? (Пузырь легкий, камень тяжёлый)
(Ответы детей)
-Мы видели, что мыльные шарики летят. Летят они, потому что воздух легкий. Если бы воздух был тяжелый, то шарики, как камешки, падали бы на пол.
3. Итог
Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаете, почему Винни-Пух может полетель в путешествие на воздушных шариках. Невидимка-воздух помогает мишке. Какие свойства воздуха поднимают нашего путешественника вверх?
(дети перечисляют свойства воздуха.)
-Давайте, ребята, поблагодарим Винни-Пуха за то, что он залетел к нам по пути в дальние страны, и за интересное задание, благодаря которому мы узнали сегодня много нового.
-Счастливого пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия "Секреты невидимки"
Знакомство детей со свойствами воздуха...
Секреты Невидимки
Непосредственно образовательная деятельность, в которой знакомим детей со свойствами воздуха. Рассматриваем различные предметы, связывая их качества и свойства. Учим детей делать умозаключ...
Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»
Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....
Секреты Невидимки
Знакомство детей со свойствами воздуха...