«Секреты «Невидимки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фролова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_nevidimki.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты «Невидимки»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе

Задачи:

обучающие:

  • знакомить детей со свойствами воздуха;
  • учить детей рассматривать различные предметы, связываю их качества и свойства с воздухом;
  • учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
  • формировать представление детей о качествах и свойствах воздуха;

развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, связанную речь.

воспитательные:

  • воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.

Образовательные области: Познание.

Словарная работы:

  • обогащение словаря: введение новых слов- путешествие, невидимка.
  • активизация:

прилагательных: легкий, прозрачный, сильный;

глаголов: слышим, видим;

антонимов: прозрачный—непрозрачный (матовый), легкой—тяжелый, сильный—слабый, звонкий—глухой.

Подготовительная работа:

  • Наблюдение за ветром на прогулке. Игры с флюгерами, лентами;
  • чтение стихов о приметах осени и о ветре: «Не видно птиц…» И. Бунина, «Ласточки пропали…» А. Фета;
  • разучивание игры «Дует ветер»;
  • разучивание звуковой игры, направленной на развитие звуковой культуры речи и формирование звукопроизношения (ш) и (с).

Материал: воздушные шарики с гелием; игрушка-медвежонок; воздушный шарик в сдутом виде; полиэтиленовый мешочек; одноразовые пластмассовые стаканчики на каждого ребенка; емкости с водой на каждого ребенка; листок плотной бумаги на каждого ребенка; свисток, дудочка, осенние листья и камешки, пылесос, одноразовая трубочка-соломинка на каждого ребенка; музыкальное сопровождение; мыльные пузыри.

Ход образовательной деятельности:

1. Сюрпризный  момент

На связке воздушных шаров, наполненных гелием, в окно игровой комнаты влетает игрушечный Винни-Пух с письмом для ребят.

Воспитатель: Ребята, кто это прилетел к нам на воздушных шарах? Какие красивые шарики! Какого они цвета? Смотрите, Винни-Пух нам принес письмо! Давайте его прочитаем…

«Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри».

2. Основная часть

Воспитатель: Поможем, ребятки, Винни-Пуху? Раскроем секреты таинственного невидимки? Отгадайте сначала загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Чтобы узнать больше о воздухе, проведем опыты.

Опыт №1

Воспитатель: как вы думаете, почему шарик (показывает сдутый шарик) вдруг становится круглым и «воздушным»? (ответы детей)

-А почему воздух называют «невидимкой»?

-Давайте повторим это слово громко по слогам. Почему мы не видим воздух? (Ответы детей)

-Посмотрите на этот мешочек. Он пуст.

(Воспитатель захватывает в него воздух и завязывает надувшийся мешок.)

-Что мы «поймали» в мешочек?

-Почему сквозь мешок все видно?

-Это значит—воздух какой? (невидимый, прозрачный)

-Мы видим окружающие предметы и друг друга сквозь воздух. Это значит что воздух прозрачный!

-Давайте, ребята, найдем в нашей группе прозрачные предметы, сквозь которые все видно.

-А теперь наоборот, предметы непрозрачные, сквозь которые мы ничего не видим.

Опыт №2

-Ребята, а если наш шарик надуть сильно-сильно, что с ним может случиться? (ответы детей)

-Правильно, шарик может лопнуть, потому что весь воздух не поместится. Скажем Винни-Пуху, чтобы он не надувал свои шарики слишком сильно, а то они лопнут.

-А теперь мы будем потихоньку выпускать из шарика воздух и послушаем внимательно…

-Какой вы слышали звук?(с-с-с)

-Значит, воздух можно услышать? Он издает звук (с).

-Представим, что мы превратились в воздушные шарики. Надуваем щеки: (ш-ш-ш), превратились в толстячков. А теперь сдуваем шарики: (с-с-с), стали худышками.

-А как еще можно услышать воздух? (Ответы детей)

-Возьмите каждый по листочку бумаги и подуйте на него вот так.

- Что мы услышим?

- Воздух умеет свистеть.

-Как еще можно услышать свист воздуха? Давайте посвистим в свисток.

-Ребята, какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть?

-Давайте подуем в дудочку.

-Ребята, мы с вами услышали, что воздух может издавать глухие звуки (ш, с) и звонкие (свист и звуки музыкальных инструментов.)

Опыт №3

-Мы услышали, как звучит воздух, который выходит из шарика.

-Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и тот движется вперед. Если мы отпустим такой шарик, то он будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.

-Ребята, осень принесла нам в подарок красивые яркие листочки. Но вдруг налетел ветер и разбросал все листочки…

(Воспитатель включает вентилятор, направляет на листочки.)

-Листочки полетели и упали. На что это похоже? Получился настоящий листопад…

-Ребята, посмотрите—ветер разбросал листочки по ковру. Надо  их убрать. Мне поможет вот эта машина. Кто знает ее название? У кого дома есть пылесос?

(Воспитатель собирает листья с помощью пылесоса.)

-Так что же умеет делать воздух? (Ответы детей)

-Воздух умеет передвигать предметы, толкать воздушный шарик, поднимать листья, гнать облака. Значит, воздух сильный.

3. Физкультминутка

- Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в любимую игру ветра.

Ветер сильно вдруг подул.

Листья с дерева смахнул.

Закружились листья все,

Полетели все к земле.

(Дети выполняют имитационные движения по тексту стихотворения)

-Ребята, мы с вами уже услышали воздух, давайте разгадаем секрет невидимки и попробуем его увидеть.

Опыт №4

-Возьмите стаканчик в руку. Есть в нем что-нибудь? Он пустой?

-Давайте проверим, действительно ли в стаканчике ничего нет. Опускаем перевернутый стаканчик в воду.

-Что получается? Попадает ли в стаканчик вода? Нет.

-Почему? Потому, что воду в стаканчике не пускает воздух.

-А теперь  наклоните слегка стаканчик. Что мы видим?

-Из-под стаканчика на поверхность воды вырываются пузырьки воздуха. Вот мы и увидели таинственного невидимку!

-Еще увидеть воздух можно, подув в воду из соломинки. Возьмите соломинки и подуйте в воду. Видите пузырьки?

Опыт №5

-Ребята, что будет, если мы подуем из соломинки не в воду, а в мыльный пузырь.

(Дети надувают мыльные пузыри.)

-Почему мыльные шарики летят? Какие они? (Пузырь легкий, камень тяжёлый) 

(Ответы детей)

-Мы видели, что мыльные шарики летят. Летят они, потому что воздух легкий. Если бы воздух был тяжелый, то шарики, как камешки, падали бы на пол.

3. Итог

Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаете, почему Винни-Пух может полетель в путешествие на воздушных шариках. Невидимка-воздух помогает мишке. Какие свойства воздуха поднимают нашего путешественника вверх?

(дети перечисляют свойства воздуха.)
-Давайте, ребята, поблагодарим Винни-Пуха за то, что он залетел к нам по пути в дальние страны, и за интересное задание, благодаря которому мы узнали сегодня много нового.

-Счастливого пути!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия "Секреты невидимки"

Знакомство детей со свойствами воздуха...

Секреты Невидимки

Непосредственно образовательная деятельность,  в которой знакомим детей со свойствами воздуха. Рассматриваем различные предметы, связывая их качества и свойства. Учим детей делать умозаключ...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....

Секреты Невидимки

Знакомство детей со свойствами воздуха...