Конспект занятия "Секреты невидимки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Секреты невидимки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей со свойствами воздуха;
- учить детей рассматривать различные предметы, связывая их качества и свойства с воздухом;
- учить детей делать умозаключения и выводы в экспериментах;
- формировать представления детей о качествах и свойствах воздуха;
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, связную речь;
Воспитательные: воспитывать любопытство, любознательность, стремление к новым открытиям.
Образовательная область:
Познание.
Материал:
- письмо от Винни-Пуха;
- воздушные шары с гелием;
- полиэтиленовые мешочки;
- веер;
- свисток, музыкальные инструменты (дудочка, флейта);
- дольки чеснока, лука, апельсина, лимона, ванилин;
- дидактические картинки бытовых электроприборов (фен, пылесос, вентилятор);
- стаканчики с водой, трубочки;
- мыльные пузыри, мяч, камень.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Для дыхания он нужен
С ветром, с вьюгой очень дружен,
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой. (воздух)
Сегодня утром к нам в группу пришло письмо от Винни-Пуха (читает):
«Дорогие ребята, я отправляюсь в длительное путешествие на воздушных шарах. Помогите мне, пожалуйста, узнать, почему мои шарики летают и что за таинственный невидимка спрятался у них внутри!»
Поможем Винни-Пуху раскрыть секреты? Представьте, что мы с вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. А что такое лаборатория? (ответы детей)
Чтобы раскрыть секреты воздуха, нам нужно исследовать его свойства. Для этого мы сейчас проведём опыты.
Опыт №1 «Воздух невидимый, прозрачный» (с полиэтиленовыми пакетами)
На столе пустые полиэтиленовые пакеты.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?
- Нет, он невидимый.
- Давайте попробуем поймать воздух ладонями.
Дети пытаются поймать: Как это сделать? Поймать его нельзя.
Предлагает детям поймать воздух в пакет: набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож? (на подушку)
В: Пакеты какими стали (полными), почему?
Потому что внутри воздух, воздух занял место в мешке, мы его видим?
- Нет,
- Почему? (воздух невидимый)
- А друг друга мы видим? Значит, воздух прозрачный.
Вывод: Воздух невидимый, прозрачный.
Опыт №2 Воздух движется «Ветер – это тоже воздух»
Раздаёт детям вееры и предлагает сначала слегка помахать ими перед своим лицом, затем сильно.
В: Что вы чувствуете?
Д: Ветер дует в лицо.
- Какой ветерок бывает?
- слабый и сильный.
- Почему мы чувствуем ветер?
Вывод: Воздух движется.
Опыт №3 « Воздух не имеет запаха»
Ребята, сделайте вдох и выдох, принюхайтесь, вы почувствовали какой-нибудь запах?
Д: Нет (воздух не имеет запаха),
В: А сейчас мы с вами поиграем: вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Закройте все глаза, я буду подносить вам определённые предметы, а вы определите, что это (чеснок, лимон).
А когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Почему?
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но так как воздух движется, он доносит запахи до наших носов.
Опыт №4 «Воздух можно услышать»
На столе свисток и музыкальные инструменты.
Ребята, прислушайтесь, воздух можно услышать?
Демонстрируя свисток, спрашивает принцип действия (работы) свистка. Почему мы слышим свисток?
Какие музыкальные инструменты зазвучат, если в них подуть (дудочка, флейта)?
Вывод: «Воздух может издавать звуки (свист и звуки музыкальных инструментов).
Опыт №5: «Воздух может передвигать предметы»
На столе надутый воздушный шарик.
Воспитатель, сдувая шарик, показывает, как воздух выходит из шарика
Ребята, воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его, и шарик движется вперёд, и будет двигаться до тех пор, пока весь воздух из него не выйдет.
- Почему шарик движется?
- а какие электроприборы в быту нам помогают (фен, пылесос, вентилятор)
Вывод: «Воздух сильный».
Физминутка: Ветер сильно вдруг подул,
Я прошу всех тихо встать,
Что скажу, то выполнять!
Руками к солнцу потянулись,
До земли рукой коснулись,
Влево, вправо наклонились,
На носочках покружились,
Как птицы крыльями помашем,
Как Петрушки мы попляшем!
Опыт №6 «Чем мы дышим»
Загадка: Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
Давайте закроем нос указательным и большим пальцами, как прищепками, и проверим, сможем ли мы дышать.
Д: Нет, мы задохнемся.
В: Ребята, встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и отпускается при выдохе (делаем несколько раз)
Но у этого секрета есть свои правила:
1. Дышите носом.
2. Не поднимайте плечи при вдохе.
3. В дыхании активно должен участвовать живот.
Чтобы закрепить эти правила, повторяйте вместе со мной:
Дышим носиком, вдыхаем,
Плечики не поднимаем,
Чтоб животик наш дышал,
Нам здоровье сберегал.
Вывод: воздух нужен для дыхания.
Опыт №7 «Внутри нас есть воздух»
На столе стаканы с водой и трубочки.
Ребята, а вот интересно, есть ли воздух внутри нас? Сейчас проверим, подуем в стакан с водой. Что происходит?
Д: Выходят пузырьки
- Какие пузырьки? (пузырьки воздуха)
Вывод: Внутри нас есть воздух.
Опыт №8 с мыльными пузырями
На столе мыльные пузыри. Пускают пузыри.
- Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
- Что делают мыльные пузыри? (летят, двигаются)
- Если мы бросим камень, он полетит? Показ
- Почему мыльные пузыри летят, а камень нет?
Вывод: воздух лёгкий.
Ну вот, ребята, теперь вы знаете, почему Вини-Пух может полететь в путешествие на воздушных шариках. Что помогает мишке?
О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?
- Воздух прозрачный, невидимый.
- Ветер – это движение воздуха.
- Воздух не имеет запаха.
- Воздух может издавать звуки.
- Воздух сильный.
- Воздух необходим для дыхания.
- Воздух есть внутри нас.
- Воздух лёгкий.
Молодцы, ребята, мы сегодня с вами славно потрудились в нашей лаборатории. А за это Винни-Пух приготовил нам шары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...
конспект НОД "Невидимка воздух"
Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение детский сад «Солнышко»р. п. Мордово Тамбовской области Конспекторганизации и проведения НОДс деть...
Конспект НОД "Невидимка-воздух" (эксперименты)
Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а та...
Конспект занятия "Невидимка - воздух"
- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха. все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью....
Конспект НОД "Невидимка-воздух"
материал по экологическому воспитанию детей....
Конспект НОД "Невидимка-воздух"
Конспект НОД "Невидимка-воздух"...
Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"
КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...