"Картотека подвижных игр с использованием Блоков Дьенеша"
картотека по физкультуре (средняя группа)

Мельникова Елена Сергеевна

 

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому развитию. Организовать занятие  можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами  (используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx73.51 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр с использованием Блоков Дьенешаhttp://900igr.net/up/datas/239368/026.jpg

ГРУППА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 4-5 ЛЕТ.

«Соберем грибочки»

Задачи: закреплять умение сравнивать  предметы  по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой,  маленький

Описание:  на ковре – 3обруча, в одном обруче размещаются все блоки  (грибочки), нужно собрать в один обруч все маленькие (грибочки), в другой все большие.

«Помоги друзьям»

Задачи: развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении.

Описание:  Эстафета: дети делятся на 3 команды, на ковре 4 обруча, в одном размещаются все блоки, на другом конце зала 3 обруча красного, синего и желтого цвета, нужно взять один блок и поместить в обруч соответствующего цвета.

«Лошадки»

Задачи: учить сравнивать фигур по величине, закрепить знание цвета, формы.

Описание: дети выбирают себе блок, затем воспитатель предлагает встать парами так, чтобы в паре были одинаковые фигуры по цвету и форме, но разные по величине (например: большой и маленький  красные квадраты), тот у кого большая фигура становится лошадкой, у кого маленькая-наездником, наездники запрягают лошадок. По сигналу воспитателя, лошадки начинают передвигаться в разных направлениях, но так чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время дети меняются фигурами и ролями.

 «Два из трёх»

Задачи: развивать умение сравнивать предметы по цвету.

Описание:  на полу лежат три блока. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить два блока. Тот, кому достанется один,  проигрывает.

«Выполняем действие по наглядному сигналу».

Задачи:  развивать умение сравнивать предметы по цвету.

Описание: воспитатель объясняет детям правила «Если я показываю красную фигуру, то все дети стоят, если жёлтую - прыгают, если синюю – бегают», повторяют условия вместе с детьми. Воспитатель в разном порядке показывает разные блоки, дети выполняют движения в соответствии с цветом блока.

«Найди себе пару»

Задачи:  закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Описание:  дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде « Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару.

«Собери в  ведёрко».

Задачи:  закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать умение сравнивать предметы по цвету.

Описание: в ряд стоят ведёрки: на столе, на стуле, на полу. Блоки разложены в обруче в центре зала, дети должны собрать только те, которые соответствуют обозначения на ведре.

«Бег по кочкам»

Задачи: закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно  отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Описание: воспитатель находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне с пустой корзиной. В середине зала 3 обруча. По сигналу капитана первый ребенок, перепрыгивая из обруча в обруч, добегает до корзины с блоками, после чего возвращается обратно, наполняя пустую корзину блоками.

« Посадим красивую клумбу».

Задачи: развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении.

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур.

Карточки с обозначением 1 признака (цвет, форма, величина), все блоки лежат в одном обруче (рассада), 3 – пустые, нужно взять один блок и посадить в ту «клумбу», на карточка на которой соответствует признаку этого блока.

«Найди свой гараж».

Задачи: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Описание: воспитатель на ковре из блоков Дьенеша составляет геометрические фигуры (гаражи), выясняя у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами - геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.

«Собирай, не зевай!»

Задачи: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос « Сколько».

Описание:  на ковре лежат 5 обручей, в  каждый обруч ставят блок Дьенеша. Играющие должны впрыгнуть в первый обруч, взять блок в руки и впрыгнуть во второй обруч, потом уже с двумя блоками впрыгнуть в третий и т. д.

«Устойчивые блоки»

Задачи: продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым  значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Совершенствовать умение определять пространственное направление: вверху, внизу.

Описание: две - три  команды выстраиваются в колонны по одному, первый игрок  получает по 5 блоков Дьенеша. Надо поставить блоки один на другой столбиками, взявшись за нижний блок, пронести их по всему маршруту вперёд и назад, передать блоки следующему участнику. Побеждает тот, кто сумел сделать это быстрее.  Уронивший блоки должен остановиться, сам его поднять, водворить на место и продолжать путь дальше.

«Разложи фигуры»

Задачи:  продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине и цвету.

Описание: на полу стоят четыре корзины, рядом лежат блоки Дьенеша. Каждая из команд отбирает фигуры из своих наборов и раскладывает в 2 корзины: в одну - большие круги, в другую – маленькие.

«Найди себе пару»

Задачи: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Описание: дети выбирают блоки по желанию, по сигналу воспитателя бегают по всему залу. По команде « Найди себе пару» ищут товарища с такой же фигурой, как у него и встают парами. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, при необходимости, помогает детям найти свою пару, дети называют признаки своих фигур. Через некоторое время воспитатель предлагает детям выбрать новые фигуры и снова найти свою пару.

«Рыбка в ложке»

Задачи: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать умение определять пространственное направление: слева, справа.

Описание: две  команды выстраиваются в колонны по одному возле стула. Перед командами на противоположном конце площадки (зала) стоит второй стул, где лежат блоки Дьенеша «рыбки». Первые игроки получают по столовой ложке. По сигналу начинается соревнование. Каждый должен подойти ко второму стулу, взять ложкой одну «рыбку» (не помогая второй рукой), Отнести её на первый стул, ложка передается следующему игроку  и т. д.

«Далеко – близко»

Задачи: познакомить со значением слов далеко – близко.

Описание: на полу – 2 корзины. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей: далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одному блоку, бросают их в корзину и говорят, далеко или близко упала фигура. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Играем с матрёшками»

Задачи: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Описание: две - три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки (зала) лежат 4 обруча, рядом с каждым обручем стоит матрёшка с карточкой, обозначающая  признак фигуры. Первым игрокам вручают по мешочку с блоками Дьенеша. По сигналу дети бегут, раскладывают все  блоки в свои обручи и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают блоки и мешочек с фигурами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.

«Собирай, не зевай!»

Задачи: упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос « Сколько».

Описание: на ковре лежат 5 обручей, в  каждый обруч ставят блок Дьенеша. Играющие должны впрыгнуть в первый обруч, взять блок в руки и впрыгнуть во второй обруч, потом уже с двумя блоками впрыгнуть в третий и т. д

«Лети в своё гнёздышко»

Задачи: закрепить знание цвета.

Описание: воспитатель раскладывает 3 больших обруча (красный, синий, желтый) на определенном расстоянии друг от друга. Детям (птичкам) предлагает выбрать себе блок Дьенеша (красный, синий, жёлтый). По сигналу воспитателя дети бегают по группе врассыпную «Птички летают», затем воспитатель даёт команду:  «Птички полетели в гнёздышки», дети бегут и становятся в обруч того же цвета, что и его птичка.

 «Кошки – мышки»

Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении.

Описание: каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

« Посадим красивую клумбу».

Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположении.

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча, карточки с обозначениями признаков фигур. Карточки с обозначением 1 признака (цвет, форма, величина), все блоки лежат в одном обруче (рассада), 3 – пустые, нужно взять один блок и посадить в ту «клумбу», на карточка на которой соответствует признаку этого блока.

«Перевозка грузов»

Задачи: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать умение сравнивать предметы по цвету.

Описание: воспитатель находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.

«Правильно пойдешь – секрет найдешь»

Задачи: закреплять умение двигаться в заданном направлении. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Описание: воспитатель приносит конверт с планом, в котором указано, как найти дорогу к домику. В соответствии с рисунком в группе расставлены блоки Дьенеша: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок, выясняет, от какой фигуры надо начать движение и в каком направлении двигаться (до какой фигуры нужно дойти), например: (от прямоугольника надо идти вперёд до круга). По окончании пути правильность движения проверяется по рисунку.

«Поможем Степашке»

Задачи: учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, направо, налево). Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Описание: на ковре разложены блоки Дьенеша и расставлены 4 корзины с условными обозначениями фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Воспитатель вместе с детьми встаёт в центр группы, определяет местоположение корзин (впереди, сзади, слева, справа) и просит детей помочь Степашке разложить фигуры в соответствующие корзины. Собирая блоки, дети уточняют направление своего движения (вперёд или назад, направо или налево) и называют фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Картотека дидактических игр для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

"Картотека подвижных игр с использованием Блоков Дьенеша"

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому развитию. Организовать занятие  можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами  (используются...

"Подвижные игры с использованием Блоков Дьенеша"

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому развитию. Организовать занятие  можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами  (используются...

Картотека экологических игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера

Живая природа. «Где спряталась рыбка»Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять знания о блоках Дьенеша, расширять словарный запас.Материалы и оборудование:голубая ткань или бу...

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша...

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе

Картотека  дидактических игр  с использованием блоков Дьенеша  во второй младшей группе...

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша

Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойств...