ФКЦМ занятие - путешествие Зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Это итоговое занятие по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zimniy_les.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес»

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимовье диких животных средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

Задачи:

Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы,

Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой,

Закрепить знания детей о том, как обитатели леса приспособились к долгой и холодной зиме,

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает,

Активизировать словарь по теме «Зима»,

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза с элементами гимнастики.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки с изображением диких животных, мяч, картинки с изображением диких животных для аппликации, ножницы, клей карандаш, ватман с изображением леса.

Оформление группы: комната похожа на лесную зимнюю поляну: вокруг стоят деревья (или ёлочки).

Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о жизни диких животных зимой, рассматривание иллюстраций зимнего леса, чтение художественной литературы о зиме.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Воспитатель: — Ребята! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и поделимся с ними нашей теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты, с теплоты и доброты!
— Приложите ручки к сердечку и подарите всем взрослым частичку своего тепла и доброты.
— Молодцы. Нашим гостям сразу стало тепло и уютно.
В.: Ребята, я хотела бы начать наше сегодняшнее занятие со стихотворения русского поэта Сергея Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром….

В.: Дети, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

В стихотворении говорится о зиме.

В.: Совершенно верно! А что вы знаете о зиме? (зима - самое холодное время года; зимой выпадает снег; всюду лежит снежный покров; благодаря морозу снег не тает и т.п.)

В,: Верно, я полностью с вами согласна, друзья. Но ещё хочу вам напомнить, что зима - это не только самое холодное, но и самое сложное время года для жизни животных. И сегодня я предлагаю вам, дорогие ребята пронаблюдать за тем, как дикие животные приспособились к таким непростым условиям. Вы согласны?

Да, согласны!

В.: Замечательно! В таком случае, я приглашаю вас в зимний лес. Но для того чтобы не замерзнуть в лесу мы с вами оденемся. Представьте, что мы с вами на лыжах, по искристому и волшебно блестящему снегу добираемся в лес к животным.

Дыхательная гимнастика «Лыжник» (Имитация ходьбы на лыжах. Дети под звуки хруста снега шагают на месте, имитируя ходьбу на лыжах. В это время воспитатель включает 1 слайд презентации с изображением зимнего леса.

1 слайд

В.: И вот, посмотрите, мы с вами в лесу. Присаживайтесь, дети. Скажите, вы знаете, почему снег под нашими ногами так сильно скрипит? (ответы детей). Отчасти вы правы. Но, я хочу открыть вам секрет: дело в том, что снег под нашими ногами – это маленькие снежинки, которые представляют собой еле заметные хрусталики. Обратите внимание, они представлены на экране. И когда мы делаем шаг, они просто ломаются. Их так много, что нам кажется, будто на земле лежит белоснежное покрывало. И главная особенность в том, что все снежинки разные. Посмотрите, дети, снежинки похожи чем-то или же абсолютно разные? (похожи формой, отличаются узором) Совершенно верно! И теперь, дети, вы знаете, почему под ногами снег так сильно хрустит.

Но прислушайтесь, ребята. Вы слышите эти странные звуки? (воспитатель включает запись с рёвом, воем и криками диких животных) Их издают обитателя леса. А кто это такие, я предлагаю вам узнать, отгадав загадки. Только ваша задача, дети, заключается в том, чтобы не назвать отгадку, а показать мне её с помощью карточек, которые лежат у вас на столах. Задание понятно? Тогда начинаем.

Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка)

Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса)

Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)

Зимой белый – летом серый (заяц)

Про него могу сказать: любит он в берлоге спать (медведь)

В.: Совершенно верно! Вы правильно назвали обитателей зимнего леса! И сейчас я предлагаю вам, ребята, отправиться на лесную полянку, где часто пробегают те самые дикие животные, о которых мы говорили.

Дети под звук хрустящего снега переходят в игровую зону группы и выполняют физминутку.

Предлагаю на минуточку представить, что вы – зайчики.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

После выполнения упражнения, пока дети присаживаются, воспитатель включает следующий слайд с изображением диких животных: картинки белки, лисы, волка, зайца, медведя.

2 слайд

В.: Ребята, обратите внимание – пока мы с вами были на полянке, на экране появилась загадка!

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

Дети: Белка.

Воспитатель: Я не знаю, правильно мы ответили или нет. Давайте, спросим у волшебного экрана. Волшебный экран, мы правильно ответили? Покажи нам, пожалуйста, отгадку!

(На экране появляется изображение белки)

Воспитатель: Ребята, белка хочет задать вам вопрос.

(На экране появляется вопрос «Где Я живу?» и картинки в качестве вариантов ответов: «нора», «гнездо», «дупло»)

Ребята, чтобы белочке легче было пережить эту зиму, давайте подарим ей подарок!

Дети: Да, давайте подарим!

(Воспитатель достает из рюкзака молоко, орешки, конфеты, мед, ветки)

Воспитатель: Дети, какой подарок мы подарим белочке?

(Дети предлагают варианты ответа. Оставляют подарок, который «белочка должна забрать» и спрашивают правильный ответ у экрана)

(На экране появляется картинка «Белочка с орешками»)

Звуковое сопровождение: хруст снега, вой ветра с нарастанием звука для более полного вживания детей.

(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес»)

(Дети вместе с воспитателем имитируют передвижение на лыжах)

(На пути путешественников встречается заяц)

Воспитатель: Ой! Кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Ребята, а почему заяц зимой белый, а летом серый?

Дети: Чтобы прятаться. Зимой зайца в белой шубке не видно в снегу, а летом в серой шубке не видно под кустами.

(На экране появляются картинки «Заяц зимой», «Заяц летом»)

Воспитатель: А есть ли у зайца враги среди животных?

Дети: Да, есть.

(Дети перечисляют врагов зайца)

Воспитатель: Ребята, чтобы зайцу легче было пережить эту зиму, давайте подарим ему подарок!

Дети: Да, давайте подарим!

(Воспитатель достает из рюкзака молоко, конфеты, мед, ветки)

Воспитатель: Дети, какой подарок мы подарим зайчику?

 (На экране появляется картинка «Заяц грызущий веточку»)

Звуковое сопровождение: хруст снега, вой ветра с нарастанием звука для более полного вживания детей.

(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес»)

(Дети вместе с воспитателем имитируют передвижение на лыжах)

Воспитатель: Лева, посмотри, пожалуйста, под елочку. Там просто сугроб или чей-то домик?

Сева: Там еж.

Воспитатель: Ребята, что же делает еж зимой?

Дети: Спит.

Воспитатель: Давайте мы не будем ежика будить. У меня есть другие колючие ежики.

(Воспитатель достает из рюкзака массажные мячики по количеству детей)

Игра с массажным мячиком «Колючий ежик»

Гладь мои ручки,  Дети катают мячик в руках,

Ежик, ежик.  делая движения вперед-назад,

Ты колючий, ну и что же.  вправо-влево между ладонями.

Я хочу тебя погладить,  Катают мячик по правой и левой ладоням

круговыми движениями.

Я хочу с тобою ладить.  Берут мячик в любую руку и «прыгают»  им по ладони другой руки, затем меняют

руки.

Воспитатель: Ребята, когда проснется давайте ежику тоже подарим подарок!

Дети: Да, давайте подарим!

(Воспитатель достает из рюкзака молоко, конфеты, мед)

Воспитатель: Дети, какой подарок мы подарим ежику?

(Дети предлагают варианты ответа. Оставляют подарок, который «ежик должен забрать», когда проснется и спрашивают правильный ответ у экрана)

(На экране появляется картинка «Еж пьет молоко»)

Воспитатель: Ребята, а кто еще зимой спит, летом улей ворошит?

Дети: Медведь.

(На экран воспроизводится картинка «Бурый медведь»)

Воспитатель: Какой подарок мы подарим медведю?

(Воспитатель достает из рюкзака конфеты, мед)

Дети: Мед.

Воспитатель: Давайте посмотрим на волшебный экран!

(На экране появляется картинка «Медведь ест мед»)

Воспитатель: Ребята, мы джолго смотрели на экран……

Зрительная гимнастика «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь полно чудес!

Справа — березки в шубах стоят,

Слева — елки на нас глядят.

Снежинки в небе кружатся,

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Вот мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит,

Звуковое сопровождение: хруст снега, вой ветра с нарастанием звука для более полного вживания детей.

(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес»)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие! Пора возвращаться обратно в детский сад!

(Дети вместе с воспитателем имитируют передвижение на лыжах)

Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, правильную последовательность снятия одежды при раздевании.

(Два  ребенка рассказывают последовательность раздевания)

(Дети имитируют снимание верхней одежды в виде физ. минутки)

Воспитатель: Ребята, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? И почему?

А сейчас, друзья, мы с вами выполним очень интересную работу – создадим свой зимний лес, полный диких животных. Перед вами лежат рисунки с изображением диких животных. Я предлагаю вам аккуратно их вырезать и по очереди приклеить на эту зимнюю полянку с помощью клея карандаша. Но не забудьте, что с ножницами нужно работать осторожно. Итак, можно приступать.

Дети под музыку вырезают картинки животных, подходят по одному к ватману и приклеивают свою картинку. В итоге получается целостная картина леса с дикими животными.

Итак, всё готово. Ну что ж, вы замечательно потрудились! Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Вам нравится? (да!). В таком случае, эта картина останется у вас, и будет украшать собой группу.

А сейчас, дети, напомните, пожалуйста, о зимовье каких диких животных мы сегодня беседовали? (о белке, лисичке, волке, зайчике и медведе)

Скажите, легко ли живется им зимой в лесу? (нет, животным зимой живётся очень сложно).

А как приспособился медведь к зимним условиям? (ушёл в спячку). А можно ли его будить? (ни в коем случае). Совершенно верно! И я хочу, чтобы вы вынесли из сегодняшнего занятия самое главное – «Всех зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Ну что ж, вы на славу потрудились, дорогие ребята. Мне очень понравилось с вами работать! Большое вам спасибо, дети! Не забудьте попрощаться с нашими гостями, и можете быть свободны. До свидания!

Под весёлую музыку дети покидают группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес» в старшей группе

"Конспект интегрированного занятия"Путешествие в зимний лес" в старшей группе....

Методическая разработка занятия "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект является частью методической разработки, включающий в себя:Конспект логопедического занятия.Презентацию к логопедическому занятию....

Конспект НОД по ФКЦМ "Космическое путешествие".

Расширение знаний детей о космосе,космическом пространстве...

Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексного занятия в средней группе.Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»Цель занятия: Расширять представление детей о диких животных и о зимних явлениях в природе.Задачи:Обу...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания...