Занятие "Путешествие зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дорофеева Олеся Сергеевна

Конспект по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vospitatel_goda.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (старшая группа).

Воспитатель: Дорофеева Олеся Сергеевна

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: презентация по теме, изображение зайцев, манная крупа, клей-карандаш, тарелочки пластмассовые, мячики-ёжики, поролоновый снеговик, большая корзина, маленькая корзина, варежки со снежинками.

Ход занятия:

Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Давайте встанем в круг.

-Ребята, возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать, поднимать руку, слушать друг друга.

Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

«Здравствуйте девочки и мальчики старшей группы, детского сада №2. Мы лесные жители звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей?  (ответы детей)

Воспитатель:  Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.

Воспитатель: Как люди одеваются зимой?

Дети: Одеваются тепло: шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки.

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Ответы детей.

Воспитатель: Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

(Слайд 1 с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.)

- Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

(Показ слайда белка)

Воспитатель: Где живет белка, ребята?

Дети: Белка живет в дупле.

Воспитатель: Чем питается?

Дети: Ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель: Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплую - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши».

-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка - …. бельчонок, бельчата.

Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами  грибами.

Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите какое задание от зайчика. Нам нужно помочь  поменять цвет шубки зайчатам ( манка).

     Гостинец зайчику (Морковь).

А сейчас немного отдохнём.  Гимнастика для глаз «Снежинка».

Воспитатель: У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса).

-Ребята, а вы знаете, что лиса тоже готовится к зиме? Как она готовится?

Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по      снегу. Ходит лиса как в валенках.

Воспитатель: 

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк)

(Показ слайда)

-Ребята ,а как же волк готовится к зиме, кто ответит?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Воспитатель: Ребята, каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

- Ребята, посмотрите, что у меня есть:

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож? (смотрят на шарик, держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! 

Воспитатель:

Узнаем ещё, какое животное не встретишь  в лесу?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит ягоды и мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь

Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?

Дети: Он спит, впадает в спячку.

Воспитатель: А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Чем медведь питается?

Дети: Малиной, медом.

Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.

Воспитатель: Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. А нам пора дальше идти.

Воспитатель: Ой, смотрите ребята что это? Давайте попробуем собрать и понять что это?

Игра «Собери снеговика».

Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад.

До свиданья, зимний лес,

Полон сказочных чудес!

Раз, два, три

Повернись, в детском саду окажись.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

Воспитатель Вам понравилась прогулка?

Воспитатель:  Ребята, мы с вами  очень долго  гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось?

Рефлексия настроения, после занятия(нажать на смайлик).

Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания животных.

Рефлексивный экран.