Занятие "Путешествие зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (старшая группа).
Воспитатель: Дорофеева Олеся Сергеевна
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных.
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.
Средства реализации: презентация по теме, изображение зайцев, манная крупа, клей-карандаш, тарелочки пластмассовые, мячики-ёжики, поролоновый снеговик, большая корзина, маленькая корзина, варежки со снежинками.
Ход занятия:
Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
Давайте встанем в круг.
-Ребята, возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать, поднимать руку, слушать друг друга.
Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)
«Здравствуйте девочки и мальчики старшей группы, детского сада №2. Мы лесные жители звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?
Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.
Воспитатель: Как люди одеваются зимой?
Дети: Одеваются тепло: шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Ответы детей.
Воспитатель: Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:
Раз, два, три повернись,
На лесной опушке окажись.
(Слайд 1 с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.)
- Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
(Показ слайда белка)
Воспитатель: Где живет белка, ребята?
Дети: Белка живет в дупле.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: Ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель: Белка - маленький, рыжий, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплую - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши».
-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.
Белка - …. бельчонок, бельчата.
Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)
Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)
Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)
Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)
Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)
Воспитатель. Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами грибами.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода- кора.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание от зайчика. Нам нужно помочь поменять цвет шубки зайчатам ( манка).
Гостинец зайчику (Морковь).
А сейчас немного отдохнём. Гимнастика для глаз «Снежинка».
Воспитатель: У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса).
-Ребята, а вы знаете, что лиса тоже готовится к зиме? Как она готовится?
Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель:
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк)
(Показ слайда)
-Ребята ,а как же волк готовится к зиме, кто ответит?
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Воспитатель: Ребята, каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
- Ребята, посмотрите, что у меня есть:
Массаж рук «Колючий шарик»
Мы нашли колючий шарик
Нам его не удержать
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож? (смотрят на шарик, держа его в ладошках)
Прыгнул шарик на дорожку-
Оказалось это еж!
Воспитатель:
Узнаем ещё, какое животное не встретишь в лесу?
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит ягоды и мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь
Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?
Дети: Он спит, впадает в спячку.
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Чем медведь питается?
Дети: Малиной, медом.
Воспитатель: Не стало в лесу малинки, нет землянички. Что кушать косолапому. Нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.
Воспитатель: Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. А нам пора дальше идти.
Воспитатель: Ой, смотрите ребята что это? Давайте попробуем собрать и понять что это?
Игра «Собери снеговика».
Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад.
До свиданья, зимний лес,
Полон сказочных чудес!
Раз, два, три
Повернись, в детском саду окажись.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
Воспитатель Вам понравилась прогулка?
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень долго гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось?
Рефлексия настроения, после занятия(нажать на смайлик).
Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания животных.
Рефлексивный экран.