Прогулка по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста в весенний период
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_progulka_po_ekologicheskoy_trope.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка по экологической тропе
с детьми старшего дошкольного возраста
в весенний период
Цель: Расширять и уточнять знания детей о разнообразии объектов экологической тропы весной (деревьев).
Задачи:
Образовательные : Закреплять умение детей узнавать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть (4-5 видов), познакомить детей с лекарственным растением подорожник и ввести это слово в активный словарь. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы.
Развивающие: Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами. Развивать умение сосредотачивать своё внимание на рассматриваемых объектах. Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространённым предложением.
Воспитательные: Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, восприятию её красоты.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.
Предварительная работа: беседы на занятиях по экологии, рассматривания иллюстраций с изображением весенних пейзажей, рассматривание деревьев, растущих на участке, наблюдение во время прогулок за птицами, рисование деревьев,
дидактические игры: «Найди дерево по листу», «Найди дерево по описанию».
Материалы: игрушка сорока, телеграмма, карта-схема экологической тропы, стихи о деревьях. Сова – взрослый участник в костюме совы.
Методические приемы и структура занятие.
1. Беседа о весне. Игра «Узнай и назови деревья и кустарники своего участка».
2. Загадка о сове. Сорока с телеграммой и картой-схемой.
3 Осмотр фитоогорода. Сбор листьев подорожника.
4 Остановка у березки. Рассказ воспитателя о березе как символе России.
5 Остановка у липы. Рассказ о липе.
6. Остановка у тополя. Рассказ о топтле.
6. Остановка у яблони. Осмотр и беседа воспитателя с детьми о дереве.
8. Встреча с мудрой совой. Прикладывают к лапке совы подорожник и перевязывают бинтом.
9. Подвижная игра «Совушка-сова».
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей на участке и задает вопросы.
Дети, какое сейчас время года? (весна)
Расскажите, какая сегодня погода? (теплая, небо голубое, чистое, солнце светит)
Экологическая тропа — это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее.
Скажите, какие деревья стоят на тропе? (ели и сосны)
— Правильно, это ели и сосны. А какое дерево выше? (сосна)
— Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
—А как называются листья сосны и ели? (Хвоя.)
Ель и сосна – это хвойные деревья.
— А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?
(На ежа, есть иголки.)
—Да, ель на ежика похожа: еж — в иголках елка — тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях? Что же это за девица?
Ни швея ни мастерица,
Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ель)
Зимой и летом одним цветом. (елка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это дерево. У него как у ёлки и сосны тоже есть иголки. Это лиственница, оно единственное дерево из всех хвойных, которое сбрасывает свои хвоинки на зиму, как и другие лиственные деревья . Поэтому её и назвали лиственница.
П/и «Раз, два, три к дереву беги».
А какие ещё деревья есть на нашем участке (тополь, клен, берёза, липа)
Но кроме деревьев, что растет на нашем участке? (кустарник)
Назовите, какие кустарники вы знаете? (рябина, сирень, шиповник)
Затем воспитатель меняет тембр голоса и загадочным голосом сообщает, что на участке есть гость. Предлагает детям посмотреть на ветку – там сидит сорока, а в клюве у нее телеграмма. Это приглашение, а от кого – нужно отгадать.
Угадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это (сова)
Воспитатель. Дети, нас пригласила мудрая сова. Она просит помочь ей подготовить лес к приходу лета, убрать мусор в лесу и принести ей лекарственные травы для лечения пораненной лапки. Чтобы мы не заблудились, Сова указала нам волшебными стрелочками тропинку, она называется экологической тропой. Там мы будем останавливаться, чтобы передать привет от мудрой совы.
Ну, а теперь нам пора отправляться в дорогу. Наша первая остановка на огороде.
Подвести детей к фитогрядкам и обратить внимание на травы
Как называется этот участок огорода? (фитоогород)
Какие травы растут в нашей зеленой аптеке? (лекарственные)
Правильно, дети, в зеленой аптеке на грядках растут не порошки и таблетки, а лекарственные – мята, мелисса, мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник. Но одну траву вы хорошо знаете. Ей лечат порезы, ранки, мозоли. В основном она растет у дороги.
Дети. Подорожник.
Воспитатель. Мудрой сове как раз нужна такая травка. Давайте попросим, чтобы подорожник нам дал один листочек.
Дети. Подорожник, дай нам один листочек для совы.
Воспитатель срезает подорожник, указывает на стрелочки на карте-схеме.
Воспитатель. Дети, стрелочка ведет нас к дереву, с которым нас просила поздороваться Мурая сова. Как оно называется?
Дети. Береза.
Воспитатель. Наша белоствольная красавица нравиться всем. Это дерево символ России. Послушайте про нее стихотворение.
Если б дали березе расческу,
Изменила б березка прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косички.
-Дети, обратите внимание, что за домики на березе и кто в них живет?
Дети. Это скворечники, а живут в них скворцы.(воспитатель показывает картинки с изображением скворца).
Воспитатель. А какие еще птицы прилетели из теплых краев?
Дети. Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, лебеди, соловьи, кукушка.
Воспитатель. Этих птиц называют перелетными, потому что они весной прилетают к нам, а осенью улетают в теплые края. Птицы очень заботливые, они строят гнезда, а затем выводят птенцов и учат их летать.
Воспитатель. Хорошо, спасибо. Стрелочка ведет нас дальше и указывает на еще одно дерево. Пойдем поближе к нему. Как называется это дерево?
Дети. Липа. Здравствуй липа.
Воспитатель. Правильно, это липа, а еще ее называют «сладкое дерево». Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что, когда липа зацветает, вокруг нее летают пчелки и собирают нектар для меда.
Воспитатель. Красивое дерево липа. Послушайте про нее стихотворение:
Выросла я липка
Тоненькой и гибкой,
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом,
Береги меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою,
Поливай меня!
Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом и для пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.
Дети прощаются с липой.
Стрелочка ведет нас дальше и указывает на другое дерево. Послушайте про него стихотворение:
- Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щёголь
Догадались? - Это (тополь)
(Дети подходят к нему, здороваются)
Это дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее.
Дыхательная гимнастика
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)
Воспитатель обращает внимание детей на его сильный ствол, пышные ветви.
Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что его так крепко удерживает в земле? (Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).
- Давайте поиграем
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногам
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель. Стрелочка указывает нам еще на дерево, подойдем к нему, поздороваемся с ними. А как называется это дерево?
Дети. Клён.
Как вы догадались, что это клён, ведь листочки на нём ещё не распустились?
Дети. По плодам-крылаткам. Они летают точно самолётики.
Воспитатель. Клён-это самостоятельное, по-своему гордое дерево, не сравнимое ни с чем. Клён называют музыкальным, «певучим деревом», т. к. из его древесины изготавливают кларнеты.
Стрелочка ведет нас дальше и указывает на другое дерево. Что это за дерево?
Дети. Яблоня.
Воспитатель. Да, но она здесь растет не одна, а с подружками, чтобы ей не было скучно. Какие они все красивые, все в белом цвету, а какой приятный аромат идет от них. Послушайте стихотворение о яблоньке.
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-прибелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька
Подружитесь вы со мной.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на рябину. Она похожа на другие деревья? Чем она похожа? Как вы считаете, рябина это дерево или куст?
Дети: Это кустарник.
Воспитатель: Правильно, кустарник, потому что у неё несколько тонких стволов.
Воспитатель. Посмотрите вот мы пришли к сове.
Сова. Здравствуйте, дети, я вас очень ждала. Получили ли вы мою телеграмму?
Воспитатель. Получили, Мудрая Сова, все выполнили, о чем ты просила, и принесли лекарственной травки, чтобы ты полечила свою лапку.
Сова. Да, приключилась со мной беда: решила я подготовить лес к приходу лета, стала убирать сухие ветки и поранилась. Прослышала я про волшебную травку, которая лечит ранки, и решила попросить, чтобы вы ее принесли. Только забыла как она называется.
Дети. Подорожник.
Дети прикладывают к лапке Совы лист подорожника и перевязывают бинтом.
Сова. Спасибо, мне сразу стало легче. А сейчас я вас приглашаю вас поиграть со мной в мою любимую игру «Совушка-сова».
Проводится игра
Хорошо мы с вами поиграли. А сейчас на прощание хочу вам кое-что подарить.
Раздает детям медальоны «Люби и береги природу»
Воспитатель и дети. До свидания, мудрая сова. Жди нас еще в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического досуга в форме экологической тропинки для детей старшего дошкольного возраста. "Мой адрес не дом и не улица"
Цель:1.Продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.2. Закреплять знания детей о среде обитания живых объектов.3. Направлять поведение и деятельность детей в природ...
«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
Наблюдения в природе осенью....
Занятия на экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста
Материал содержит конспект занятия с детьми на экологической тропе....
Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.
На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
КОНСПЕКТ прогулки по экологической тропе с детьми 2 младшей группы в весенний период
Материал является конспектом прогулки по экологической тропе в весенний период с детьми 2 младшей группы...