Конспект занятия по окружающему миру на тему: 'Веселая масленица'.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Масленица -замечательный,светлый и радосмный праздник проводов зимы и встречи весны.Это исконно русский народный праздник:веселый,шумный,озорной и очень вкусный.Каждый дошкольник в нашем детском саду теперь сможет сказать,что же такое-МАСЛЕНИЦА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 395.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Веселая масленица»
Провела воспитатель:Петрова Татьяна Андреевна.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам проведения народного праздника Масленицы. Задачи:
- расширить уровень представлений детей о народном празднике Масленице;
- воспитывать духовно-нравственные чувства к традициям и обычаям своего народа;
- обогащать словарь образными выражениями, распознавать смысл пословиц и поговорок про Масленицу;
- создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица.
Ход занятия:
Воспитатель: С давних времен люди верили, что смены времен года не будет, если они вовремя не проведут нужный обряд. Чтобы пришла весна, положено было зиму проводить. А провожали зиму веселым и шумным праздником – Масленицей. К празднованию Масленой недели готовились заранее: заливали для катаний ледяные горки, строили снежные городки, украшали сани и упряжь для лошадей. На Масленицу было принято навещать родных и принимать гостей. Приход гостей – радость, честь. На этой неделе перед постом нельзя было есть мясо, но теперь пир на весь мир. На столы выставляли вкусную еду: много пирогов, рыбы, яица, творог и любые молочные блюда, в том числе сыр, поэтому масленую неделю еще называли сырной. Особое значение имели блины. Говорили: «Без блинов – не Масленица», «Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся, на горах катаемся, Блинами объедаемся!». Как вы думаете, почему блин символ Масленицы? На что он похож? Какого цвета, формы?
Дети: на солнце.
Воспитатель: «Масленица идет блин да мед несет». Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Когда солнце становится теплым, приветливым?
Дети: Весной. Значит блины ели, чтобы солнце ярче светило, весна быстрее пришла.
Воспитатель: Люди говорили: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Вспомните, какие бывают блины?
Дети: Блины пшеничные, гречневые, с начинкой.
Воспитатель: Как называют начинку на Масленицу.
Дети: Блины с припеком.
Воспитатель: С чем подавали блины?
Дети: со сметаной, вареньем, медом.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Радость – в каждый дом! Встанем утром рано, напечём блинов:
С творогом, сметаной, с мёдом. Будь здоров! С маслом и вареньем, вот Вам угощенье! Масленицу встретим. Чучело сожжём. Праздник мы отметим. Радость – в каждый дом! Яркий лучик солнца –Каждому в оконце! (Н. Губская)
На Масленицу вдоволь ели и пили квас, чтобы весь год был урожайным и сытным. Поэтому первый блин всегда отдавали нищим. На Масленицу гуляли, праздновали. Какой символ Масленицы вы знаете ещё, кроме блинов?
Дети: чучело.
Воспитатель: Точно! Раньше дети вместе со взрослыми делали чучело и наряжали - это символ зимы. Называли чучело - Масленицей. Как вы думаете: Во что наряжали чучело? Где ставили чучело? Зачем сжигают Масленицу?
Дети: Славят весну, просят доброго урожая.
Рассматривание иллюстрации на тему «Масленица.
Воспитатель: Любимым занятием детей было катание с горок на салазках, рогожке, старом корыте. Взрослые ездили на ярмарку. Разъезжали на тройке лошадей по улицам.
Физминутка: Игра-хоровод русская народная «Колпачок». Ход игры:
Водящий в ярком колпачке сидит в центре круга. Дети водят вокруг него хоровод и поют: «Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, Танцевать заставили»
Все хлопают в ладоши, а водящий танцует. «Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!»
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: «Танцевать заставили».
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют: «Танцуй, танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!» Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Воспитатель: Сколько дней народ празднует Масленицу?
Дети: 7 дней.
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет своё название:
Понедельник– встреча. Делают куклу Масленицу, дети катаются с горки и поют песни.
Вторник–заигрыш. Ходят от дома к дому, поздравляя с Масленицей, поют, шутят, в этот день начинаются игры, девицы качаются на качелях, ездят на лошадях.
Среда - лакомка. Начинают кататься с гор. Взрослые, родственники ходят, друг к другу в гости, угощаются блинами и другими масленичными продуктами (икра рыбы, сметана, мед, яйца, варенье). В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины.
Четверг - широкая Масленица. В этот день больше всего развлечений. Ряженые веселят народ, все угощаются блинами, пляшут, водят хороводы, поют песни и частушки.
Пятница – тещины вечерки. Теща угощает зятя блинами.
Суббота–золовкины посиделки. Молодожены приглашают родных к себе в гости за стол, а своим золовкам – сестрам мужа они вручали подарки.
Воскресенье – прощеный день. Проводы Масленицы, сжигают куклу с песнями, разбрасывают по полю пепел, чтобы собрать богатый урожай. В последний день масленицы все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом: “Прости меня, если виноват” — “И ты меня прости” — “Бог простит”. Все это сопровождалось поклонами и поцелуями. Ребята давайте посмотрим, как русские художники изображали праздник на картинах (рассматривание иллюстраций).
Воспитатель: Ну, вот наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Широкая масленица».
Подготовительная группа...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект-занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Масленица"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20676584","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20676587","attributes":{"alt":"","class"...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...