Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе «Путешествие по России»
подготовила: Гаврилова Е.В.
воспитатель, высшей квалификационной категории
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к своей Родине.
Задачи: Воспитывать уважительное отношение к символам государства, расширять знания о городах России и реках; называть и рассказывать о народных промыслах; воспитывать любовь к России. Обобщить и систематизировать знания детей о нашей великой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитывать у дошкольников любовь к своей Родине. | 120.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45» город Саров, Нижегородской области
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе «Путешествие по России»
подготовила: Гаврилова Е.В.
воспитатель, высшей квалификационной категории
Саров, 2018г
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к своей Родине.
Задачи: Воспитывать уважительное отношение к символам государства, расширять знания о городах России и реках; называть и рассказывать о народных промыслах; воспитывать любовь к России. Обобщить и систематизировать знания детей о нашей великой Родине.
Материалы: Изображения гербов и флагов, ребусы, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков. Географическая карта мира, лепбук, магнитофон, запись музыкального сопровождения.
Предварительная работа: Беседы о символах России, обсуждение символики других городов; чтение стихотворений; обсуждение, разбор значения пословиц о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; дискуссии, рассматривание иллюстраций. Творчество по теме: «Народного декоративно – прикладного искусства». Слушание гимна России.
Ход занятия
Воспитатель: У каждого человека есть Родина страна, где он родился и вырос. Как называется наша страна , в которой мы с вами родились?
Дети (Катя): Страна, в которой я родилась называется Россия.
Воспитатель: Что вы можете сказать о нашей стране?
Дети (Никита): Наша страна огромная, величавая, любимая
Дети (Миша) богатая, гостеприимная, сильная, щедрая, красивая
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети (Диана): Родина – это где живут мои мама и папа, бабушка и дедушка
Дети (Алёна): Родина это от слова родное, близкое место, где всё близкое родное
Воспитатель: Катя нам подготовила стихотворение о Родине.
Великую землю, Любимую землю,
Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Народ русский мудрый, добрый, он сложил о своей Родине много пословиц. Давайте их вспомним.
Дети (Соня): Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
Воспитатель: о чём нам говорят эти пословицы
Дети (Ваня): О том, что нужно беречь и защищать свою Родину.
Воспитатель: (дети подходят к географической карте) Ребята, посмотрите как велика наша Родина. Это самая большая страна из всех стран, которые есть на нашей планете. (рассматривание карты мира).
Наша страна настолько огромна, что когда у нас начинается утро, то в Петропавловске – Камчатском начинается ночь. Чтобы пересечь нашу большую Родину с запада на восток потребуется семь дней на поезде. Много таит в себе земля русская. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России. На чём вам хочется путешествовать по просторам нашей страны.
Дети (Лера): Я хочу отправиться путешествовать на поезде, потому что можно останавливаться и подробнее изучить, узнать нашу Родину.
Воспитатель: Занимаем места в вагоне. (Звучит минусовка «Отправление поезда».) Мы приехали на станцию. Станция называется «Природная»
Ребята, по карте мы видим, что наша Родина – это огромная страна и её территория покрыта каким цветом?
Дети (Арина): Наша страна почти вся покрыта зелёным цветом
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом.(Растения, трава, деревья, лес)
Да, зеленый цвет- это природа нашей страны.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, которую придумала Катя
Дети (Катя):
Высокое, но не гора;
Меняет цвета, но не хамелеон
Растёт, но не человек;
Имеет листья, но не книга. (Дерево.)
Воспитатель: Правильно! Это дерево. Перечислите части дерева?(Корни, ствол, ветки, листья.)
В лесу легко дышать. Воздух чистый, свежий. Почему?
Дети (Ваня): В лесу легко дышать, потому что листья деревьев выделяют кислород, который необходим человеку. Поэтому лес надо беречь. Лес- это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.
Воспитатель: Ребята, какое дерево символ России?
Дети (Миша): Символ России - белая береза.
Воспитатель: Какими ласковыми словами можно называть берёзу?
Дети (Катя): Стройная, кудрявая, красивая, белоствольная.
Воспитатель: Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Белоствольная наша красавица и в песнях, и в загадках, и в сказках.
Песня: «Берёзки России» Слова О.Богдан; Музыка О.Обожин. Вокал: Кирилл Бикетов, Злата Шеховцева https://youtu.be/91RD1wbXHw8
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, какой цвет вы видите ещё?
Дети (Миша) : Коричневый
Воспитатель: Как вы думаете, что он обозначает?
Дети (Диана): горы.
Воспитатель: Горы имеют имена, давайте перечислим. ( Воспитатель предлагает детям показать горы и прочитать их названия – Кавказские горы, Эльбрус (5642м), Дыхтау (5204м), Джангитау (5085м)
На Дальнем Востоке и на Камчатском полуострове – горные хребты с большим количеством действующих и спящих вулканов, Курильские острова лежат. Именно здесь находится величественный спящий вулкан Эльбрус (5642 м), покорить который - честь для каждого уважающего себя альпиниста.
Эльбрус (5642м)
Дыхтау (5204м)
Джангитау (5085м)
Воспитатель: что нам дают горы?
Дети(Никита): Горы состоят из полезные ископаемые
Дети(Слава): Значками на карте обозначено, какие полезные ископаемые добывают.
Воспитатель: Ребята, что такое полезные ископаемые?
Дети (Катя): Это то, что находится в земле и что необходимо людям для жизни. Например, железо, чтобы строить самолёты, поезда
Дети (Алёна): Нефть, из неё делают бензин для машин, руда. Они нужны нам для благоустройства жизни. Полезные ископаемые, это богатство нашей Родины.
Физкультминутка:
Игра «Море волнуется раз»
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура, на месте замри!»
Воспитатель: Полезные ископаемые расположены в недрах земли, но и на поверхности земли тоже есть природные богатства. Какие?
Дети (Василиса): Леса, рощи, природа, флора и фауна.
Воспитатель: Ребята, продолжаем путешествие . Занимаем места в вагонах. Поехали.
Следующая станция называется «Волна»
Ребята, посмотрите на карту, синие волнистые линии на карте пересекают нашу страну. Как вы думаете, что это?
Дети (Илья): Это реки. Рек в России их много.
Воспитатель: Они полноводны и богаты рыбой. Реки и рыба обитающая в них – это тоже богатство, достояние нашей Родины. Их надо беречь. Как можно это сделать?
Дети (Ваня): Реки нельзя засорять, кидать мусор, потому что рыба может погибнуть.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю решить ребусы и узнать какие же реки есть в нашей стране.
1. Эта река. (НЕВА)
2. Название этой реки? (МОСКВА)
3. Эта река названа. (ВОЛГА)
Воспитатель: Какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)
Воспитатель: В каждой стране есть главный город, который называется столица. Назовите столицу России.
Дети (Илья): Москва столица России.
Москва - столица
автор: Галина Бугаева
Москва, Москва моя - столица,
Во всех нарядах хороша,
Сегодня ты в наряде - птица,
Летящая под облака.
Легка, вся в белом и искришься,
Лучами обнята ты вся,
Подняв на высоту зарницы,
Ты стала краше в облаках.
Внизу земля в цвету растений,
Река Москва в улыбке сна,
А сторожитель Петр гений,
Стоит как страж, храня века.
Для каждого Россия - светлость
И непременно красота,
Москва - столица неизменна,
Руси, России на века.
Воспитатель: В нашей стране много городов. Какие города вы знаете? (Нижний Новгород, Казань, Саранск, Владивосток и т.д.)
Воспитатель: Пора нам в путь. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.
Мы приехали на станцию «Народных промыслов»
Воспитатель: Наша страна богата мастерами, посмотрите какие замечательные поделки представлены на нашей выставке. Нижегородская область – это сосредоточение ремёсел. Предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.
Дети (Миша): Предлагает вам отгадайть загадки.
- Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.) - Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.) - Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.) - Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
Воспитатель: Мы вспомнили с вами названия изделий Народных промыслов. Народ на Руси не только умеет работать, создавать прекрасные вещи, но и отдыхать, веселиться. Поиграем сейчас в русскую народную игру «Золотые ворота» Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
или другой вариант
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
Воспитатель: Ребята, поиграли и отправляемся в путь.
Следующая станция называется «Государственная». Ребята, вы сказали, что столица нашей Родины – это город Москва, здесь находится правительство нашей страны. Ребята, назовите президента нашей страны?
Дети (Катя): Владимир Путин
Воспитатель: Назовите государственные символы нашей страны. ( Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель: Символы государства - это символы, объединяющие людей одной страны. Нас с вами.
Воспитатель: Покажите герб нашего государства. (Раскладываются гербы, дети выбирают из предложенных гербов герб России.)
У каждого города есть свой герб. Покажите герб Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Сарова. Нам Лера прочтёт стихотворение о гербе:
Дети (Лера):
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
Воспитатель: У России есть ещё и гимн. Что такое гимн?
Дети (Лера): Гимн – это песня, которая прославляет нашу Родину.
У каждой страны свой гимн.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на флаг России, он состоит из поперечных полос. Это называется триколор.
(Задание) Найдите флаг нашей страны среди других. (Предлагаются изображения флагов. Дети выбирают из предложенных флаг России.)
Дети (Ваня):Стихотворение:
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
И. Агеева
http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в ремесленную, где вы изготовите герб, флаг нашей Родины, символику нашей страны. Перед работой нам нужно подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
В стране, где мы с тобой живем,
Флаг гордо реет над Кремлем.
Он белый, как снега России,
Как небеса над нами, синий.
И цвета утренней зари
Внизу полоска, посмотри.
Пока он вьется над Кремлем,
Спокойно мы с тобой живем! (Массаж пальчиков)
Воспитатель обсуждает с детьми какие материалы модно взять для своей творческой работы, дети выполняют работу под музыку.
Итог занятия: Ребята, наше путешествие заканчивается. Мы с вами путешествовали по нашей необъятной Родине? Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да. Мы побывали и во всех уголках нашей страны.
Воспитатель: Россия наша Родина, она прекрасна, щедра и богата природными ресурсами, которые надо беречь.
Дети: Богата русскими умельцами, мастерами по разным ремёслам. Гжель, хохлома, дымковская игрушка. Их создают люди, наши соотечественники.
Воспитатель: Родину надо любить, относиться бережно и гордиться, что мы
Родились и выросли в этой замечательной стране. Родина у каждого человека одна, как мама.
Используемая литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
- Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
- Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.
- Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
Интернет ресурсы
- https://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/podvizhnye-igry-v-pomeshchenii/2223-igr ;
- http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/15-stikhi-o-moskve.html ;
- http://detskie-stihi.com/stihi-o-gosudarstvennom-flage-rossii
- https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.html
- https://www.youtube.com/watch?time_continue=55&v=91RD1wbXHw8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"
Открытое занятие по патриотическому воспитаниюв подготовительной группе "Путешествие по России"Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и системати...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"
Воспитание патриотических чувств к своей стране - России.Закрепление знаний о России....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе" Путешествие по России"
Тема: «Путешествие по России»Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольногоЗадачи:- обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"
Патриотическое воспитание...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России".
Конспект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
Занятие направлено на обобщение знаний детей о России, воспитание любви к Родине, гражданско–патриотические чувства....
- Мне нравится (1)