Рабочая программа по экологическому воспитанию "Мир растений"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка»
Принято Утверждаю
На педагогическом совете заведующий МБДОУ Детский сад «Вишенка»
Протокол __Федоненко Л.В.__/______________ /
От «____»_________201____г. Приказ от «_______»_______201____г.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Рабочая программа по экологическому воспитанию «Мир растений»
на 2017-2018 учебный год
Подготовительная группа «Почемучки»
Разработала:
Васильева И.Ю.
С. Алтайское 2017
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………….3
Раздел 2. Календарно – тематическое планирование (6-7лет)…………………………………………………………7
Раздел 3. Учебно-методический комплекс……………………………………………………………………………..13
Раздел 1. Пояснительная записка
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться" –
писал В. А. Сухомлинский.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Тип программы: вариативная программа дошкольного образовательного образования
Статус программы: рабочая программа по экологическому воспитанию
Форма деятельности: занятие
Режим деятельности
Категория | Сроки освоения | Объём времени (ч) | ||
Неделя | Месяц | Год | ||
Дети 6-7 лет | 1 год | 1 | 4 | 35 |
Методы педагогической диагностики (мониторинга): Карта оценки эффективности педагогических воздействий
Требования к уровню освоения рабочей программы
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения) в ознакомлении с окружающим:
-познакомиться с миром грибов нашей местности, их многообразием и полезными свойствами
- получить представление об съедобных и безопасных грибах;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов
- выучить стихи, загадки, песни о растениях, деревьях, кустарниках.
- знать правила поведения в природе и соблюдает их.
- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы
Цель:
создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;
Задачи:
Образовательные:
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах, растениях, деревьях, кустарниках разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Познакомить с правилами поведения в лесу.
- Обогатить словарный запас детей. Познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками,
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей.
- Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
- Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ.)
Воспитательные:
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
- Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Раздел 2.
Календарно – тематическое планирование.
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
месяц тема | вид деятельности | цель | дата проведения | кол-во часов |
сентябрь тема: «Грибы» | занятие «Раз грибок, два грибок» | Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами. | 5.09 | 1 |
занятие «Грибное царство, ягодное государство» | Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес. | 12.09 | 1 | |
лепка «Грибная полянка» | Учить передавать форму объекта, совершенствовать приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | 19.09 | 1 | |
рисование «Грибы в лесу» | Учить рисовать разные по форме, строению, цвету грибы. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Расширять знания о многообразии грибов. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | 26.09 | 1 | |
октябрь | Просмотр телепередачи «Аркадий Паровозов спешит на помощь - Неизвестные грибы и ягоды» - серия 11 | Учить, внимательно смотреть телепередачу. Делать выводы из увиденного. Развивать внимание, мышление, речь. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | 3.10 | 1 |
тема: «Грибы» | Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» | Учить отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать наиболее запомнившейся момент из произведения. Развивать речь, память, мышление. Воспитывать интерес к художественной литературе. | 10.10 | 1 |
Статья из детской энциклопедии: «В мире грибов». | Формировать знания детей о грибах их строении, грибнице. Развивать логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе. | 17.10 | 1 | |
занятие «Грибными дорожками»Л.Г. Горькова стр163 Стихи и речевые упражнения «Масленок», «Мухомор», «Опята» | Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы. Развивать память, воображение, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру. Закрепить знания детей об особенностях произрастания и внешнем виде съедобных и ядовитых грибов. Развивать кругозор, и словарный запас. Воспитывать интерес, любознательность. | 24.10 31.10 | 1 1 | |
ноябрь | занятие «Много леса – не губи, мало леса - береги, нет леса посади» Л.П.Молодова стр 290 | Учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров, развивать умение не причинять вреда ничему живому в нем. Воспитывать ответственность и бережное отношение к лесным богатствам. | 7.11 | 1 |
тема «Деревья» | занятие рисование «Люблю березку русскую» | Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать позитивное отношение человека к природе, воспитывать | 14.11 | 1 |
Статья из детской энциклопедии леса «Береза» | Рассказать о способах размножения березы. Развивать знания о пользе березы в медицинских целях. ( деготь, березовые почки березовый сок ). Воспитывать бережное отношение к деревьям. | 21.11 | 1 | |
Просмотр презентации «Русские березки» | Учить любоваться красотой дерева в разное время года. Развивать умение выражать эмоции в речевой форме, развивать культуру речи. Воспитывать любознательность. | 28.11 | 1 | |
декабрь | Занятие «Под дубовым шатром» Л.П.Молодова стр 209 | Дать детям понятие о том, что в природе все взаимосвязано. Развивать понятие о взаимозависимости растений и животных. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | 5.12 | 1 |
тема «Деревья» | занятие « Кора деревьев» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. | 12.12 | 1 |
Викторина о лесе Л.Г. Горькова стр 214 | Расширить знания о лесе. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ. Воспитывать экологическую культуру детей. | 19.12 | 1 | |
январь тема «Деревья» | рисование «Зимний лес» | Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; об | 16.01 | 1 |
Статья из детской энциклопедии: «Как устроено дерево». | Познакомить со строение дерева. Выяснить, как можно определить возраст дерева. Развивать знания о жизненном цикле деревьев. Воспитывать любознательность. | 23.01 | 1 | |
Экологический КВН Н.В.Коломина стр 142 | Формировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе. Учить отгадывать загадки, задавать вопросы друг другу. | 30.01 | 1 | |
февраль | Просмотр презентации «Декоративные кустарники» | Познакомить детей с кустарниками : сирень, барбарис, жимолость, ирга, боярышник, калина и т д. Развивать образное мышление, способствовать развитию эмоциональной сферы. Воспитывать эстетическое восприятие. | 6.02 | 1 |
тема «Кустарники» | Занятие «Прогулка по лесу» Л.П.Молодова стр 140 | Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет. Развивать знания о дарах, которые дает лес человеку. | 13.02 | 1 |
Беседа «Как вести себя в природе» Л.П.Молодова стр 234 | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Учить верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Воспитывать у детей нормы и правила поведения в природе и следовать им. | 20.02 | 1 | |
Дидактичекая игра «Чей листок?» | Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Учить определять лист по внешнему виду. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям. | 27.02 | 1 | |
март | Чтение сказки Е.А. Алябьева «Спор деревьев» | Закреплять знания о деревьях родного края: отличительных особенностях их внешнего вида. Развивать умение сравнивать объекты по основным признакам. Воспитывать умение наблюдать. | 6.03 | 1 |
тема «Деревья» | Занятие «Хвойные деревья» | Формировать знания о хвойных деревьях. Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек. | 13.03 | 1 |
Беседа «Пусть зелень украшает все вокруг» Л.П.Молодова стр 260 | Учить бережно, относиться к зеленым насаждениям. Учить правилам посадки и ухода за зелеными насаждениями. Развивать культуру речи. Воспитывать самостоятельность. | 20.03 | 1 | |
Статья из детской энциклопедии: «Хищные растения» | Познакомить детей с растениями хищниками. Учить делиться впечатлениями от услышанного. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любознательность. | 27.03 | 1 | |
апрель | Занятие «Одуванчик» Л.П.Молодова стр 290 | Объяснить детям, что в природе большинство растений произрастает из семян. Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет. Показать, что даже простые цветы очень красивы, когда они живые. Развивать любознательность, интерес к растениям. Воспитывать бережное отношение. | 3.04 | 1 |
тема «Цветы» | Опыты и наблюдения «Как устроен цветок» А.И. Иванова стр 68 | Учить детей сравнивать цветы растений размер одиночных цветов и цветов, собранных в соцветия. Развивать речь логическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | 10.04 | 1 |
Занятие «Что есть у каждого растения» А.И. Иванова стр 68 | Обобщить знания о строении растений. Развивать представления о разнообразии внешнего вида всех его органов. Учить, сравнивать растения и узнавать по их внешнему виду. | 17.04 | 1 | |
Экскурсия на луг Л.П.Молодова стр 112 | Ознакомить детей с разнообразием растений на лугу. Научить различать обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту природы. Показать, что луг- это не только растения, но и насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав. | 24.04 | 1 | |
май | беседа «Бывают ли растения вредными» Л.П.Молодова стр 63 | Объяснить детям, что в дикой природе не бывает ни вредных , ни полезных растений, а каждый из них выполняет свою важную роль поддерживая природное равновесие. | 8.05 | 1 |
тема «Цветы» | рисование «Весенние первоцветы» Л.Г. Горькова стр 214 | Расширять знания детей о весенних первоцветах. Развивать речь детей, активизировать внимание и память. Формировать интерес к окружающему миру. Учить рисовать разные по форме, строению, цвету цветы. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Воспитывать любовь к природе. | 15.05 | 1 |
занятие «Растение – не только Земли украшение» | Учить понимать происходящие в природе процессы. Дать представление о значении растений. Показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. | 22.05 | 1 | |
Развлечение «Зеленая аптека» Л.П.Молодова стр 63 | Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Развивать знания об их применении и правилах сбора. Воспитывать экологическую культуру. | 29.05 | 1 |
Учебно- методический комплекс
- Л. П. Молодова Методика работы с детьми по экологическому воспитанию.- Мн.: ООО»Современная школа», 2005.-512с.
- А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.- М.:ТЦ Сфера. 2007.-240с.
- Л.Г. Горькова сценарии занятий по экологическому воспитанию.-М.ВАКО,2011.-240С.
- Н.В.Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду-М.: ТЦ Сфера, 2003-144с.
- Е.А. Алябьева Познавательное развитие ребенка : сказки о природе.- М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.
- Горы, леса, и растительный мир Ростов на Дону: Владис, 2016.- 128 с-.(Большая детская энциклопедия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет
Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...
"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» В. Су...
Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.
«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...
Рабочая программа по экологическому воспитанию "Экскурсия в мир воды»
Программа расчитана для детей 4-5 лет....
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».
Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....