Рабочая программа по экологическому воспитанию "Мир растений"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка»

Принято                                                                                                                                                                                              Утверждаю

На педагогическом совете                                                                                         заведующий МБДОУ Детский сад «Вишенка»

Протокол                                                                                                                                      __Федоненко Л.В.__/______________  /

От «____»_________201____г.                                                                                              Приказ от «_______»_______201____г.

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Рабочая программа  по экологическому воспитанию  «Мир растений»

на 2017-2018 учебный год

                                                                             Подготовительная группа «Почемучки»

Разработала:

Васильева И.Ю.

С. Алтайское 2017

Содержание

Раздел  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………….3

Раздел  2.  Календарно – тематическое планирование (6-7лет)…………………………………………………………7

Раздел  3.  Учебно-методический комплекс……………………………………………………………………………..13

Раздел 1. Пояснительная записка

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка впервые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные  дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Тип программы: вариативная программа дошкольного образовательного образования

Статус программы: рабочая программа по экологическому воспитанию

Форма деятельности: занятие

Режим деятельности

Категория

Сроки освоения

                                                   Объём времени (ч)

        Неделя

            Месяц

                   Год

Дети 6-7 лет

1 год

1

4

35

Методы педагогической диагностики  (мониторинга): Карта оценки эффективности педагогических воздействий

Требования к уровню освоения рабочей программы

К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должны быть сформированы следующие знания и умения) в ознакомлении с окружающим:

-познакомиться с миром грибов нашей местности, их многообразием и полезными свойствами

-  получить представление об съедобных и безопасных грибах;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов

- выучить стихи, загадки, песни о растениях, деревьях, кустарниках.

- знать правила поведения в природе и соблюдает их.

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы

Цель:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах, растениях, деревьях,  кустарниках разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу.
  • Обогатить словарный запас детей.  Познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками,
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать  сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ.)

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Раздел 2.

Календарно – тематическое планирование.    

Раздел 3. Учебно-методический комплекс

месяц

тема

вид деятельности

цель

дата проведения

кол-во

часов

сентябрь

тема: «Грибы»

занятие «Раз грибок, два грибок»

Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

5.09

1

занятие  «Грибное царство, ягодное государство»

Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

12.09

1

 лепка «Грибная полянка»

Учить передавать форму объекта, совершенствовать приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

19.09

1

рисование «Грибы в лесу»

Учить рисовать разные по форме, строению, цвету грибы. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Расширять знания о многообразии грибов. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

26.09

1

октябрь

 Просмотр телепередачи «Аркадий Паровозов спешит на помощь - Неизвестные грибы и ягоды» - серия 11

Учить, внимательно смотреть телепередачу. Делать выводы из увиденного. Развивать внимание, мышление, речь. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

3.10

1

тема: «Грибы»

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»

Учить отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать наиболее запомнившейся момент из произведения. Развивать  речь, память, мышление. Воспитывать интерес к художественной литературе.

10.10

1

Статья из детской энциклопедии: «В мире грибов».

Формировать знания детей о грибах их строении, грибнице. Развивать логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.

17.10

1

занятие «Грибными дорожками»Л.Г. Горькова стр163

Стихи и речевые упражнения «Масленок», «Мухомор», «Опята»

Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы. Развивать память, воображение, наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру.

Закрепить знания детей об особенностях произрастания и внешнем виде съедобных и ядовитых  грибов. Развивать кругозор, и словарный запас. Воспитывать интерес, любознательность.

24.10

31.10

1

1

ноябрь

 занятие «Много леса – не губи, мало леса - береги, нет леса посади» Л.П.Молодова стр 290

Учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров,  развивать умение не причинять вреда ничему живому в нем. Воспитывать ответственность и бережное отношение к лесным богатствам.

7.11

1

тема «Деревья»

занятие рисование «Люблю березку русскую»

Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать позитивное отношение человека к природе, воспитывать
любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности
 изображения березы.

14.11

1

Статья из детской энциклопедии леса «Береза»

Рассказать о способах размножения  березы. Развивать знания о пользе березы в медицинских целях. ( деготь, березовые почки березовый сок ). Воспитывать бережное отношение к деревьям.

21.11

1

Просмотр презентации «Русские березки»

Учить любоваться красотой дерева в разное время года. Развивать умение выражать  эмоции в речевой форме, развивать культуру речи. Воспитывать любознательность.

28.11

1

декабрь

Занятие «Под дубовым шатром» Л.П.Молодова стр 209

Дать детям понятие о том, что в природе все взаимосвязано. Развивать понятие о взаимозависимости растений и животных. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

5.12

1

тема «Деревья»

занятие « Кора деревьев»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что
даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая,
тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за
лесом, за птицами, за животными.
Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что
изготавливают из коры деревьев. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое
отношение к ним

12.12

1

Викторина о лесе Л.Г. Горькова стр 214

Расширить знания о лесе. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ. Воспитывать экологическую культуру детей.

19.12

1

январь

тема «Деревья»

рисование «Зимний лес»

Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории;  об
особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; Учить замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции) совершенствовать технику изображения. Развивать наблюдательность.  Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

16.01

1

Статья из детской энциклопедии: «Как устроено дерево».

Познакомить со строение дерева. Выяснить, как можно определить возраст дерева. Развивать знания о жизненном цикле деревьев. Воспитывать любознательность.

23.01

1

Экологический КВН Н.В.Коломина стр 142

Формировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе. Учить отгадывать загадки, задавать вопросы друг другу.

30.01

1

февраль

Просмотр презентации «Декоративные кустарники»

Познакомить детей с кустарниками : сирень, барбарис, жимолость, ирга, боярышник, калина и т д. Развивать образное мышление, способствовать развитию эмоциональной сферы. Воспитывать эстетическое восприятие.

6.02

1

тема «Кустарники»

Занятие «Прогулка по лесу» Л.П.Молодова стр 140

Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет. Развивать знания о дарах, которые дает лес человеку.

13.02

1

Беседа «Как вести себя в природе» Л.П.Молодова стр 234

Закрепить знания о культуре поведения в природе. Учить верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Воспитывать у детей нормы и правила поведения в природе и следовать им.

20.02

1

Дидактичекая игра «Чей листок?»

Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Учить определять лист по внешнему виду. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

27.02

1

март

Чтение сказки  Е.А. Алябьева «Спор деревьев»

Закреплять знания о деревьях родного края: отличительных особенностях их внешнего вида. Развивать умение сравнивать объекты по основным признакам. Воспитывать умение наблюдать.

6.03

1

тема «Деревья»

Занятие «Хвойные деревья»

Формировать знания о хвойных деревьях. Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек.
Расширять активный словарь.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

13.03

1

Беседа «Пусть зелень украшает все вокруг» Л.П.Молодова стр 260

Учить бережно, относиться к зеленым насаждениям. Учить правилам посадки и ухода за зелеными насаждениями. Развивать культуру речи. Воспитывать самостоятельность.

20.03

1

Статья из детской энциклопедии: «Хищные растения»

Познакомить детей с растениями хищниками. Учить делиться впечатлениями от услышанного. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать любознательность.

27.03

1

апрель

Занятие «Одуванчик» Л.П.Молодова стр 290

Объяснить детям, что в природе большинство растений произрастает из семян. Семена образуются на месте цветка, сорванный цветок семян не оставляет. Показать, что даже простые цветы очень красивы, когда они живые. Развивать любознательность, интерес к растениям. Воспитывать бережное отношение.

3.04

1

тема «Цветы»

Опыты и наблюдения «Как устроен цветок» А.И. Иванова стр 68

Учить детей сравнивать цветы растений размер одиночных цветов и цветов, собранных в соцветия. Развивать речь логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

10.04

1

Занятие «Что есть у каждого растения» А.И. Иванова стр 68

Обобщить знания о строении растений. Развивать представления о разнообразии внешнего вида всех его органов. Учить, сравнивать растения и узнавать по их внешнему виду.

17.04

1

Экскурсия на луг Л.П.Молодова стр 112

Ознакомить детей с разнообразием растений на лугу. Научить различать обычные цветущие травы. Учить ценить и беречь красоту природы. Показать, что луг- это не только растения, но и насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав.

24.04

1

май

 беседа «Бывают ли растения вредными» Л.П.Молодова стр 63

Объяснить детям, что в дикой природе не бывает ни вредных , ни полезных растений, а каждый из них выполняет свою важную роль поддерживая природное равновесие.

8.05

1

тема «Цветы»

рисование «Весенние первоцветы» Л.Г. Горькова стр 214

Расширять знания детей о весенних первоцветах. Развивать речь детей, активизировать внимание и память. Формировать интерес к окружающему миру. Учить рисовать разные по форме, строению, цвету цветы. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Воспитывать любовь к природе.

15.05

1

 занятие «Растение – не только Земли украшение»

Учить понимать происходящие в природе процессы. Дать представление о значении растений. Показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

22.05

1

Развлечение «Зеленая аптека» Л.П.Молодова стр 63

Закрепить знания детей о лекарственных растениях. Развивать  знания об их применении и правилах сбора. Воспитывать экологическую культуру.

29.05

1

Учебно- методический комплекс

  1. Л. П. Молодова  Методика работы с детьми по экологическому воспитанию.- Мн.: ООО»Современная школа», 2005.-512с.
  2. А.И.Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.- М.:ТЦ Сфера. 2007.-240с.
  3. Л.Г. Горькова сценарии занятий по экологическому воспитанию.-М.ВАКО,2011.-240С.
  4. Н.В.Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду-М.: ТЦ Сфера, 2003-144с.
  5. Е.А. Алябьева Познавательное развитие ребенка : сказки о природе.- М.: ТЦ Сфера, 2017.-128с.
  6. Горы, леса, и растительный мир Ростов на Дону: Владис,  2016.- 128 с-.(Большая детская энциклопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6 - 7 лет

Рабочая программа по экологии для детей 6 - 7 лет разработана на основе программы "Детство"...

"Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей 6-7 лет"

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»   В. Су...

Моя рабочая программа по экологическому воспитанию. Программа формирования ценностей здорового образа жизни средствами природы.

«Путешествие в страну питания»Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанн...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе

Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей группе «Наш дом – природа».

Будущее дошкольников зависит от образовательной культуры. Экологическое воспитание и образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....