Проект экология.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Алексеевна

Цель проекта: формировать у дошкольников устойчивое желание бережного отношения к воде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект экология.50.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»


111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А                                                                  тел.:(495) 672-02-35

e-mail: 1637@edu.mos.ru                                                                                       тел./факс: (495) 672-01-99

Проект
«Кот Маклай и Родничок» 
в подготовительной к школе группе

                                                               Автор:

                                                               учитель-дефектолог

                                                               Смирнова И.А.            

                                                                       

                                                                       

Москва, 2016 год

Название проекта: «Кот Маклай и Родничок»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Актуальность проекта: дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Этапы работы над проектом.

I. Подготовительный этап: 

Место проведения: ГБОУ города Москвы «Школа № 1637».

Постановка проблемы: запасы пресноводной воды с каждым годом истощаются всё больше и больше, вода загрязняется. Поэтому детям необходимо привить навыки экологически грамотного отношения к воде в быту, создавая условия для понимания необходимости бережно относиться к водным ресурсам. Родники всегда являлись основными источниками чистой пресной питьевой воды, выполняют огромную роль в жизни человека. Наблюдая за водой научить детей видеть красоту природы, познакомить с ее свойствами и значением.

Цель проекта: формировать у дошкольников устойчивое желание бережного отношения к воде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе в целом.

Задачи проекта: 

  • Формировать элементарные представления у детей дошкольного возраста о запасах пресной воды на Земле.
  • Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением и способах их решения.
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного обращения с водой.
  • Развивать творческие способности в процессе исследовательской деятельности.
  • Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
  • Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды.
  • Воспитывать желание передавать полученные знания младшим детям.

Участники проекта:

  1. Воспитанники подготовительной к школе группы.
  2. Родители детей.
  3. Воспитатель Краснянская А.С.
  4. Учитель-дефектолог Смирнова И.А.

Срок реализации: краткосрочный с сентября по февраль.

Методологическая база проекта:

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. – М. : Линка-Пресс, 2004.

Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008.  Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др.]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015.

Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11, 12.

Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники - М., Линка – Пресс, 2002.

Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015.

Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015.

«Юные экологи Москвы» учебно-методический комплект для экологического образования дошкольников и младших школьников, созданный при поддержке ГПБУ «Мосприрода», 2015.

Планирование предстоящей деятельности:

  • Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему.
  • Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний.
  • Установление взаимных  контактов с детской библиотекой, с сотрудниками ООПТ. Изготовление дидактических пособий, журнала опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о воде по методике «Модель трех вопросов» («Что дети знают?», «Что дети хотят узнать?», «Где найти ответы?»).

В соответствии с интересующими детей вопросами педагоги помогли обозначить направления исследования, а воспитанники определили тему экологического проекта «Кот Маклай и Родничок».

Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты творческой деятельности. В результате дети предложили создать продолжение экологической сказки Н.А. Рыжовой «Кот Маклай и дерево Кверкус», а интересующая их тематика определила название «Кот Маклай спасает родничок».

II. Основной этап. 

Основной этап разрабатывался на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Формы и методы работы.

Познавательная деятельность:

  • Беседа «Что такое вода и ее свойства». Цель: познакомить с физическими свойствами воды; с понятием «запасы пресной воды на Земле»; воспитывать активную экологическую позицию, осознание беречь воду.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: развивать представление о воде, дать знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Вода и ее состояния», использование материалов из учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы».
  • Чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой из учебно-методического комплекта  «Юный эколог Москвы»
  • Рассматривание схемы «Река»,  создание альбома «С чего начинается река»,  Цель: формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.
  • Чтение стихотворений А. Алферовой «Родничок», С. Кац «Родничок», Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о родниках и круговороте воды в природе, закрепить знания детей об испарении воды.
  • Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Кому нужна вода».
  • Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение.
  • Организованная образовательная деятельность (ООД) осуществлялась воспитателем и учителем-дефектологом  в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Материал о том, как вода приходит в дом, изучали по плакату из учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы».  

Исследовательская и продуктивная деятельность:

  • Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание эскиза к макету «Родник в лесопарке города Москвы».
  • Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды.
  • Рисование «Путешествие кота Маклая». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды.
  • Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Вода и ее состояния», использование материалов из учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы».
  • Дидактическая игра «Где спряталась родничок? ». Цель: закрепить знания детей о том, где и по каким признакам можно найти родник, использование материалов из учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы».
  • Совместная деятельность родителей и детей, проведение экспериментальных опытов «Как очистить воду», «Испарение воды». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественного явления.
  • Художественное творчество (оригами). Изготовление бумажных стаканчиков и лодочек для экспериментальной деятельности совместно с родителями.

Творческая деятельность:

  • Придумывание и разучивание сценария экологической сказки «Кот Маклай спасает родничок», распределение ролей. Цель: развивать творчество, воображение, самостоятельность.
  • Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр.
  • Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности. На прогулках дети играли с водой: «Тонет – не тонет», «Рыбалка».
  • Выполнение творческих работ совместно с родителями в работе над макетом «Родник в лесопарке города Москвы». В ходе самостоятельной деятельности дошкольники пришли к выводу, что беречь воду необходимо. Родители были привлечены к работе при опросе членов семьи на тему, осознают ли они важность экономии воды и как экономят воду.

III – этап. Заключительный.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Создание макета «Родник в лесопарке города Москвы».

2. Выставка рисунков «Путешествие кота Маклая».

3. Оформление альбомов: «Вода и ее состояния», «С чего начинается река», «Кому нужна вода?».

4. Создание и инсценировка экологической сказки «Кот Маклай спасает родничок».

Продукт проектной деятельности: рисунки детей – иллюстрации к пособию Н.А. Рыжовой «Экологические сказки», сочинение продолжения экологической сказки «Кот Маклай спасает родничок», инсценировка и представление сказки детям старшей и средней групп ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1637».

Родителями вместе с детьми были разработаны, проведены  и оформлены в виде альбомов журналы опытов и экспериментов с водой. Организованна выставка для родителей и детей других групп с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных своими руками по теме «Берегите воду – источник жизни на земле». Цель: повысить уровень информированности родителей и детей о просветительской деятельности учреждения в вопросах экологической культуры.

Результативность.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной и творческой активности детей, расширению кругозора.

Дети: имеют представления о воде и ее разнообразных состояниях в природе. Могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают различные свойства воды. Дети умеют делать выводы по результатам опыта, используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Педагоги:  подготовили конспекты бесед, наблюдений, проект и конспект инсценировки экологической сказки.

Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта. Родителями совместно с детьми составлены альбомы проведения опытов о свойствах воды.

Диагностика проведена по результатам методике «Модель трех вопросов».

  1. Что дети знают?

Вода бывает разная чистая и грязная, холодная, горячая, ее можно окрашивать (Андрей).

Вода пробивается из-под земли. Это родник. (Павел).

При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее (Арина).

После дождя лужи высыхают (Вика В.).

Если в лесу в жаркий день найти лужу, то там есть родник (Вика П.).

Река берет свое начало в роднике, а заканчивается в море (Никита).

Воду нужно беречь, дома закрывать кран, а в лесу очищать родники и укреплять их берега (Егор).

2. Что дети хотят узнать?

Почему вода в течет? (Егор)

Почему море заполняется, а через край не льется? (Павел)

Куда девается вода после дождя? (Вика В.)

Почему вода в роднике холодная? (Арина)

Почему мокрый пол становится сухим? (Андрей)

Кто живет в реке? (Вика П.)

Как родник пробивается на свет? (Никита)

3. Где найти ответы?

Совместные ответы детей и родителей:

- Поискать с родителями в Интернете

- Почитать в книгах, словарях, энциклопедиях

- Посмотреть по телевизору мультфильмы, передачи.

- Провести наблюдение в природе опыты и эксперименты

Результаты знаний детей по теме «Вода и ее свойства».

1. Что такое вода?  

2. Где встречается вода?  

3. Всегда ли вода одинаковая?

4. Какими свойствами вода обладает?

5. Что такое родник?

6. Как найти родник в лесу?

7. Куда течет река?

8. Что случиться с природой, если родник пересохнет?

9. Как вода попадает к нам в дом?

10. Как беречь воду?

Методика оценки:

3 балла – высокий уровень – ребенок отвечает полно, без помощи взрослого;

2 балла – средний уровень – ребенок отвечает с небольшими затруднениями;

1 балл – низкий уровень – ребенок не может ответить.

Рекомендации для внедрения:

В ходе реализации проекта расширятся знания детей о воде, ее значении в окружающем мире. Материалы проекта могут быть использованы в работе над темами: «Вода. Ее состояния», «Жизнь родника», «Значение воды».

Оформление результата проекта в виде видеофильма и создание макета «Родник в лесопарке города Москвы», конспект инсценировки экологической сказки «Кот Маклай спасает родничок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Экология в лицах»

Тема проекта: «Экология в лицах». Тип проекта: творческий. Сроки реализации: с 03 по 17 декабря 2007 г. Проблема: Есть ли в нашем городе фотографы, писатели, поэты, воспевающие природу родного к...

проект "Экология начинается с семьи"

В рамках проекта "Экология начинается с семьи"  представлена презентация опыта экологического воспитания в двух семьях группы. в материал входит план мероприятий в рамках проекта и конспекты....

Проект "Экология души" во 2 младшей группе детского сада

Проект по экологическому воспитанию детей 3-4 лет "Экология души"Цель проекта : участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Задачи про...

Проект "Экология Югры"

Целью проекта является воспитание элементов экологического сознания у детей....

Проект экология

Проект экология и опыты для родителей...

Проект «Экология».Тема проекта: «Чудесное лукошко»

Цель проекта:обогатить представления детей об осени как времени  года.помочь детям увидетьвсю красоту осенней природыюРасширять представления детейоб овощах и фруктах,их полезных свойствах.Создат...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...