Петрушка- главный герой кукольного театра
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кустова Ирина Сергеевна

Петрушка- главный герой кукольного театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrushka-_glavnyy_geroy_kukolnogo_teatra.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

на тему «Петрушка – главный герой кукольного театра»

по игровому развитию детей

старшего дошкольного возраста

                                                                                                               

Пыть-Ях, 2014

Цель: Развитие воображения и формирование навыков совместного творчества, через различные виды деятельности.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Расширить и закрепить представления детей о кукольном театре через   образ Петрушки.
  2. Привить навыки игры на различных инструментах.

 Воспитательные:

  1. Формирование представления о народных праздниках.
  2. Формирование навыка коллективной деятельности.
  3. Воспитание толерантного отношения к участникам образовательных отношений.

  Развивающие:

  1. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, театральной, изобразительной)
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать зрительно-моторную координацию.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, познавательная, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Развивающая среда: (мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиоаппаратура, телевизор).

Материал и оборудование: картинки музыкальных инструментов, перчаточная кукла «Петрушка»; бубен, бубенцы, трещетки, колокольчики, клеевые карандаши, лист А3, картинки Петрушки, цветные карандаши, заготовки маскарадной маски.

Ход непосредственно-организованной деятельности

  1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться- «Доброе утро!».

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

-Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Здравствуйте!

Скажите ребята, а вы любите праздники?

Выражают своё мнение.

А какие праздники вы знаете и любите?

Вспоминают названия праздников.

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. ( слайд № 2 – 4)

 (показ слайда с изображением народного гуляния)

И вот на этих праздниках показывали кукольные представления, вы знаете, что это такое?

(демонстрация слайда   о кукольном театре)

Каких персонажей кукольного театра вы знаете и любите?

Выражают своё мнение, вспоминают героев кукольного театра.

А у меня тоже есть любимый персонаж. Хотите узнать кто?

Эмоционально откликаются.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать.

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

(появляется перчаточная кукла петрушка)

П: - здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Как я рад вас видеть! Я так люблю петь и танцевать! А хотите послушать моё любимое произведение?

Приветствуют Петрушку.

Выражают своё мнение. Эмоционально откликаются.

(Звучит запись РНП «Как у наших у ворот») Петрушка танцует.

Дети внимательно слушают и наблюдают за действиями Петрушки.

Ребята, вам понравился танец Петрушки?

Выражают свои мнения о прослушанном произведении.

Какой характер у этой музыки?

Пытаются подобрать различные слова, характеризующие музыку.

Как вы думаете, музыка похожа на нашего петрушку?

Выражают своё мнение по данному вопросу

2. Актуализация.

А что вы знаете о петрушке?

Делятся знакомой информацией о Петрушке.

А что нового вы бы хотели о нём узнать?

Пытаются сформулировать то, о чём хотели бы узнать.

А где мы можем это узнать?

(задаёт наводящие вопросы)

Дети предполагают возможные варианты.

Спросить у взрослого.

Посмотреть в книге/энциклопедии.

Увидеть по телевизору

  1. Восприятие и усвоение нового.

Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. (слайд № 5).

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль). (слайд № 6)
   Первое упоминание о кукольном театре в России было почти 400 лет назад! (слайд № 7)

   Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. (слайд № 8)        

     Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов.  (слайд № 9)

     Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! (слайд № 10). В других странах тоже были герои, похожие на Петрушку. (слайды № 12 – 15)

  1. Динамическая пауза «Поплясать становись».

Поплясать становись и дружку поклонись – 2 раза,

Будем все приседать, дружно сесть, дружно встать – 2 раза,

Машут ручки ребят, это птички летят – 2 раза,

Ручки хлоп, ручки хлоп, еще раз хлоп да хлоп – 2 раза,

Ножкой топ, ножкой топ, еще раз топ да топ – 2 раза,

Не шали, не шали, не шали со мной дружок,

Не шали, не шали, покружись еще разок.

Вот и кончился пляс, поклонились еще раз – 2 раза

5. Практическая работа.

Отлично. А сейчас мы продолжим наш разговор о Петрушке в центрах активности. И нам необходимо определиться, в каком центре вы сегодня будете работать, в тот центр и пойдёте!

Итак, те, кто из вас попадут театральный центр, помогут Петрушке подготовиться к празднику, создать необычную маску.

В центре музыкальных инструментов вы узнаете про шумовые инструменты и даже сможете подготовить для Петрушки музыкальный подарок.

А в центре искусства вас ждут увлекательные задания и совместная работа над картиной, которую мы подарим Петрушке.

Как вы думаете, интересная работа нас ждёт?

Да!

Тогда распределяемся по центрам и начинаем!

(Наблюдает и по необходимости направляет детей в центры).

6. Заключительная часть/Рефлексия.

Обсуждение того, чем дети занимались в центрах, что получилось, что было сложно. (Педагог задаёт наводящие вопросы).

Представление работ.

Образ Петрушки.

Музыкальный подарок для Петрушки.

Вручение коллажа.

Интернет-ресурсы.

  1. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7418-konstrukt-po-tekhnologii-soobshchestvo.html
  2. https://dou23neftekamsk.edu-rb.ru/
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ranego-vozrasta-iz-opyta-raboty.html
  4. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/17/razvitie-vnimaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  5. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/organizovannaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-v-mladshey-gruppe-quot-zayka-quot-1227961
  6. http://www.maam.ru/maps/news/30705.html
  7. https://uchsovet.ru/publikacii/oo/1774
  8. http://www.myshared.ru/slide/639087/
  9. http://raguda.ru/vs/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-doshkolnogo.html
  10. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/02/17/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po
  11. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-fizicheskomu-razvitiyu-tema-vesna-prishla.html
  12. http://www.myshared.ru/slide/901972/
  13. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/17/vidy-deyatelnosti-igrovaya-dvigatelnaya-poznavatelno
  14. http://www.myshared.ru/slide/1090184/
  15. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-fizicheskomu-razvitiyu-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy-letchiki.html
  16. https://dou28neftekamsk.edu-rb.ru/
  17. https://my.mail.ru/community/visss/multipost/840F00008CB38805.html
  18. https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokutema-kukolniy-teatr-russkaya-narodnaya-skazka-kolobok-v-klass-723759.html
  19. http://doshkolnik.ru/musika/12167-muzykalnaya-deyatelnost.html
  20. http://anchiktigra.livejournal.com/1812878.html
  21. https://infourok.ru/prezentaciya-vneshkolnogo-meropriyatiya-dlya-pyatiklassnikov-529108.html
  22. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/01/31/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-uchashchihsya-5-7
  23. https://infourok.ru/narodnie-prazdniki-na-rusi-897061.html
  24. http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/scenariy-na-temu-zdravstvuy-leto.html
  25. http://translate.academic.ru/здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые/mj/ru/
  26. http://www.maam.ru/detskijsad/rosija-rodina-moja-92302.html
  27. https://infourok.ru/konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya_po_izo_i_tehnologii_na_temu-179764.htm
  28. http://ppt4web.ru/muzyka/jarmarochnye-guljanija.html
  29. http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=8865&st=40
  30. https://my.mail.ru/community/vsemvam/multipost/2B0700009300490A.html
  31. http://pedsovet.su/load/31-1-0-5675
  32. http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-metody-individualizaci-obrazovatelnogo-procesa-v-dou.html
  33. http://ru-wiki.ru/wiki/Петрушка_(персонаж)
  34. http://rodnichok.mmc-pytyach.org/(Сохраненная копия)
  35. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/petrushka.html
  36. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/03/proekt-shchelkunchik
  37. https://infourok.ru/konspekt-uroka-teatr-petrushki-414499.html
  38. http://www.art.ioso.ru/wiki/index.php/2.Петрушка
  39. http://maskball.ru/szena/kukly_spektakli_petrushka.html
  40. http://www.booth.ru/petrushka/swazzle2.shtml
  41. http://www.showplacetravel.com/puppet-show/61
  42. https://otvet.mail.ru/question/83050827
  43. http://супертинейджеры.рф/load/v_gostjakh_u_ozornika_petrushki/58-1-0-5946(Сохраненная копия)
  44. http://pippilotta-kids.ru/content/teksty-pesen/2-3-goda
  45. http://barmaleyka.nethouse.ru/articles/98270
  46. http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/vneklassnye_zanjatija/tema_proekta_kto_takoj_petrushka/23-1-0-266(Сохраненная копия)
  47. http://www.rustoys.ru/zakroma/Petrushka.html
  48. http://www.zamschool.ru/Fail_teacher/v_gostjakh_u_ozornika.doc
  49. http://jollity.narod.ru/dolls.html
  50. http://www.eduprezent.ru/detail_8787.html
  51. http://gorod.tomsk.ru/index-1279833092.php
  52. http://www.elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html(Сохраненная копия)
  53. http://hitcrazy.ru/hc-song/ladushki_popljasat-stanovis
  54. http://www.webkind.ru/text/85879150_6451151p912106811_text_pesni_poplyasat-stanovis.html
  55. http://www.midi.ru/song/155074/
  56. : http://forum.in-ku.com/printthread.php?t=135668&pp=15&page=22
  57. http://stomaster.livejournal.com/2126938.html
  58. http://kykolnik.livejournal.com/858914.html
  59. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/11/19/konstrukt-nash-zelyonyy-drug


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА

Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА...

Сценарий сказки кукольного театра "Петрушка и Капризка"

Сценарий сказки для детей средней группы....

Сценарий сказки для кукольного театра: « Петрушка и Капризка»

Кукольная инсценировка « Петрушка и Капризка», с использованием кукол Би-Ба-Бо...

Конспект занятия факультатива «Кукольный театр малышам» на тему: «Драматизация сказки «Страшный зверь» (отбор главных героев сказки) во второй младшей группе

Цели: развивать актерские способности по средствам мимики, жестов, характера изображения персонажей сказки;побуждать детей объективно оценивать выбор главных героев сказки;дать понятия «актер&ra...

Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".

Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....

Сценарий сказки кукольного театра "Петрушка и Капризка"

Поучительное сказочное представление о капризной Матрёшке и её друзьях....

Сценарий сказки для кукольного театра « Петрушка и Капризка»

Цели и задачи:Образовательные: Обучать детей приемам манипулирования куклами би-ба-бо. Закреплять правильное произношение всех звуков.Развивающие: Развивать монологическую и диалогическую речь детей....