"Как лесные звери к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Брухальская Ольга Васильевна

Конспект занятия по экологии в старшей группе ДОУ на тему:"Как лесные звери к зиме готовятся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lesnye_zveri_-_medved_i_belka_-_gotovyatsya_k_zime.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Основная образовательная программа: «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

Возрастная группа: старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Как лесные звери — медведь и белка — готовятся к зиме».

Цель: дать детям представления как лесные звери готовятся к зиме.
Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей представления о том, что лес — это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство, осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов).

Развивающие: 

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей — от лета к зиме.

Развивать речь детей, активизировать словарь на основе углубления знаний о лесных обитателях.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к жизни животных.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая.

Оборудование для педагога: картины «Белки осенью», «Белки», «Медведи в осеннем лесу», «Купание медвежат».

Оборудование для детей: цветные карандаши, листы бумаги.

Интеграция образовательные областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативная развитие», «Физическое развитие».

         

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников.

Вводная часть

Воспитатель загадывает детям загадки о лесных обитателях:

Хожу в густой я шубке,        Он в берлоге спит зимой

Живу в густом лесу.        Под большущею сосной,

В дупле на старом дубе        А когда придет весна,

Орешки я грызу.        Просыпается от сна.

              (Белка.)        (Медведь.)

Дети отгадывают загадки.

Основная часть

1 микротема: «Беседа о лесе».

Воспитатель предлагает детям рассказать про лес: какой он, что там есть, кто живет, что растет. Выслушав ответы, обобщает: «Лес — это очень интересное место в природе. Самое главное в лесу — деревья. Ели, березы, сосны, липы и другие деревья растут часто, тянутся к свету, кроны их вверху смыкаются.
В густом лесу и неба не видно, и солнце редко появляется. В негустом — тоже тень и прохлада. Еще там растут разные кустарники, грибы и ягоды. В лесу на земле, деревьях, пнях и кустарниках живут звери, птицы, малые букашки — каждому отведено свое место. В лесу они находят и пищу, и дом, и укрытие от врагов. В лесу — среди деревьев, кустов и разных трав — они охотятся, пасутся, выводят потомство — в общем круглый год заняты делом. И чувствуют себя хорошо, потому что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу.

А сейчас мы с вами подробнее узнаем, как обитают в лесу белки и медведи.

2 микротема: «Рассматривание картин».

   Вопросы по картине «Медведи в осеннем лесу»: кто здесь изображен? Какое время года в лесу? Как вы узнали, что это осень? Что делает медведица? Что делают медвежата? Что было с семьей медведей до этого? Что было потом?

Выставляется картина «Купание медвежат». Вопросы: что делают медведи? Какое время года? Что делает медведица с медвежонком? Зачем она его купает? Где купаются медведи? Что обнаружил третий медвежонок? Что изменилось осенью? Какими стали медвежата? Что будет с ними зимой? Зачем они так много едят?

Демонстрируя следующую картину «Медвежья берлога», воспитатель поясняет: «А вот и зима. Медведям нечего есть: они залегли в берлогу и спят».

Аналогичным образом воспитатель рассматривает с детьми серию картин про белок, начав с картины «Белки осенью», чтобы показать, что в лесу происходит сейчас. Затем по картине «Белка с бельчатами в летнем лесу» обсуждается, что было до этого. Далее воспитатель демонстрирует картину «Белки спасаются от куницы», на которой представлена жизнь взрослых белок в трудное зимнее время.

3 микротема: «Последовательность событий в жизни лесных животных».

          Воспитатель спрашивает, какое время года было перед осенью. Предлагает посмотреть картины, на которых изображены белки и медведи летом.

Делается заключение: «Летом и у белки, и у медведицы детеныши были небольшие, они их кормили, заботились о них, охраняли от разных опасностей. Белка следила за малышами, когда они начали вылезать из дупла, затаскивала их обратно, чтобы не схватил какой-нибудь хищник. Медведица в летнюю жару купала медвежат в речке, чтобы им не было жарко. Летом тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна — растить свое потомство. Другое дело — осень: надо готовиться к очень трудному времени — ведь зимой и морозы, и еды никакой нет. Вот и готовится каждый зверь по-своему. А что же будет зимой?»

Воспитатель завершает свой рассказ: «К зиме белки повзрослели, разбежались по лесу, каждая начала заботиться о себе сама. А вот у медведей по-другому: медведица- мама медвежат от себя не отпускает, они еще не готовы самостоятельно жить в лесу, поэтому все вместе залегают в берлогу, чтобы проспать трудное голодное время».

Рассказы детей о лесе из личного опыта.

Дети рассматривают картины, отвечают на поставленные вопросы.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Заключительная часть (рефлексия)

    Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о том, как лесные жители готовятся к зиме.

Фоном звучит музыка П. Чайковского «Времена года».

Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как лесные звери к зиме готовятся" НОД в старшей группе детского сада с использованием ИКТ

На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психоло...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Как звери к зиме готовятся. Рисование тычками "Подарки зверям". во 2 младшей группе

В конспекте нод в игровой форме, с загадками и сюрпризными моментами идет ознакомление детей, как готовятся к зиме дикие животные: белка, заяц, медведь, волк, лмса. Здесь дети узнают, как называются д...

«Как лесные звери к зиме готовятся» Конспект открытого ООД по познавательному развитию в средней группе

ООД по познавательному развитию в средней группе. Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.Воспитывать любоз...

Сценарий развлечения для дошкольников "Как лесные звери к зиме готовились"

Сценарий развлечения для детей 5-7 лет с лесными героями: Осенью, Ежиком, Белкой, Лисой, Медведем....

Осенний праздник «Как лесные звери к зиме готовились!»

закреплять знания детей об образе жизни лесных зверей, о природных явлениях и признаках поздней осени; активизировать речь, развивать память, мышление, игровые навыки;воспитывать любознательность...