конспект занятия в старшей группе Северный полюс
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Развивать познавательный интерес к северной части России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное  дошкольное образовательноеучреждение

«Детский сад № 111 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

НОДв старшей группе на тему

« Путешествие на Север»

Образовательная область

познавательное развитие

Подготовил воспитатель старшей группы:

Багаева Н.Б

« Путешествие на Север»

Цель: Развивать познавательный интерес к северной части России

Задачи:

  • Образовательная: Дать детям более полные представления о диких животных Севера и особенностях их  приспособления к окружающей среде.  Знакомить с простейшими географическими представлениями. Учить делать выводы на основе простейших экспериментов.                                  
  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру России, дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к взрослым. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы Родины.
  • Развивающая: Развивать интерес к разнообразию климатических зон России. Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться  в явления и объекты природы. Продолжать развивать умение согласовывать слова в предложениях, подбирать прилагательные к существительному, вести диалог . Развивать  воображение,  творческие способности, волю. Развивать положительные эмоции через художественное слово. Развивать  память, внимание. Развивать мелкую моторику рук.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,

продуктивная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: познавательное , речевое, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, художественное слово, практический.

Оборудование: ноутбук, салфетки, емкость с водой, детский крем, клей, кисточка,  кусочек льда, снег,

Игрушки: белый медведь, тюлень, кит; бумажный цветик-семицветик, макет корабля.

Иллюстрации: северного сияния и животных севера, айсберга,  картина Севера.

Словарная работа: Арктика, северное сияние,

Предшествующая работа: занятие о Севере, просмотр иллюстраций, видеороликов, чтение рассказов, разучивание загадок и стихов.

Содержание организованной деятельности воспитателя и детей

Мотивация деятельности детей.

На столе лежат: кусочек льда, снег,  игрушечный белый медведь, пингвин, белёк- детёныш тюленя - накрытые салфеткой.

Воспитатель:- Дети, вам интересно узнать, что лежит под салфеткой?  (ответы детей) Воспитатель открывает предметы.

Воспитатель:- Внимательно посмотрите на эти предметы и скажите, где их можно увидеть?

Дети: На Севере

Воспитатель: Правильно! Ещё Север называют Арктикой. Я предлагаю вам совершить путешествие в Арктику.

Основная часть.

Кто покажет на карте России, где находится  Арктика? (воспитатель вызывает ребенка к карте). Каким цветом изображена Арктика? (белым) Почему? (много снега) Дети, посмотрите, а наш Саратов находится вот здесь.(воспитатель показывает место нахождения г. Саратова)

Воспитатель: Долгий и сложный путь от Саратова до Арктики.

- Волшебный цветик-семицветик поможет нам быстро добраться в Арктику!  (показывает цветик-семицветик) Лепестки у цветика-семицветика разного цвета. Как вы думаете, лепесток, какого цвета, нам надо оторвать,  чтобы попасть на Северный полюс? (белого)  Кто помнит волшебные слова про цветик-семицветик? (воспитатель предлагает одному ребёнку  произнести)

Ребёнок:- Лети, лети лепесток через север на восток, через запад, через юг, возвращайся сделав круг лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!

Воспитатель:- Вели чтобы мы быстро оказались на севере нашей страны- в Арктике. (отрывает белый лепесток) Дети, посмотрите какой большой ледокол. На этом ледоколе мы совершим путешествие. Проходите на борт ледокола осторожно, помогайте друг другу, мальчики пропускают вперёд  девочек. Занимайте свободные места. Я вас прошу быть внимательными, путешествие будет очень интересным.

Воспитатель:- Мы проплываем мимо огромных ледяных глыб. Как они называются? (айсберги) Что вы знаете об айсбергах? (огромные куски льда, часть айсберга видно над водой, а часть под водой)

Воспитатель предлагает ребёнку прочитать небольшое стихотворение.

Ребёнок:  

 Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
воспитатель:- О каком явлении природы говорится в стихотворении?
(Северное сияние.)  Какое северное сияние? (разноцветное, яркое, красивое, радужное…) Звучит фонограмма вьюги.

Воспитатеель:- Какая погода на северном полюсе?(морозная, холодная, суровая, снежная, ветреная…) Что ещё можно рассказать о погоде в

 Арктике ?(мало солнечных дней, длинная полярная ночь,  короткое лето…)

Несмотря на суровую погоду, здесь обитает много животных, птиц. Дети вам сейчас загадают загадки:

1.Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый...(морж)

2.Этот житель круглый год

Лишь на севере живёт.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.    (северный олень)

Каких ещё животных севера вы знаете? (белый медведь, песец, тюлень, северный олень, кит…) Предлагаю вам сойти на льдину и согреться с помощью игры, которая называется «Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко- натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки- хлопаем в ладоши
Ногами мы потопаем- топаем на месте 

И себя похлопаем- хлопаем по коленям 

На дворе мороз и ветер- плавные движения руками
На дворе гуляют дети- шагают

Руки, руки согреваем, руки, руки потираем- потирают руки
Чтоб не зябли наши ноги, мы потопаем не много: тот-топ-топ. 
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем- приседание

-  Как вы думаете, почему эти животные не мёрзнут? (толстый подкожный слой жира, шерсть не пропускает воду) Вам интересно понаблюдать за хозяином Арктики – белым медведем? (да)  Давайте тихо подойдём и понаблюдаем за ним. Смотрите  и слушайте внимательно, мы потом поговорим о белых медведях.(просмотр видео ролика о белых медведях)

Воспитатель: Нам пора возвращаться. (дети садятся на ледокол) Что нового и интересного вы узнали о белых медведях? (не бояться холода, питаются рыбой и мясом, хороший пловец  и терпеливый охотник, волоски на теле бесцветные и в них отражается солнце, вода не  проникает к телу животного, потому что волоски пропитаны жиром,  которое выделяется организмом медведя, медвежата рождаются очень маленькими и без шерсти, они питаются очень жирным молоком матери…). Медведь какой? (большой, смелый, косолапый, белый, северный) А какой медвежонок? (маленький, любопытный, озорной). Молодцы! Вы были очень внимательными и много узнали о белых медведях.

Нам пора выходить, наш корабль причалил к берегу.

Спасибо цветику-семицветику за интересное и познавательное путешествие на север России.

Дети, вам интересно узнать, почему белый медведь не покрывается льдом, когда выходит из воды? Чтобы узнать, как это происходит, я вас приглашаю  в нашу маленькую лабораторию.

Дети подходят к столам, на которых стоят ёмкости с водой.

Воспитатель:-  Опустите руку в воду, а затем выньте её из воды и рассмотрите.  Какая рука? (мокрая) Что произойдет с мокрой рукой, если она окажется на морозе?  (покроется ледяной коркой) Просушите руку салфеткой. Продолжаем  эксперимент. Нанесите крем на руку  и хорошо разотрите его. Опустите руку в воду, выньте её  и немного встряхните. Что произошло? (вода стекает с руки или собирается в капельки ) Вот и у медведь,  шерсть которого смазана жиром, после купания и встряхивания, вода стекает с волосков и мороз ему не страшен. Кто ещё использует эту особенность организма? (морж, тюлень, морской котик  и водоплавающие птицы)

Арктика очень красивая часть России и я решила сделать картину, но закончить её не успела.  Вы  поможете мне? (да) Что вы видите на картине? (айсберги, пингвинов, моржа, северное сияние, белого медведя и медвежонка)  Помогите сделать белого медведя и медвежонка из салфеток. Нужно взять маленький кусочек салфетки, скатать его в шарик и приклеить на смазанную поверхность силуэта животных на картине. Прежде чем приступить к работе, необходима тренировка пальцам.

Пальцы, пальцы помогите, салфетки в шарик превратите (имитируют смятие салфетки и скатывание в шарик). Дети выполняют задание.

Воспитатель:- Картина закончена. Спасибо. Очень красиво.

Заключительная часть:

Воспитатель: - О  чем мы сегодня говорили? (об особенностях Арктики, животных) Вы много знаете об Арктике и можете рассказать о ней своим родным и друзьям.

В России много красивых и интересных мест, с которыми мы будем продолжать знакомиться. Миша  Шарымов , прочитай пожалуйста  стихотворение В. Степанова «Необъятная страна»

 

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

 

Установка детям на дальнейшую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в средней группе "Северный олень"

Конспект занятий для средней группы с использованием музейных технологий....

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...