Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)
Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю вам не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
Мастер-класс
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Подготовил воспитатель
Пасаман Г.Ф.
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю вам не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.
Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации.
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.
Огромны воспитательные возможности театрализованной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе, магнитные доски: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Театр кукол на гапите. Гапит - деревянный стержень диаметром 10 мм. Головка куклы закрепляется на гапите, ниже крепится деревянный плечевой каркас На нем закрепляется поролоновая основа, с пришитыми к ней ручками и ножками. Сверху надевается костюм куклы. Следует научить ребенка правильно и вертикально держать куклу за гапит, не облокачиваться на ширму во время движения куклы.
Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учим держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.
Л. В. Артемова также выделяет, несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Основные требования к организации театрализованных игр
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.
Практическая часть
Уважаемая коллеги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы преступим к практической.
В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов кукол для театрализованной деятельности. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.
Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли все свои проблемы.
Предлагаю вам научиться создавать мини версию гапитных кукол. Театр кукол на палочках, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.
Изготовление театра на палочках
Театр на палочке пользуется большой популярностью среди детей, так как позволяет играть не только за ширмой, но и свободно передвигаясь по комнате. Кроме того, он легок в исполнении, требует минимум материалов и времени.
Для изготовления театра понадобятся:
- картон
- палочки
- скотч
- ножницы
- краски, карандаши
1. На картоне делаем наброски героев сказки. Для удобства можно распечатать готовые силуэты на плотной бумаге, вырезать из книги, раскраски.
2. Раскрашиваем фигуры.
3. Вырезаем фигуры героя. Обклеиваем скотчем лицевую и заднюю часть фигуры, обрезаем все лишнее.
4. Приклеиваем на заднюю часть палочку. Фигурка героя готова.
Мы же делали театр кукол на палочках (шпажках) без применения иголки и ниток, по типу «кукол мотанок». Использовали ткань для пэчворка, нитки, заготовки глаз, пенопластовые заготовки, чесаный лён и клей.
Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.
Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя вашей любимой сказки, немного применив фантазии и смекалки.
Заключительная часть.
А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того ч...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...
Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...