Творчество и самостоятельность детей в проектной деятельности по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Творчество и самостоятельность детей
в проектной деятельности по экологическому воспитанию
Стремись животных защищать,
Они ведь — братья наши
Стремись чуть — чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна
Кем без добра мы будем?
Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моего опыта работы с детьми.
В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение ФГОС дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Этим и объясняется актуальность выбранной мною темы.
Одним из эффективных методов работы с детьми является метод проектной деятельности.
Знания, приобретенные в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны и самостоятельны в своем творчестве и инициативности. При реализации проекта возникают интересные идеи, рождаются новые проекты.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, я тесно взаимодействую с семьями своих воспитанников, так как родители являются равноправными участниками образовательного процесса.
Работая по данной теме, я пришла к твердому убеждению: ребенок не полюбит, пока не будет иметь возможность самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Хорошо известно, что ни в один отрезок человеческой жизни идеи добра, жажда творить это добро, не усваивается так плодотворно, как в детстве.
Чувствую свою ответственность и испытываю потребность поделиться с ребенком тем, что знаю и чем восхищаюсь сама. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать природу, всё живое и проявлять заботу.
Метод проектной деятельности я использую в работе с дошкольниками с младшего возраста.
В прошлом году с детьми мы реализовали такие проекты: «Овощи на грядке», «Фрукты», «Волшебница вода» и летний проект «Насекомые».
Принимали участие в акции «Покормите птиц зимой» – изготавливали с родителями кормушки и развешивали их на территории детского сада, собирали корм для зимующих птиц, подкармливали их в течение холодов. Весной папа Саши К. сделал скворечники, разместили их на участках детского сада. Это позволило детям сделать выводы о необходимости отлета перелетных птиц осенью в теплые края.
В средней группе на тематической неделе «Домашние животные» прочитала детям стихотворение Алексея Дмитриева «Бездомная кошка». В ходе обсуждения дети наперебой рассказывали о том, что и у нас в городе очень часто можно увидеть несчастных бездомных кошек, у которых нет дома. Аня С. рассказала о том, что у них в подъезде жил бездомный котенок. Жители хотели помочь этому маленькому запуганному существу и начали его подкармливать. Котёнок ел, заглядывая в глаза, как будто спрашивая: «Почему у меня такая участь?». Затем котёнок пропал.
Возникло обсуждение между детьми.
Одни говорили о жалости к бедным животным – другие, словами взрослых, о том, что от животных много шерсти, они лезут на столы, портят мебель. Выяснилось, что у детей разное отношение к животным: и доброе, и безразличное, и неосознанное. Спор детей определил начало проектной деятельности. Сами придумали название проекта «Наши друзья – домашние животные»
Основная цель проекта – формировать доброе отношение к домашним питомцам и чувство ответственности за их жизнь и безопасность.
Для достижения цели, я определила ряд педагогических задач:
- поднять и обсудить с детьми проблему, бездомных животных;
- привлечь родителей воспитанников к совместной проектной деятельности;
- совместно с родителями помочь детям определить значимость домашних животных в жизни человека;
- найти причину появления бездомных животных на улицах;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- развивать нравственные чувства — сопереживание, доброту, ответственность за свои поступки;
- приобщать к экологической культуре через добрые детские дела.
Реализация проекта проходила в 3 этапа.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Он был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на привитие детям любви и бережного отношения к животным.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности, но и выделить образовательные задачи, организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности.
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.
-сделали подборку художественной литературы (сказок, стихов, загадок, считалок, дидактических и подвижных игр).
Разработала цикл занятий «Домашний любимец», содержание которых направлено на развитие познавательного интереса детей:
На данном этапе провела беседы:
-«Для чего нужны домашние животные»;
-«Значение животных в жизни человека».
-«Причины появления бездомных животных»;
-«Бездомные животные и их влияние на жизнь людей»;
Анкетирование родителей по теме «Домашние животные в семье».
Провела занятие по рисованию, на котором дети раскрашивали своих домашних любимцев, самостоятельно выбрав разные материалы для творчества.
-Завели «Жалобную книгу», которая заполнялась информацией, с помощью родителей, жалобами, поступившими от бездомных животных. Сделали вывод: люди сами виноваты в том, что много бездомных животных (хозяева избавляются от надоевших питомцев, которых завели, не подумав основательно). Когда оказывается, что за животным надо ухаживать, кормить, гулять, лечить, то нередко эти хозяева предпочитают просто выкинуть его на улицу, либо решают дать своему питомцу принести потомство, не подумав о судьбе будущих детёнышей.
ВТОРОЙ ЭТАП проекта – обсуждение поступивших жалоб.
После обсуждения София вдруг сказала: «Вот мы знаем, причины появления бездомных животных, а как же другие?». От воспитанников поступило предложение: рассказать об этом ребятам из другой группы, и открыть им пути решения проблемы бездомных животных:
- подкармливать и заботиться о бездомных животных;
- стараться найти хозяина бездомному животному;
- рассказывать об этой проблеме друзьям и взрослым.
А самое главное - следует с самого начала подумать: сможешь ли ты уделять своему питомцу достаточно времени, прежде чем взять его домой.
Решили поделиться с детьми 2 средней группы. Провели презентацию продуктов проекта.
Таким образом, РЕЗУЛЬТАТОМ проекта стало:
1. Рисунки «Мой любимый питомец»;
2. «Жалобная книга бездомных животных»;
3. «Книжки – малышки (Совместное творчество родителей и детей).
4. Развлечение «Четвероногие любимцы»
5. Презентация продуктов проекта детям 2 средней, 1 и 2 старшей, подготовительной групп.
Реализовывать проекты, кроме родителей, помогала музыкальный руководитель.
В заключение своего выступления хочется сказать, что работа проводилась не зря:
дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание;
узнали, что домашние животные играют в жизни человека важную роль;
как ухаживать за своим питомцем.
Поняли, что хозяин несет ответственность за жизнь своего домашнего животного и взаимоотношения между людьми и животными делятся на два понятия «мы для них» и «они для нас».
Научились сопереживать животным, оставшимся без хозяина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
пп...
Презентация "Творчество и самостоятельность детей в проектной деятельности по экологическому воспитанию"
Презентация "Творчество и самостоятельность детей в проектной деятельности по экологическому воспитанию"...
Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
*Цель: развитие у детей научно-познавательного интереса через практическую деятельность экологической направленности.*Задачи:*формирование у детей целостного восприятия окружающего мира;*развити...
Проектная деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Хозяева леса"
Важно, чтобы дети с раннего возраста знали об особенностях природы родного края. Мой проект направлен на ознакомления детей с природой Республики Хакасия, через него дети смогут узнать о животных,обит...
Сюжетно – ролевые игры к проектной деятельности по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Автором представлены сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать в работе по лексическим темам "Домашние животные", "Животные жарких стран"....