Программа кружка по экологии "Юные друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Кружок «Юные друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, что необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunye_druzya_prirody.docx | 52.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 118»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Заведующая МДОУ
от 31.08.2018г. «Детский сад №118»
протокол № . Н.В.Кочемасова
Приказ № от г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(дополнительная общеразвивающая программа)
«Юные друзья природы»
на 2018 – 2019 ученый год
для детей 5-7 лет
Срок реализации : 1 год
Составила :
воспитатель Тимонина Н.А.
Саранск 2018
Пояснительная записка
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Эколого - биологическое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение. Основными «помощниками» в достижении поставленных целей для нас дошкольных педагогов являются комплексные программы экологического воспитания для детей дошкольного возраста. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учётом приоритетного экологического направления работы ДОО. Программа построена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей разновозрастной группы. Срок реализации: 1 год. Программа учитывает психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи. Особенностью кружка является реализация регионального компонента. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.
Направления и актуальность:
Программа «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, что необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
В процессе занятий у детей формируются новые представления о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Образовательная программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Новизна .
Новизна программы состоит в том, что важная роль в изучении программного материала отводится непосредственному взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдение за жизнью растений и животных , экологические акции и др.). Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Педагогическая целесообразность программы .
Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что представления , полученные детьми после прохождения тем программы, могут использоваться ими в повседневной жизни: это знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой . Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.
Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:
При построении системы работы по программе мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Основной целью программы является:
- формирование экологического образования детей;
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и
любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению
повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей
элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе
взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование
мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и
последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к
самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего
мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; занятия в игровой форме; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность.
Методы проведения: рассматривание картин; труд в природе; коллективный труд; индивидуальные поручения.
Наглядные: наблюдения; кратковременные и длительные; определение предмета по определённым признакам; восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игра; эксперименты; дидактические игры (настольно-печатные,
словесные), игры-занятия; подвижные игры; творческие игры.
Словесные: рассказывание; беседа; чтение.
Время проведения: режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждый вторник с 16.00 до 16.25.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным
и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию
и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п | Наименование раздела модуля | Кол-во занятий | Кол-во часов | Теория | Практи- ка | |
1. | Вода. | 4 | 100 | 20 | 80 | |
2. | Воздух. | 3 | 75 | 15 | 60 | |
3. | Солнечная система. | 3 | 75 | 15 | 60 | |
4. | Почва. | 2 | 50 | 10 | 40 | |
5. | Полезные ископаемые. | 2 | 50 | 10 | 40 | |
6. | Растения. | 6 | 150 | 30 | 120 | |
7. | Животные. | 8 | 200 | 40 | 160 | |
8. | Лес. | 3 | 75 | 15 | 60 | |
9. | Итоговое занятие. | 1 | 25 | 5 | 20 | |
32 | 800 | 160 | 640 |
Перспективное планирование кружка
«Юные друзья природы»
Октябрь
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. |
2. | «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Дидактическая игра. « Какой вода бывает?» Вода в жидком состоянии, намороженный лед, Загадки о воде и её состоянии. |
3. | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти |
4. | «Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель. | Наборы для экспериментирования лабораторная посуда. |
Ноябрь
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. |
2. | «Прозрачный неведимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля,мыльные пузыри, воздушные шарики. |
3. | «Чистый и загрязнённый воздух.» | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. |
4. | «Солнечная система. Солнце – источник света и тепла.» | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли |
Декабрь
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе.» | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе | Горшочки для посадки Растений ( для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.) природы и время роста в светлом месте. |
2. | «Космос. Вселенная. Звёзды». | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Иллюстрации с изображением Вселенной , звёзд, фото космонавтов. |
3. | «Почва – верхний слой земли – «Живая земля»» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | Коллекция видов почв. |
4. | « Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.» | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. |
Январь
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Песок и глина» | Закрепить знания о минералах :песок, глина. | Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя. молоток, поднос для лепки, фишки для награждения |
2. | «Камни» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. | Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. |
3. | «Разнообразие видов растений» | Развивать интерес к растениям. Дать представление о том, что растения бывают разные. Познакомить с классификацией растений. | Различные гербарии, иллюстрации растений. |
4. | «Части растений». | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений |
февраль
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Развитие растений» | Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | Растения теневыносливые исветолюбивые. Баночки с водой для посадки, черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений. |
2. | «Комнатные растения». | Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | Иллюстрации комнатных растений , растения , лейка с водой , тряпочки. |
3. | «Понятие о дикорастущих и культурных растениях.Лекарственные и ядовитые растения» | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений |
4. | « Охрана растений. Красная книга природы» | Познакомить детей с охраняемыми растениями, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы. . |
Март
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Дикие и домашние животные» | Познакомить детей с разнообразными видами животных .Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» |
2. | «Рыбы.» | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). | Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, альбомы, цветные карандаши |
3. | «Земноводные.» | Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. | Иллюстрации с видами земноводных и местами их обитания. |
4. | « Пресмыкающиеся» | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания. | Иллюстрации с видами пресмыкающихся и местами их обитания. |
Апрель
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Насекомые» | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть их. | Наглядный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки – садки для насекомых. |
2. | «Птицы» | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам. | Наглядный материал «Птицы в картинках». |
3. | «Звери» | Учить группировать животных по общим признакам. | Материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» |
4. | «Животные разных континентов. Красная книга Природы». | Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» |
май
№ п/п | Тема | Цели | Дид. материал, оборудование |
1. | «Лес - как пример сообщества» | Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. | Иллюстрации. Заповеди правильного поведения людей в лесу. |
2. | «Лес и человек. Охрана леса» | Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. | Дидактическая игра: «Угадай правило» |
3. | «Десять заповедей друзей природы» | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. | |
4. | «Нужны все на свете (Обобщение знаний)» | Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. |
Список литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова ,А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Программа кружка «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» (литературный) Для детей 4-5 лет
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошк...
План работы кружка " Мы твои друзья, природа" подготовительной группы
laquo;Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский...
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Мы – друзья природы»...
Рабочая программа кружка "Мы - юные защитники природы"
Рабочая программа кружка "Мы - юные защитники природы" разработана для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада с целью воспитания экологической культуры дошкол...
Дополнительная программа кружка "В гостях у природы" 2021-2022г
Кружок "В гостях у природы"...