Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе .Тема "Водный мир"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема: «Водный мир»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Речевое развитие:
- Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- Побуждать образовывать прилагательные от существительных.
Познавательное развитие:
- Вызвать у детей познавательный интерес.
- Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
- Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) во время разгадывания загадок о рыбах.
- Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие:
- Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
- Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно – эстетическое развитие:
- Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум».
- Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
- Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К.Сен-Санса.
Физическое развитие:
- Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
- Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход НОД.
1. Путешествие.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба.)
2. Что мы знаем о рыбах?
- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?
- Плавают в воде;
- Имеют обтекаемое тело;
- Тело покрыто чешуей;
- Есть жабры для дыхания;
- Имеют центральную кость- позвоночник;
- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
- Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей.)
- Чем питаются рыбы?
- Насекомыми;
- Маленькими рачками;
- Листьями и стеблями водорослей;
Хищники:
- Планктоном;
- Мелкими рыбешками;
- Икрой;
- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
- Как мы называем водных обитателей:
- живущих в море? (морские);
- живущих в реке? (речные);
- в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
3. Речные рыбы.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд.)
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей.)
- Карась. (Слайд.)
- Щука. (Слайд.)
- Окунь. (Слайд.)
- Судак. (Слайд.)
- Карп. (Слайд.)
- Сом. (Слайд.)
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд.) Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.
(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей.)
- Морская звезда. (Слайд.)
- Морской конек. (Слайд.)
- Морской ёж. (Слайд.)
- Дельфин. (Слайд.)
- Кит. (Слайд.)
- Акула. (Слайд.)
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд.) Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Золотые рыбки. (Слайд.)
- Скалярии. (Слайд.)
- Гурами. (Слайд.)
- Меченосец. (Слайд.)
- Телескоп. (Слайд.)
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок». (Слайд.)
Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала- - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш.)
Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь.)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуёй.
- Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (Поровну, столько же и др.)
7. Физминутка. (Слайд.)
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)
8. Пластилинография «Аквариум». (Слайд.)
Работа выполняется под музыку К.Сен- Санса «Аквариум».
Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".
Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"
В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...
"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".
quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...