Игровая обучающая ситуация "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" (с литературным персонажем) старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект игровой обучающей ситуации "Прогулка по лесу древесная, очень интересная" по теме: "Природное сообщество - лес" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_obuchayushchaya_situatsiya_ovsyannikova_i_l.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала
Овсянникова Ирина Леонидовна,
воспитатель, МБДОУ«Детский сад №463», г.о. Самара
Игровая обучающая ситуация
"Прогулка по лесу древесная, очень интересная"
(с литературным персонажем)
старшая группа
Тема недели: "Природное сообщество - лес"
Задачи:
- развивать интерес к самостоятельному познанию объектов природы; расширять представления о природном сообществе - лес; подвести к осознанию разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая - природа, как среда жизни человека) и правил поведения в ней; закрепить умение пользоваться числами для обозначения количества предметов ("Познавательное развитие").
- обобщить знания об основных источниках и видах опасности в природе и способах безопасного поведения; побуждать к использованию принятых норм вежливого общения (внимательно слушать, строить свои высказывания исходя из задачи); воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям ("Социально-коммуникативное развитие").
- обогатить активный словарь за счет слов: бор, дубрава, роща; упражнять в согласовании числительного с существительным; упражнять в образовании прилагательного от заданного существительного и составлении словосочетания согласованного по роду; подвести к пониманию образности и выразительности языка литературных произведений ("Речевое развитие").
- побудить стремление к созданию поделки из природного материала и выделению выразительности природных объектов; активизировать проявление эстетического отношения к природе ("Художественно-эстетическое развитие").
- упражнять в ходьбе приставными шагами прямо и боком, сохраняя равновесие и правильную осанку ("Физическое развитие").
Методы и приемы:
- практические: загадывание загадок о лесе, еже; дидактические упражнения "Посчитаем шишки", "Выбери березовый чурбачок", "Выбери дубовый лист"; физкультминутка "Мы по полю пойдем..."; динамические паузы "След в след" и "Приставной шаг"; изготовление поделки из природного материала и пластилина "Ежик";
- наглядные: демонстрация репродукций картин И. Шишкин "Мостик в лесу", "Среди долины ровныя…", И. Левитан "Березовая роща"; рассматривание листьев березы, дуба, клена, чурбаков сосны и березы, желудей; показ образца поделки "Ежик";
- словесные: ситуативные разговоры о правилах поведения в лесу и пользе деревьев; чтение стихотворений П. Воронько "Дуб" и Т. Шорыгиной "Береза"; дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"; указания к дидактическим играм; пояснение к изготовлению поделки из природного материала.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: макет дерева; репродукции картин: И. Шишкин "Мостик в лесу", "Среди долины ровныя…", И. Левитан "Березовая роща"; тексты стихотворений П. Воронько "Дуб" и Т. Шорыгиной "Береза"; тексты загадок о лесе и еже; аудиозапись "Звуки леса"; игрушки: белка, поросенок, грибы; корзинка; листья, желуди; вывеска "Мастерская природы"; коврики "следы" и "кочки";
- раздаточный: природный материал: сосновые шишки, дубовые листья, березовые чурбаки, (по количеству детей); доски для лепки, пластилин серого и черного цвета, бумажные салфетки.
Содержание:
Дети входят в зал, из-за занавеса выходит воспитатель
в костюме Лесной царицы (зеленое платье украшенное листьями, ягодами и цветами, на голове венок из листьев, ягод и цветов).
В – ль: - Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я?
(ответы детей)
В - ль: - Я, царица! А название моего царства – государства вы узнаете, если отгадаете загадку.
Зимой в белом кафтане,
Весной в зеленом сарафане,
Летом в платье цветном,
Осенью в плаще золотом. (Лес)
(ответы детей)
В -ль: - Правильно, ребята, это лес! А я – Лесная царица! Вы когда-нибудь бывали в лесу? (ответы детей)
А сегодня я приглашаю вас в мое царство – государство, не за ягодами и грибами, а на прогулку древесную – очень интересную! Но сначала хочу вам напомнить, как правильно себя вести в лесу, чтобы с вами не случилась беда. Даже если вы почувствуете жажду, пить воду из родников, ручьев и рек нельзя, потому что она может быть грязная. Срывать незнакомые ягоды и грибы тоже нельзя, они могут оказаться ядовитыми. Ну и конечно нельзя влезать на деревья, вы можете упасть, пораниться, а врачи и больница далеко — помощь придет не скоро. Запомнили?
В – ль: - Тогда в путь!
(звучит музыка, проводится физкультминутка «Мы по полю пойдем…»)
В - ль: - Мы по полю пойдем,
Аромат свежих трав вдохнем!
(И.п. – о.с.; 1 – шаг правой ногой, руки в стороны, глубокий вдох; 2 – шаг левой ногой, руками обхватить плечи, выдох. Повторить 2 раза.)
- К речке выйдем – перепрыгнем!
(Прыжок через ленту голубого цвета – «речку»)
- Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку…
(дети садятся на лавочку, звучит фонограмма «Звуки леса»)
В - ль: - Хорошо в лесу осеннем! Ребята, скажите, без чего не бывает леса?
(ответы детей)
В - ль: - Правильно, ребята! Не бывает леса без трав и кустарников, птиц, насекомых, зверей. Но все же самые главные в лесу – это деревья. Ведь ЛЕС – это множество самых разнообразных деревьев, растущих, близко друг к другу. Ребята, названия каких деревьев вы знаете? Назовите.
(ответы детей)
В - ль: - Все деревья носят различные названия, и у леса в котором они растут, тоже есть имя. Если вы пришли в лес, в котором растут сосны, значит, вы оказались в сосновом бору.
(предложить детям хором повторить название «сосновый бор»)
- Если вы пришли в лес, в котором растут дубы, значит, вы оказались в дубраве.
(предложить детям хором повторить название «дубрава»)
- Если вы пришли в лес, в котором растут березы, значит, вы оказались в березовой роще.
(предложить детям хором повторить название «березовая роща»)
В - ль: - Слышите, ребята? Лес шумит, будто разговаривает. У каждого дерева свой голос, своя судьба. Деревьям есть о чем рассказать, есть, что вспомнить. Живут деревья долго! Давайте подойдем поближе…
(дети встают с лавочки и подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Шишкина «Мостик в лесу» и рисунок сосновой ветки, из-за «сосны» падают сосновые шишки)
В – ль: - Ой – ой – ой! Это кто озорничает – шишки в нас бросает?
(появляется игрушка - белка)
Белка: - Поклон тебе, Лесная царица! Здравствуйте, ребята! Я не озорничаю! Я готовлюсь к зиме – шишки собираю, они уже созрели, вот и падают с веток. А вы, ребята, зачем в лес пожаловали?
(ответы детей).
В – ль: - Я пригласила ребят на древесную прогулку!
Белка: - Это замечательно! Наш русский лес – чудесный лес! Здесь растет много полезных деревьев. Вот я, например, жить не могу без моей сосны. Здесь мой дом, знаете, как он называется?
(ответы детей)
Белка: - Правильно, дупло. На ветках сосны я играю со своими подружками – белками в горелки. Сосновыми шишками я питаюсь. Ой, какие они вкусные! Если правильно сосчитаете, сколько шишек упало с сосны, я их вам подарю!
В – ль: - Ребята, давайте соберем шишки в корзинку и посчитаем их.
(дети собирают шишки, проводится дидактическое упражнение
«Посчитаем шишки»)
В – ль: - Ребята, сколько шишек упало с сосны? (ответы детей)
Белка: - Молодцы, ребята! Сделайте из них поделки и украсьте ими свою группу в детском садике. А мне пора, потехе – час, а делу – время! До свидания!
(дети прощаются с белочкой)
В – ль: - Ну а мы, ребята, идем дальше. Впереди лесное болотце, нужно осторожно перепрыгнуть с кочки на кочку, не промочив ноги.
(проводится динамическая пауза «С кочки на кочку»
с использованием массажных ковриков)
В – ль: - Молодцы! А вот тот, кто шел перед нами, был не таким осторожным, как мы, ноги промочил и оставил на тропинке мокрые следы. Давайте пойдем по следам и узнаем, кто это и куда он направился.
(проводится динамическая пауза «След в след», дети подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Шишкина «Среди долины ровныя…» и рисунок дубовой ветки )
В – ль: - Ребята, смотрите, это кабан! Давайте посмотрим, чем он там лакомится? (показать детям желуди)
- Что это такое? (ответы детей)
- На каком дереве растут желуди? (ответы детей)
В – ль: - Правильно, это дуб. Самое могучее и величавое дерево русского леса. У него мощный ствол, густая крона и сильные корни, которые уходят глубоко в землю.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится:
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зеленый –
Значит, дуб выносливый, значит закаленный.
- Испокон веку на Руси дуб почитали как символ богатырской силы, здоровья и красоты. Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из нее делают красивые и прочные вещи, например – мебель. Из коры готовят целебные настои, которые лечат многие недуги (болезни). Да и желуди нравятся не только лесным животным, но и человеку. В давние времена люди собирали плоды дуба, высушивали их и перемалывали в муку, из которой пекли хлеб.
- А еще у дуба очень красивые листья: продолговатые, резные. Ребята, подойдите к столу и выберите дубовые листья.
(проводится дидактическое упражнение "Выбери дубовый лист")
В – ль: - Молодцы, ребята! Скажите, кокой лес называется дубравой?
Как выглядит дуб? Какую пользу приносит людям?
(ответы детей)
В – ль: - Много интересного вы узнали о дубе. Вот вам и подарок от лесного великана! Положим дубовые листочки в корзинку и продолжим путь. А лежит он через лесной овраг - мы пройдем по стволу упавшего дерева и выйдем на узкую тропинку, ступайте осторожно, не мните травы, цветы и грибы.
(динамическая пауза с использованием коврика «Приставной шаг», дети подходят к макету дерева, на котором висит репродукция картины И. Левитана «Березовая роща» и рисунок березовой ветки)
В – ль: - Привела тропинка нас в березовую рощу. Ах, как светло и красиво здесь!
- Ребята, как вы думаете, почему в березовом лесу светло? (ответы детей)
- Правильно, у этого высокого, стройного дерева кора белого цвета, называется она берестой. Ребята, давайте все вместе повторим это новое, красивое слово. А еще, оттого что береза любит расти на просторных, солнечных полянах. На Руси всегда любили белоствольную красавицу, почитали как символ мира и красоты.
Березка белый сарафан надела.
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша, словно девица – душа!
- Береза – щедрое и доброе дерево! Люди из бересты плели лукошки, из березовых почек делали лекарственные настои и исцеляли многие болезни, березовыми вениками парились в бане. А березовый сок – удивительный дар природы: он очень вкусный и пьют его, чтобы быть здоровым и крепким.
- Ребята, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ». Правила очень простые: я – задаю вопрос, а вы даете на него – ответ!
(проводится дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»)
- Лист с березы – какой? Березовый лист.
- Ветка березы – какая? Березовая ветка.
- Полено из березы – какое? Березовое полено.
- Пень от спиленной березы – какой? Березовый пень.
- Сок от березы – какой? Березовый сок.
- Молодцы, ребята! А сейчас, я предлагаю рассмотреть чурбачки разных деревьев и выбрать только березовые!
(проводится дидактическое упражнение "Выбери березовый чурбачок")
- Ребята, как вы отличили березу от остальных деревьев?
(ответы детей)
- Правильно, главное отличие березы – это белая кора. Эти чурбачки – подарок вам от березки.
- А сейчас ребята, я приглашаю вас в «Мастерскую природы»! Давайте последуем совету Белочки и сделаем из лесных подарков поделки для украшения вашей группы в детском садике.
(дети садятся за столики, каждому выдается сосновая шишка, дубовый лист и березовый чурбачок)
- Ребята, возьмите пластилин и подготовьте к работе, разомнѝте его хорошенько, согрейте теплом своих рук, а заодно послушайте загадку о лесном зверьке, которого мы сейчас будем делать.
(воспитатель читает загадку)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много – а нитки ни одной. (Ёжик)
(ответы детей)
- Правильно, ребята, это ёжик. (продемонстрировать образец работы)
Приступаем к работе:
- скатайте пластилин в шарик;
- примажьте к гладкой стороне сосновой шишки;
- вылепите мордочку треугольной формы;
- из черного пластилина сделайте нос и глазки;
- поставьте ежика на березовый чурбачок;
- вставьте в иголки дубовый листок.
- Бежит наш ежик по своим важным ежиным делам – несет листочек в норку, готовит себе теплую зимнюю постельку.
- Молодцы, ребята! Поделка готова. Наведите порядок на своем рабочем месте – остатки пластилина положите на тарелочку, вытрите руки бумажной салфеткой.
- Прогулка подошла к концу! У каких деревьев мы были в гостях? Что нам подарила сосна, дуб, береза? Кого мы сделали из лесных подарков?
(ответы детей)
- А теперь пора вам возвращаться в детский садик! До свидания, ребята!
(дети выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "Игровые обучающие ситуации с использование литературных персонажей в экологическом воспитании детей"
В данной статье представлены различные формы организации работы с детьми с использование сказочных и литературных героев по экологическому воспитанию....
Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе
Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...
Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу» по формированию основ экологической культуры в средней группе»
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательну...
«Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие по лесу» по формированию основ экологической культуры в средней группе»
«Игровая обучающая ситуация (ИОС)«Путешествие по лесу»по формированию основ экологической культурыв средней группе»...
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме «В мире много неизвестного, очень-очень интересного!»
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности с 17 января по 21 январяТема недели: «В мире много неизвестного, очень-очень интересного!»...
ООД в подготовительной группе с использованием инновационных игровых технологий «Говорят есть мультипликационная страна, очень интересная она». (обучение рассказыванию)
Программное содержание:Образовательные задачи:Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта.Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя ...
Интересный сценарий на 8 марта в детском саду с персонажами. Старшая группа
Интересный сценарий на 8 марта в детском саду с персонажами. Старшая группа...