Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментирование с веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx | 862.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Эти загадочные вещества».
Цель: Познакомить детей с разнообразием веществ, их свойствами и особенностями.
Задачи:
- Поддерживать у детей интерес к объектам неживой природы, нацелить на поисковую и творческую деятельность.
-Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
- Формировать умение выступать перед сверстниками с защитой мини проекта.
-Учить обобщать результаты исследований и делать выводы.
- Формировать умение отражать результаты опытов с помощью схемы ММЧ (ТРИЗ).
- Формировать знания о научно-исследовательской деятельности, правилах поведения в лаборатории
Словарная работа: вещества, твёрдые, жидкие, газообразные, газ, нефть, нефтеперерабатывающий завод, химия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, я надела белый халат, перчатки , как вы думаете, куда я вас хочу пригласить?
- В лабораторию, а знаете ли вы, чем там занимаются? Да, там учёные проводят опыты, научные исследования.
- Хотите вы побыть немного учёными? Тогда надевайте халаты и перчатки, для чего нам это нужно?
( чтобы защитить себя от вредного воздействия различных веществ)
Защита проекта.
Ребята, вот мы с вами пришли в химическую лабораторию, посмотрите сколько здесь различных приборов, пробирок, приспособлений, но для того чтобы начать нашу научную работу мы должны получить необходимые знания.
Предлагаю послушать доклад Джабиевой Зарины.
(Защита мини проекта о великом учёном химике, знаменитом тоболяке - Д.И.Менделееве)
Ребята, давайте похлопаем нашему юному учёному, за интересные сведения о великом земляке.
Метод маленьких человечков.
Ребята, Дмитрий Иванович Менделеев знал, что сибирская земля богата нефтью и газом и мечтал, чтобы в Тобольске построили завод по переработке нефти и газа, и теперь у нас есть такое предприятие, как оно называется? (СИБУР)
- Там трудятся некоторые ваши родители, они много знают о химических веществах, и мы сейчас тоже попробуем представить, какие же существуют вещества в природе, чем они отличаются , а помогут нам в этом «маленькие человечки».
Давайте представим , что в каждом объекте неживой природы прячутся маленькие человечки, они такие маленькие , что увидеть их нельзя а можно только представить, рассмотрите предметы которые находятся перед вами, попробуйте их согнуть, сломать, раздавить, что вы можете о них сказать??(Они твёрдые, их трудно сломать, согнуть)
- В них живут твёрдые человечки, они крепко держатся за руки. Назовите предметы в которых человечки твёрдые.( камень, дерево, железо, пластмасса).
- Жидкие человечки обитают в жидкостях, они находятся близко друг от друга , но за руки не держатся, поэтому их можно легко разделить. Где обитают жидкие человечки? ( вода, молоко, кисель,)
- А есть человечки газообразные, они и за руки не держатся и близко друг к другу не находятся ,поэтому их трудно обнаружить, но можно. Где они есть? (воздух, пар, газ)
Сейчас мы с вами проведём опыты , и попробуем обнаружить, как раз, газообразных человечков.
Учёные, результаты своих опытов записывают, а мы с вами воспользуемся карточками, и будем обозначать результаты опытов с помощью « маленьких человечков.»
Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт 1. Возьмите трубочки и подуйте через них на кожу, что вы ощущаете?
( воздух) Вывод- мы воздух не видим но можем ощутить.
Выложите с помощью карточек схему опыта.
Опыт 2. Возьмите пакет, убедитесь, что он пустой, начинайте закручивать его с открытой стороны, пакет надулся, приобрёл объём, почему, что внутри? (Воздух)
Давайте выложим схему с помощью карточек.
Опыт 3. Сейчас мы с вами попробуем получить газ из обычных бытовых веществ, мы возьмём, уксус ( какие это человечки (жидкие), нальём его в бутылку, возьмём соду (твёрдые человечки) , наденем на бутылку шарик и перемешаем, шарик надулся, что это значит, (выделились газообразные человечки (газ).
Давайте выложим с помощью карточек и этот опыт, бутылка и шарик-твёрдые человечки, внизу - жидкие , вверху- газообразные, как вы поняли что выделился газ?
(шарик надулся)
Молодцы, мои маленькие учёные, мы славно поработали, а теперь поиграем. Снимайте халаты и превращайтесь в маленьких человечков.
Игра «Маленькие человечки»
Выберите «человечков» которыми вы будете в игре, двигайтесь как хотите, по сигналу, вы должны построить схему предмета который я покажу.
Воспитатель показывает картинки: Стакан воды, яйцо, кипящий чайник, лужа на асфальте, сосулька весной, мяч.
Дети выстраиваются, и объясняют, почему именно такая схема получилась.
Итог: Ребята, мы сегодня, проводили опыты как настоящие учёные, но ведь совершать открытия можно не только в лаборатории, но и на прогулке, например, давайте продолжать наблюдать и изучать окружающий мир.
Оборудование:
Карточки ММЧ, шапочки МЧ, образцы материалов (твёрдые), вещества(жидкие),
трубочки, воздушные шарики, пакеты, бутылки пластиковые, сода пищевая,
уксус столовый, картинки, халаты, перчатки.
учёномкак вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?
А у вас есть увлечения (ответы детей)
Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.
А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (воспитатель показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокнотики.
Проходят в лабораторию
Воспитатель: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. А на том столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть) Пальчики? (чтобы трогать, щупать)
Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать,что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Воспитатель: а я это сделала вот так.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?
- попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
— Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Что вы выяснили, мои маленькие ученые?
Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих дневничках.
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт с дружочком рядом. Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?
Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)
Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?
Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.
Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Резервный. Рассматривание камней через лупу.
Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (для увеличения предметов) Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы проделаем с ними тоже самое. Что интересного вы увидели? Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (нет) Какой вывод можно сделать? (все камни разные)
Рефлексия.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.
Вы молодцы! Теперь я знаю, что можно рассказать о своей коллекции. Вы можете забрать свои дневнички с собой домой и продолжить записывать какие- нибудь интересные свои наблюдения, а потом в группе нам расскажите.
Публикации по теме:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Где же пятый океан?» ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе» «Где же пятый океан?» (экспериментальная.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в гостях у профессора «Огорода» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле. «Познавательное развитие: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Разноцветные цветы» Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности Тема: «Разноцветные цветы» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Какая она, вода?» Игра-эксперимент «Какая она, вода?» Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды. Задачи: - закрепить знания детей о свойствах.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1комбинированного вида Конспект открытого интегрированного занятия.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Куда сбежал воздух?» Конспект открытого занятия во II младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности Воспитатель: Аккуратова Н. А. Тема: «Куда сбежал.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Цель: использовать полученные знания и умения при организации своей деятельности по изготовлению фильтров для воды. Способствовать развитию.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина» ТЕМА ПРОЕКТА: «Песок и глина» ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе. ТИП ПРОЕКТА: информационный,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти загадочные камни» Цель: Расширение представлений детей о камнях и их свойствах. Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями разных камней; классифицировать.
Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями, игры, занятия, поделки из камней
- Конспекты занятий, НОД
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
- Темочки
Автор публикации:
Ольга Чистова | Все публикации Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти загадочные камни!» Опубликовано: 6 октября 2015 в 17:12 |
+11 Голосовать
Как поставить +5 и получить медаль?
Расскажите коллегам и друзьям!
Добавить в закладки |
Комментарии:
Комментарии (8)
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||||
| |||||
Добавить комментарий |
Популярное из нового
Мастер-класс «Сердечко для мамы» Уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку! Сегодня международный День матери. К этому дню в нашем детском саду проходили... |
Открытка для мамы ко Дню матери в средней группе Мама – первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. 26 ноября празднуется международный праздник – День... |
«Самый главный человек!» Как мы готовились к празднику-Дню Матери Здравствуйте, уважаемые друзья! В последнее воскресенье ноября в России отмечается один из самых добрых и душевных праздников — День матери. Это достаточно... |
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Электричество». Игра... Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? » [/b] Цель: обобщать и расширять знания... |
Дидактическая игра «Угадай по вкусу» для детей подготовительной к школе группы Цель: научить угадывать по вкусу некоторые крымские ягоды. Задачи Познакомить детей с крымскими ягодами: как выглядят, как растут, какого вкуса; учить... |
Коллеги приглашают
Сценарий сказки для детей младшего дошкольного возраста «В...
Мария Чернова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной...
Светлана Агафонова
Фотоотчет «Как мы гототовили угощение для птиц»
Татьяна Горячева
Виртуальная экскурсия в Карпинский краеведческий музей
Татьяна Шорохова
«Чашечка теплых пожеланий». Мастер-класс по аппликации на...
Наталья Солунина
Шаблоны
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек
Конкурсы на сайте
Для педагогов и воспитателей
Для детей
Заказать документ
Дипломы и свидетельства для педагогов, воспитателей, детей
Друзья на сайте (0) |
Нет друзей на сайте |
Лучшее из нового
+518 | |
+399 | |
+301 | |
+296 | |
+290 |
Новые публикации
Конспект занятия «Лаборатория «Хочу все знать»
26 ноября 2017 в 19:45
Консультация для родителей «День матери»
26 ноября 2017 в 19:44
Сценарий на Новый год в детском саду «Новогодние...
26 ноября 2017 в 19:44
Памятка для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»
26 ноября 2017 в 19:42
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию...
26 ноября 2017 в 19:41
Скачай и распечатай
Макет "Лес. Дикие животные"
Дерево «Времена года»
Лэпбук по экологии
МААМ в соцсетях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...