Дидактическое пособие "Лес и его обитетели"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Силаева Наталья Александровна

Дидактическое пособие "Лес и его обитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в    первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью общей культуры..

На сегодняшний день возросло количество дошкольников, имеющих те или иные проблемы в развитии. Наиболее часто встречаются дети с задержкой психического развития, которые испытывают трудности в различных областях познавательной деятельности, среди которых и процесс ознакомления с природой.

У детей с ЗПР наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе их мыслительных процессов.

Актуальность обусловлена содержанием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного образования относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Комплекс игр «Лес и его обитатели» расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания, развития умственных способностей, концентрации внимания, развития памяти, логического мышления. Играя,  дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств; закрепляют полученные знания, классифицируют понятия, выделяют лишнее, устанавливают причинно-следственные отношения.

Данная игра выполнена с учетом УМК.

Игра помогает закрепить знания детей о предметах окружающего мира на русском и татарском языках в процессе проведения образовательной деятельности дефектологом. Данную игру используют воспитатели в вечерний отрезок времени.

Таким образом, закрепление татарского языка осуществляется систематически и целенаправленно всеми педагогами, проводящими работу с детьми.

Цель: развивать процесс ознакомления с природой посредством создания развивающей среды.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

обучения

  • Расширить знания дошкольников в области ознакомления с природой леса и его обитателей.
  • Обогащать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов по теме на двух языках
  • Знакомить детей с изменениями в природе в разное время года, явлениями в природе и особенностями растений, насекомых и животных.
  • Развивать счетные операции в пределах 10.

развития

  • Развивать умение составлять предложения с предлогами, связную речь.
  • Развивать психические процессы: мышление, память, внимание целенаправленность деятельности, интерес к результату деятельности.
  • Развивать наблюдательность, умение правильно ориентироваться на картине, в пространстве.
  • Развивать умение классифицировать, сравнивать предметы, обобщать, анализировать.

воспитания

  • Воспитывать умение наблюдать за природой и лесными обитателями, устойчивый интерес к окружающему миру
  • Прививать любовь и уважительное отношение к родному татарскому языку.

Результаты исследования обогащения знаний детьми о лесе и его обитателях в процессе использования игры.

           Перед началом проведения системы игр по знакомству детей с лесом и его обитателями проводится обследование  умения ориентироваться в окружающем мире по ряду лексических  тем.

В процессе исследования можно выявить знают ли дети названия деревьев и их листьев, названия животных леса, насекомых, растений, грибов (показывают ли эти предметы по картинкам - называют или только показывают, умеют ли словесно описать признаки, умеют ли обобщать).

Обследование позволяет выявить уровень знаний,  дает возможность более точно определить основные направления групповой и индивидуальной работы.

Для исследования знаний детей используются следующие параметры: называет ребенок предметы самостоятельно, соотносит их по названию педагога или соотносит по предложенному описанию. Результаты прилагаются в процентном и количественном соотношении.

    Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.

Таблица 1. Ответы детей в ходе эксперимента, до работы с игрой  (дети с задержкой психического развития) в количестве 10 человек старшей возрастной группы.

                                                                                                                  Таблица 1.

Результаты до использования игры

Параметры

Называет

Соотносит по названию

Соотносит по описанию

Деревья, листья

-

-

2 ребенка 20%

Животные леса

2 ребенка – 20%

4 ребенка – 40%

4 ребенка – 40%

Жилища животных

-

2 ребенка – 20%

8 детей 80%

Детеныши животных

-

2 ребенка – 20%

8 детей 80%

Грибы

-

-

-

Насекомые

-

4 ребенка – 40%

6 детей 60%

Цветы

-

3 ребенка 30%

7 детей 70%

По результатам таблицы 1 можно сделать вывод, что называют понятия только 2 ребенка в теме «Животные леса»; соотносит по названию от 2 до 4 детей; соотносят по описанию от 2 до 8 детей. Это наибольшее количество детей.

Таблица 2. Ответы детей в ходе эксперимента, после работы с игрой  (дети с задержкой психического развития) в количестве 10 человек старшей возрастной группы.

Таблица 2.

Результаты после использования игры

Параметры

Называет

Соотносит по названию

Соотносит по описанию

Деревья, листья

6 детей – 60%

4 ребенка  40%

-

Животные леса

8 детей – 80%

2 ребенка 20%

-

Жилища животных

6 детей -60%

4 ребенка-40%

-

Детеныши животных

8 детей – 80%

2 ребенка – 20%

-

Грибы

5 детей 50%

3 ребенка – 30%

2 ребенка – 20%

Насекомые

6 детей -60%

4 ребенка – 40%

-

Цветы

5 детей – 50%

3 ребенка – 30%

2 ребенка – 20%

Из приведенных результатов видно, что на начальном этапе обучения у детей низкий уровень знаний лесных обитателей. В ходе правильно организованных и грамотно проводимых занятий уровень знаний по теме повышается.

Вывод: проведение коррекционной работы на основании практического пособия позволило сформировать у детей с задержкой психического развития знания лесных обитателей. Кроме того,  у детей развились психические процессы: устойчивое внимание, разные виды памяти, логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

Картотека загадок "Морские обитетели"

Он, как дом, огромный,Но спокойный, скромный.В море ест и в море спит —Так живет на свете... (кит)Настоящий он циркач —Носом отбивает мяч.Знают и француз, и финн:Любит поиграть... (дельфин...