Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Удивительный мир насекомых» (Экологический урок)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Билалова Альбина Анатольевна

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

          -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

          -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к            условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

 

Развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

 

Воспитательные

          -прививать бережное отношение ко всему живому;

          -замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_nasekomyh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»

пгт. Нижняя Мактама»

Образовательная деятельность с детьми старшей группы

 «Удивительный мир насекомых»

(Экологический урок)

Подготовили и провели:

воспитатель: Билалова А.А.

муз.руководитель: Бадамшина Н.К.

РТ, пгт.Нижняя Мактама, 2018г

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

          -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

          -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к            условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

Развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

          -прививать бережное отношение ко всему живому;

          -замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Предварительная  работа

  Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

  Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Наглядно - дидактический материал

  Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик),

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

Воспитатель  - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

(дети - На полянке)

Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.

Воспитатель - Что же может расти на полянке?

(дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

(дети - Хотим)

Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

                       Спал цветок и вдруг проснулся,

                         Больше спать не захотел.

                         Шевельнулся, встрепенулся,

                         Взвился вверх и улетел.

(дети - Бабочка)

Воспитатель - Чем питается бабочка?

(дети - Соком растений, нектаром)

Воспитатель - Как она пьет нектар?

(дети - Хоботком)

Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

(дети - Погибнет)

Воспитатель - Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети - Пользу, опыляют растения)

Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.

                         Одевает эта крошка

                         Платье красное в горошек.

                         И летать умеет ловко,

                         Это … (божья коровка).

(дети - Божья коровка)

Воспитатель -  Какая она?

(дети - Красная, яркая)

Воспитатель -  Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

(дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети - Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

(дети - Полезное)

Воспитатель - Какую пользу приносит?

(дети - Она уничтожает тлю)

Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Песня «Божья коровка»

Воспитатель - Следующее насекомое.

                         Он работник настоящий,

                         Очень - очень работящий.

                         Под сосной в лесу густом

                         Из хвоинок строит дом.

(дети - Муравьи)

Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

(дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель - Эта загадка про кого?

                         Прыгает пружинка -

                         Зеленая спинка,

                         С травы на былинку,

                         С ветки на тропинку.

(дети - Кузнечик)

Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети - Мы услышим, как он поет)

Воспитатель - Чем он делает такие звуки?

(дети - Крыльями)

Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети - Стрекочет)

Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?

(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых?

(дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)

Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем.

Игра «Собери насекомое»

( На столе разрезные картинки «Насекомые» дети должны собрать насекомое).

Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и  медленно покружимся.

(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.

Флешмоб с детьми и гостями: «Ручки,  ножки»

Список литературы:

1. Аксенова З.Ф.- Войди в природу другом.- М.: ТЦ Сфера, 2008

2. Коломина Н.В.- Занятия  по экологии  в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010

3. Селихова Л.Г.- Ознакомление с природой и развитие речи.- М.: Мозайка - Синтез, 2008

4. Соломенникова О.А Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозайка - Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с ОНР по теме «Насекомые».

Цель: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.Задачи:Образовательные:—  учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;—  формировать умение опи...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Уроки Доброты»

Материал представляет собой конспект ООД, основная цель которого создание условий для формирование у детей представлений о дружбе....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые»

Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков.Задачи:Образовательные:Расширять представления о насекомых.Учить сравнивать насекомых...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Удивительные превращения»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы«Удивительные превращения»...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Эти загадочные насекомые»

Цель: обобщение знания детей о насекомых, развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.Задачи: Обучающие задачи1.Формировать...