"Воздух"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жамакаева Ксения Андреевна

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы программы «Здравствуй, мир» Окружающий мир для дошкольников А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой. Дети с большим желанием и интересом включились в работу. Большую помощь в наших исследованиях оказывают и родители. Мы часто проводим различные опыты, исследования, экспериментирование.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vozduh.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №23»

144001 г.о Электросталь, Московская обл., ул. Трудовая, 14

 Экологический проект        

на тему: « Воздух »

                                                                             

 Выполнил слушатель

воспитатель  МДОУ №  23

                                                 г.о.Электросталь

Жамакаева Ксения Андреевна

Электросталь 2017г.

Современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду имеют глубокие корни в истории дошкольной педагогики. Программа образовательного процесса в детском саду должна быть рамочной, лаконичной, содержащей в себе, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры (описание возможных достижений детей), а с другой-описание общей модели образовательного процесса-стратегических принципов его организации. Конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса, должны быть вариативны, представлены для выбора воспитателем. Воспитатель должен стать соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплено, что любая образовательная деятельность входит в жизнь ребёнка-дошкольника через «ворота детской игры», поэтому все занятия, в том числе познавательного цикла построены в игровой форме.  Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика, суть которой в вопрошании-как устроены вещи и почему происходят те или иные события, -требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей, как своеобразного ре6зультата деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Основная задача состоит не в передаче детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что – то новое путём решения проблемных задач.  Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе образовательной деятельности интеллектуальных и личностных трудностей развивают волевую сферу.

Познавательно-исследовательская деятельность может быть на занятии представлена и поддержана другими видами культурных практик. Возможны следующие сочетания:

  1. Cочетание художественного произведения, вводящего смысловой контекст в конкретную тему, выделяющего, акцентирующего исследовательскую проблему, вопрос
  2. собственно познавательная деятельность, а затем продуктивная деятельность, продолжающая тему ( практическое моделирование)
  3. собственно познавательная деятельность, а затем сюжетная игра по тематике исследования (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации)

Становление ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности происходит посредством воспитания экологической культуры, экологического поведения, развёртывающегося в форме партнёрской деятельности, как исследование вещей и явлений. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, на сегодняшний день, является актуальной проблемой современности и очень важно начать воспитывать детей в этом ключе как можно раньше. Поэтому мной разработаны и представлены конспекты занятий по экологическому воспитанию у детей подготовительной к школе группы. Один из них представлен в данной работе.

Познавательное развитие

 Раздел – Ознакомление с окружающим миром.

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы программы «Здравствуй, мир» Окружающий мир для дошкольников А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой. Дети с большим желанием и интересом включились в работу. Большую помощь в наших исследованиях оказывают и родители. Мы часто проводим различные опыты, исследования, экспериментирование.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.

Цель: формировать у детей представление о понятии «воздух», свойствах воздуха, его значении в жизни всего живого на Земле, развивать экологические представления, экологическую культуру и экологическое поведение.

Образовательные задачи: обогащать и совершенствовать представления детей о свойствах воздуха, его значении в жизни всего живого, использование его свойств в практической деятельности, систематизировать знания детей о свойствах, назначении, применении объектов, связанных с воздухом.

Воспитательные задачи: воспитывать понимание важности сохранения чистого воздуха на планете, воспитывать умение высказывать и отстаивать собственное мнение, умение слушать высказывания других детей и учитывать их мнение, воспитывать уважение к мнению других детей.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, любознательность, способность анализировать, рассуждать, делать выводы, стимулировать речевую активность детей, исследовательскую деятельность, мыслительную деятельность, поддерживать интерес детей к наблюдениям за явлениями природы.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемы диалог, «мозговой штурм», практическая работа, демонстрация слайдов (презентация), дидактическая игра, беседа.

Активизация словаря: учить высказывать предположения, строить гипотезы, развивать свою мысль, используя полные, развёрнутые предложения, использовать все части речи.

Инструментарий: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей, вырезанные из бумаги стаканы, карандаши, 2 воздушных шара («весёлый и грустный»), пустой целлофановый пакет, насос, предметные картинки (мельница, лодка с парусом, надувной матрас, воздушный змей, планер, воздушный шар, спасательный круг, колесо, цветок, птица, дерево, животное, человек), бумажные бабочки на нитках, мыльные пузыри, бумажные облака (по количеству детей)

Технические средства: проектор, экран, ноутбук с презентацией слайдов по теме занятия

Интеграция областей: коммуникация, социализация, безопасность.

Время проведения занятия: 30-35 мин.

Вводно-организационная часть.

(Полукругом около экрана на полу лежат бумажные облака. За облаками полукругом располагаются стулья по количеству детей Слева на столе на подносе стоят прозрачные стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, справа-мольберт с магнитной доской, на котором прикреплены бумажные заготовки стаканчиков, на подставке – простые карандаши – чуть больше, чем количество детей. На втором столе лежат карточки с тематическими картинками.)

Дети проходят в зал и педагог обращает внимание на бумажные облака, расположенные полукругом напротив экрана.

-Каждый раз, попадая в мир удивительных открытий на наших занятиях, мы узнаём что-то новое. И сегодня у меня для вас есть интересное предложение. Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с героями мультфильма «Трям, здравствуйте» ёжиком, медвежонком и их друзьями. Вставайте на облака.

(Включаем презентацию-звучит песня «Облака-белогривые лошадки,на экране отрывок из мультфильма.)

Создание проблемной ситуации

  Посмотрите, герои мультфильма что – то оставили нам в подарок

(достаю пустой целлофановый пакет)

-Как вы думаете, что в пакете? (…, ничего)

-Почему вы решили, что в пакете ничего нет? (лёгкий, прозрачный, ничего в нём не видно)

(надуваю пакет, показываю детям)

-А теперь что в пакете? (воздух)

-А почему вы его сразу не увидели? (он невидимый)

-Как ещё можно сказать? (прозрачный)

-Да, воздух невидимый, прозрачный, а хотите его увидеть? (хотим)

(Воспитатель предлагает подойти детям к столу, накрытому салфеткой, снимает салфетку. Под ней стоят стаканчики с водой, рядом лежат трубочки, предлагает детям удобно расположиться вокруг стола напротив стаканчиков.

Опытно-исследовательская деятельность

-Возьмите стаканчики с водой и попробуйте подуть в трубочку

-Когда мы дуем в трубочку, что выходит с другой стороны? (пузырьки)

-Да, это пузырьки воздуха, давайте нарисуем, что у нас получилось.

На мольберте прикреплены с двух сторон небольшие листочки бумаги в виде стаканов по количеству детей, перед детьми на столах карандаши, воспитатель предлагает взять простые карандаши, ребята рисуют, что увидели.)

-Учёные всего мира всегда хотели знать, как выглядит воздух и вот под большим увеличением они увидели в микроскоп такие пузыри, они называются молекулы воздуха.

(показ слайда) 

-Вот мы и увидели воздух, а можем мы его почувствовать? (нет)

-Повернитесь ко мне спиной (Воспитатель дует)

-Что вы почувствовали? (ветер)

-Правильно, движение воздуха называется ветром

Физминутка (с элементами дыхательной гимнастики)

-Давайте поиграем, вы будете все маленькими ветерками, подуйте тихонько, а теперь вы сильный шквалистый ветер, подуйте посильнее, а теперь ураган, дуем ещё сильнее.

Актуализация

-А где человек может использовать силу ветра?

(на экране слайд-воздушный шар, иллюстрация к произведению Н.Носова «Незнайка»)

-А ещё где? (аэроплан, мельница, парусное судно, воздушный змей, )

(дети по очереди подходят к мольберту и выставляют карточки, приготовленные на столе, проговаривая как используется сила ветра в этих предметах)

-А ещё мы можем поиграть с ветром (дети дуют на бумажных бабочек, привязанных к нитке)

-Вот и бабочки наши почувствовали ветерок

-А скажите, ребята, воздух лёгкий или он тяжёлый? (лёгкий)

-Лёгкий, как что? (варианты ответов детей: вата, пух, перышки, облака, одуванчики, листочки.)

Подвижная игра

-Вы, ребята, будете листочками, а я буду ветер

(Проговариваю вместе с детьми)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Сильный ветер прилетал

И листочки все сорвал

Покружились, полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал

И листочки все поднял

Полетели, покружились

И на стулья опустились.

(Воспитатель демонстрирует детям мыльные пузыри.

 Опытно- экспериментальная деятельность

-Посмотрите, у меня есть мыльные пузыри, мы дули на бабочек, а теперь подуем в колечки, что у нас получилось? (пузыри)

-Что внутри пузыря? (воздух)

-Он упал на землю или полетел? (полетел)

-Значит он лёгкий или тяжелый? (легкий)

-Где можно использовать это свойство? (надувные лодки, спасательный круг)

(На экране рыбка)

-Почему спасательный круг держится на воде? (….)

-А почему рыбки плавают в воде и не тонут?( внутри пузырь, наполненный воздухом)

-Посмотрите, как воздух выталкивает предметы из воды.

 (Показываю опыт с минеральной водой и пластилином, погружённые в воду небольшие комочки пластилина – величиной с рисовое зерно не тонут, а плавают на поверхности, выталкиваемые пузырьками газа.)

Актуализация знаний

-А вы любите воздушные шары? (да)

Воспитатель достаёт из – за ширмы два воздушных шарика

-Я вам принесла шарики, давайте поиграем

(один шарик надутый, с нарисованной улыбкой, другой - сдутый, «грустный», без воздуха)

-Какой шарик вам больше нравится? (синий, он весёлый)

-А почему красный шарик грустный? (в нём нет воздуха)

(надуваем)

-А кому ещё никак нельзя без воздуха? (людям, птицам, животным, растениям)

(выкладываем по очереди карточки: цветы, деревья, птицы, животные, люди, рыбы, парусник, машина(колёса), шарики, семена одуванчика-по ветру летят)

(на слайде картинки-провокаторы: стол, игрушки, книги)

-Без воздуха не прожить, он нужен всему живому, а неживому помогает двигаться, работать).

Мозговой штурм 

Играем в игру «Хорошо-плохо»

Так воздух-это хорошо или плохо? (хорошо – он необходим для дыхания животным, птицам, растениям, человеку, он нужен летательным, плавательным объектам, рыбкам, он переносит семена растений и т.д.…)

-А когда воздух – не помогает, а вредит, когда это плохо? (когда сильное движение воздуха из ветра превращается в ураган, сильный ветер ломает деревья, разрушает дома, если сквозняк-можно простудиться , заболеть, когда воздух грязный – тяжело дышать)

(на слайдах-ураган, цунами, сквозняк, труба с дымом -завод) (проговариваем, что загрязнённый воздух вреден)

Аналитическая часть

-О чём мы сегодня беседовали?(…)

-Для чего нужен воздух?

-Если б мы были изобретателями, что бы мы придумали, чтобы воздух оставался чистым? (машину – робота, забирающего дым, фильтр, как в пылесосе, дымосос, коробку-ящик очистительный)

Вывод:

Результатом всей проведенной работы я хотела донести до сознания детей, что загрязнение окружающей атмосферы- это губительно для всего живого, мне хотелось, чтобы дети задумались о необходимости сохранить наш воздух, нашу планету чистой, ведь в будущем именно им предстоит жить, работать, пользоваться благами природы, и именно от них зависит наше будующее.

Вместе с родителями мы выстроили систему педагогического взаимодействия:

        Проектная деятельность в триаде: педагоги – дети – родители.

        Совместная деятельность каждого взрослого с ребенком.

        Самостоятельная опытно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей.

 Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения ко всему окружающему.

Испытывая радость экспериментирования с объектами неживой природы, ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.

 На основе детской любознательности формируется интерес к учению, развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления, умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству, развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач.

Формы и методы работы:

1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Экскурсии с детьми на природу в разные сезоны.

3. Целевые прогулки за пределы детского сада (лес, водоём, парк и т.д.).

4. Занятия в уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

Методы исследования: наблюдение, беседы с детьми, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, вышивание, лепка, аппликация, рисование, сочинение сказок и оформление книжек – малышек, конкурсы, викторины.

В рамках преемственности детского сада и школы между детьми нашей группы и учениками первого класса школы № 3 провели КВН «Что мы знаем о воздухе?». Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

 План проведения проекта

1 этап подготовительный:

  • составление перспективного плана;
  • составление картотеки опытов и наблюдений;
  • составление алгоритмов проведения опытов
  • создание технической базы для детского экспериментирования (опытно – экспериментальная лаборатория);
  • диагностирование знаний детей о неживой природе.

Взаимосвязь в реализации проекта с родителями:

  • знакомство родителей с проектом;
  • анкетирование родителей о выявлении познавательных интересов детей;
  • “Копилка” – сбор информации и иллюстраций о воздухе;
  • помощь родителей в оборудовании лаборатории.

Основной этап.

Работа с детьми:

  • серия игр – занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования в образовательной области “Познание”;
  • эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);
  • решение экспериментальных задач;
  • сезонные наблюдения за объектом неживой природы – водой в разных состояниях;
  • беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужен воздух; как человек использует воздух;
  • дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;
  • игры с использованием технологии ТРИЗ по ознакомлению с неживой природой.
  • оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);
  • рассматривание глобуса;
  • чтение художественной литературы по теме проекта.

Работа с родителями:

  • рекомендации для родителей “Исследуем и познаём неживую природу” (возможная опытническая деятельность с воздухом в домашних условиях);
  • информация о проводимых экспериментах в приёмной для родителей в рубрике “Рады сообщить Вам”;
  • презентация рисунков, газет под девизом “Берегите природу” (совместно с родителями в сопровождении текста);
  • составление природоохранных знаков “Как беречь природу” (совместно с родителями);
  • сказки, придуманные вместе с родителями по теме проекта;
  • презентация фотографий – регистрации экспериментов для родителей на сайте в интернете.

Заключительный этап.

  • Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
  • Оформление “Журнала исследований” (фоторегистрация проводимых экспериментов с характеристикой опыта и выводами).
  • Отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности:

- ведение экологических дневников;

- составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;

- рабочие листы по фиксации экспериментов;

  • Анкетирование родителей “Что нового узнал Ваш ребёнок о природе.
  • Рекомендации родителям по организации наблюдений в летний период.
  • Конкурс знатоков “Маленькие тайны природы” (совместно с родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...