"Воздух"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы программы «Здравствуй, мир» Окружающий мир для дошкольников А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой. Дети с большим желанием и интересом включились в работу. Большую помощь в наших исследованиях оказывают и родители. Мы часто проводим различные опыты, исследования, экспериментирование.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №23»
144001 г.о Электросталь, Московская обл., ул. Трудовая, 14
Экологический проект
на тему: « Воздух »
Выполнил слушатель
воспитатель МДОУ № 23
г.о.Электросталь
Жамакаева Ксения Андреевна
Электросталь 2017г.
Современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду имеют глубокие корни в истории дошкольной педагогики. Программа образовательного процесса в детском саду должна быть рамочной, лаконичной, содержащей в себе, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры (описание возможных достижений детей), а с другой-описание общей модели образовательного процесса-стратегических принципов его организации. Конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса, должны быть вариативны, представлены для выбора воспитателем. Воспитатель должен стать соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплено, что любая образовательная деятельность входит в жизнь ребёнка-дошкольника через «ворота детской игры», поэтому все занятия, в том числе познавательного цикла построены в игровой форме. Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика, суть которой в вопрошании-как устроены вещи и почему происходят те или иные события, -требует перехода к осознанному поиску связей, отношений между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей, как своеобразного ре6зультата деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Основная задача состоит не в передаче детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что – то новое путём решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе образовательной деятельности интеллектуальных и личностных трудностей развивают волевую сферу.
Познавательно-исследовательская деятельность может быть на занятии представлена и поддержана другими видами культурных практик. Возможны следующие сочетания:
- Cочетание художественного произведения, вводящего смысловой контекст в конкретную тему, выделяющего, акцентирующего исследовательскую проблему, вопрос
- собственно познавательная деятельность, а затем продуктивная деятельность, продолжающая тему ( практическое моделирование)
- собственно познавательная деятельность, а затем сюжетная игра по тематике исследования (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации)
Становление ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности происходит посредством воспитания экологической культуры, экологического поведения, развёртывающегося в форме партнёрской деятельности, как исследование вещей и явлений. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, на сегодняшний день, является актуальной проблемой современности и очень важно начать воспитывать детей в этом ключе как можно раньше. Поэтому мной разработаны и представлены конспекты занятий по экологическому воспитанию у детей подготовительной к школе группы. Один из них представлен в данной работе.
Познавательное развитие
Раздел – Ознакомление с окружающим миром.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы программы «Здравствуй, мир» Окружающий мир для дошкольников А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой. Дети с большим желанием и интересом включились в работу. Большую помощь в наших исследованиях оказывают и родители. Мы часто проводим различные опыты, исследования, экспериментирование.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность нашего исследования.
Цель: формировать у детей представление о понятии «воздух», свойствах воздуха, его значении в жизни всего живого на Земле, развивать экологические представления, экологическую культуру и экологическое поведение.
Образовательные задачи: обогащать и совершенствовать представления детей о свойствах воздуха, его значении в жизни всего живого, использование его свойств в практической деятельности, систематизировать знания детей о свойствах, назначении, применении объектов, связанных с воздухом.
Воспитательные задачи: воспитывать понимание важности сохранения чистого воздуха на планете, воспитывать умение высказывать и отстаивать собственное мнение, умение слушать высказывания других детей и учитывать их мнение, воспитывать уважение к мнению других детей.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, любознательность, способность анализировать, рассуждать, делать выводы, стимулировать речевую активность детей, исследовательскую деятельность, мыслительную деятельность, поддерживать интерес детей к наблюдениям за явлениями природы.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, побуждающий от проблемы диалог, «мозговой штурм», практическая работа, демонстрация слайдов (презентация), дидактическая игра, беседа.
Активизация словаря: учить высказывать предположения, строить гипотезы, развивать свою мысль, используя полные, развёрнутые предложения, использовать все части речи.
Инструментарий: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей, вырезанные из бумаги стаканы, карандаши, 2 воздушных шара («весёлый и грустный»), пустой целлофановый пакет, насос, предметные картинки (мельница, лодка с парусом, надувной матрас, воздушный змей, планер, воздушный шар, спасательный круг, колесо, цветок, птица, дерево, животное, человек), бумажные бабочки на нитках, мыльные пузыри, бумажные облака (по количеству детей)
Технические средства: проектор, экран, ноутбук с презентацией слайдов по теме занятия
Интеграция областей: коммуникация, социализация, безопасность.
Время проведения занятия: 30-35 мин.
Вводно-организационная часть.
(Полукругом около экрана на полу лежат бумажные облака. За облаками полукругом располагаются стулья по количеству детей Слева на столе на подносе стоят прозрачные стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, справа-мольберт с магнитной доской, на котором прикреплены бумажные заготовки стаканчиков, на подставке – простые карандаши – чуть больше, чем количество детей. На втором столе лежат карточки с тематическими картинками.)
Дети проходят в зал и педагог обращает внимание на бумажные облака, расположенные полукругом напротив экрана.
-Каждый раз, попадая в мир удивительных открытий на наших занятиях, мы узнаём что-то новое. И сегодня у меня для вас есть интересное предложение. Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с героями мультфильма «Трям, здравствуйте» ёжиком, медвежонком и их друзьями. Вставайте на облака.
(Включаем презентацию-звучит песня «Облака-белогривые лошадки,на экране отрывок из мультфильма.)
Создание проблемной ситуации
Посмотрите, герои мультфильма что – то оставили нам в подарок
(достаю пустой целлофановый пакет)
-Как вы думаете, что в пакете? (…, ничего)
-Почему вы решили, что в пакете ничего нет? (лёгкий, прозрачный, ничего в нём не видно)
(надуваю пакет, показываю детям)
-А теперь что в пакете? (воздух)
-А почему вы его сразу не увидели? (он невидимый)
-Как ещё можно сказать? (прозрачный)
-Да, воздух невидимый, прозрачный, а хотите его увидеть? (хотим)
(Воспитатель предлагает подойти детям к столу, накрытому салфеткой, снимает салфетку. Под ней стоят стаканчики с водой, рядом лежат трубочки, предлагает детям удобно расположиться вокруг стола напротив стаканчиков.
Опытно-исследовательская деятельность
-Возьмите стаканчики с водой и попробуйте подуть в трубочку
-Когда мы дуем в трубочку, что выходит с другой стороны? (пузырьки)
-Да, это пузырьки воздуха, давайте нарисуем, что у нас получилось.
На мольберте прикреплены с двух сторон небольшие листочки бумаги в виде стаканов по количеству детей, перед детьми на столах карандаши, воспитатель предлагает взять простые карандаши, ребята рисуют, что увидели.)
-Учёные всего мира всегда хотели знать, как выглядит воздух и вот под большим увеличением они увидели в микроскоп такие пузыри, они называются молекулы воздуха.
(показ слайда)
-Вот мы и увидели воздух, а можем мы его почувствовать? (нет)
-Повернитесь ко мне спиной (Воспитатель дует)
-Что вы почувствовали? (ветер)
-Правильно, движение воздуха называется ветром
Физминутка (с элементами дыхательной гимнастики)
-Давайте поиграем, вы будете все маленькими ветерками, подуйте тихонько, а теперь вы сильный шквалистый ветер, подуйте посильнее, а теперь ураган, дуем ещё сильнее.
Актуализация
-А где человек может использовать силу ветра?
(на экране слайд-воздушный шар, иллюстрация к произведению Н.Носова «Незнайка»)
-А ещё где? (аэроплан, мельница, парусное судно, воздушный змей, )
(дети по очереди подходят к мольберту и выставляют карточки, приготовленные на столе, проговаривая как используется сила ветра в этих предметах)
-А ещё мы можем поиграть с ветром (дети дуют на бумажных бабочек, привязанных к нитке)
-Вот и бабочки наши почувствовали ветерок
-А скажите, ребята, воздух лёгкий или он тяжёлый? (лёгкий)
-Лёгкий, как что? (варианты ответов детей: вата, пух, перышки, облака, одуванчики, листочки.)
Подвижная игра
-Вы, ребята, будете листочками, а я буду ветер
(Проговариваю вместе с детьми)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Сильный ветер прилетал
И листочки все сорвал
Покружились, полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер набежал
И листочки все поднял
Полетели, покружились
И на стулья опустились.
(Воспитатель демонстрирует детям мыльные пузыри.
Опытно- экспериментальная деятельность
-Посмотрите, у меня есть мыльные пузыри, мы дули на бабочек, а теперь подуем в колечки, что у нас получилось? (пузыри)
-Что внутри пузыря? (воздух)
-Он упал на землю или полетел? (полетел)
-Значит он лёгкий или тяжелый? (легкий)
-Где можно использовать это свойство? (надувные лодки, спасательный круг)
(На экране рыбка)
-Почему спасательный круг держится на воде? (….)
-А почему рыбки плавают в воде и не тонут?( внутри пузырь, наполненный воздухом)
-Посмотрите, как воздух выталкивает предметы из воды.
(Показываю опыт с минеральной водой и пластилином, погружённые в воду небольшие комочки пластилина – величиной с рисовое зерно не тонут, а плавают на поверхности, выталкиваемые пузырьками газа.)
Актуализация знаний
-А вы любите воздушные шары? (да)
Воспитатель достаёт из – за ширмы два воздушных шарика
-Я вам принесла шарики, давайте поиграем
(один шарик надутый, с нарисованной улыбкой, другой - сдутый, «грустный», без воздуха)
-Какой шарик вам больше нравится? (синий, он весёлый)
-А почему красный шарик грустный? (в нём нет воздуха)
(надуваем)
-А кому ещё никак нельзя без воздуха? (людям, птицам, животным, растениям)
(выкладываем по очереди карточки: цветы, деревья, птицы, животные, люди, рыбы, парусник, машина(колёса), шарики, семена одуванчика-по ветру летят)
(на слайде картинки-провокаторы: стол, игрушки, книги)
-Без воздуха не прожить, он нужен всему живому, а неживому помогает двигаться, работать).
Мозговой штурм
Играем в игру «Хорошо-плохо»
Так воздух-это хорошо или плохо? (хорошо – он необходим для дыхания животным, птицам, растениям, человеку, он нужен летательным, плавательным объектам, рыбкам, он переносит семена растений и т.д.…)
-А когда воздух – не помогает, а вредит, когда это плохо? (когда сильное движение воздуха из ветра превращается в ураган, сильный ветер ломает деревья, разрушает дома, если сквозняк-можно простудиться , заболеть, когда воздух грязный – тяжело дышать)
(на слайдах-ураган, цунами, сквозняк, труба с дымом -завод) (проговариваем, что загрязнённый воздух вреден)
Аналитическая часть
-О чём мы сегодня беседовали?(…)
-Для чего нужен воздух?
-Если б мы были изобретателями, что бы мы придумали, чтобы воздух оставался чистым? (машину – робота, забирающего дым, фильтр, как в пылесосе, дымосос, коробку-ящик очистительный)
Вывод:
Результатом всей проведенной работы я хотела донести до сознания детей, что загрязнение окружающей атмосферы- это губительно для всего живого, мне хотелось, чтобы дети задумались о необходимости сохранить наш воздух, нашу планету чистой, ведь в будущем именно им предстоит жить, работать, пользоваться благами природы, и именно от них зависит наше будующее.
Вместе с родителями мы выстроили систему педагогического взаимодействия:
Проектная деятельность в триаде: педагоги – дети – родители.
Совместная деятельность каждого взрослого с ребенком.
Самостоятельная опытно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей.
Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения ко всему окружающему.
Испытывая радость экспериментирования с объектами неживой природы, ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
На основе детской любознательности формируется интерес к учению, развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления, умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству, развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач.
Формы и методы работы:
1. Проведение с родителями беседы, консультации о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Экскурсии с детьми на природу в разные сезоны.
3. Целевые прогулки за пределы детского сада (лес, водоём, парк и т.д.).
4. Занятия в уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Методы исследования: наблюдение, беседы с детьми, чтение литературы, отгадывание кроссвордов, ребусов, вышивание, лепка, аппликация, рисование, сочинение сказок и оформление книжек – малышек, конкурсы, викторины.
В рамках преемственности детского сада и школы между детьми нашей группы и учениками первого класса школы № 3 провели КВН «Что мы знаем о воздухе?». Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
План проведения проекта
1 этап подготовительный:
- составление перспективного плана;
- составление картотеки опытов и наблюдений;
- составление алгоритмов проведения опытов
- создание технической базы для детского экспериментирования (опытно – экспериментальная лаборатория);
- диагностирование знаний детей о неживой природе.
Взаимосвязь в реализации проекта с родителями:
- знакомство родителей с проектом;
- анкетирование родителей о выявлении познавательных интересов детей;
- “Копилка” – сбор информации и иллюстраций о воздухе;
- помощь родителей в оборудовании лаборатории.
Основной этап.
Работа с детьми:
- серия игр – занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования в образовательной области “Познание”;
- эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);
- решение экспериментальных задач;
- сезонные наблюдения за объектом неживой природы – водой в разных состояниях;
- беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужен воздух; как человек использует воздух;
- дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;
- игры с использованием технологии ТРИЗ по ознакомлению с неживой природой.
- оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);
- рассматривание глобуса;
- чтение художественной литературы по теме проекта.
Работа с родителями:
- рекомендации для родителей “Исследуем и познаём неживую природу” (возможная опытническая деятельность с воздухом в домашних условиях);
- информация о проводимых экспериментах в приёмной для родителей в рубрике “Рады сообщить Вам”;
- презентация рисунков, газет под девизом “Берегите природу” (совместно с родителями в сопровождении текста);
- составление природоохранных знаков “Как беречь природу” (совместно с родителями);
- сказки, придуманные вместе с родителями по теме проекта;
- презентация фотографий – регистрации экспериментов для родителей на сайте в интернете.
Заключительный этап.
- Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
- Оформление “Журнала исследований” (фоторегистрация проводимых экспериментов с характеристикой опыта и выводами).
- Отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности:
- ведение экологических дневников;
- составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;
- рабочие листы по фиксации экспериментов;
- Анкетирование родителей “Что нового узнал Ваш ребёнок о природе.
- Рекомендации родителям по организации наблюдений в летний период.
- Конкурс знатоков “Маленькие тайны природы” (совместно с родителями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Воздух" "Где прячется воздух"
Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...